Риэлторы предложили легализовать преступление ДУБИНА

Дата публикации: 12 ноября 2014

По их мнению, платное ускорение в органах опеки следует узаконить по аналогии с БТИ

В четверг, 6 ноября, в Центральном районном суде продолжилось разбирательство по громкому уголовному делу в отношении экс-директора департамента образования Омска Ильи ДУБИНА. Он обвиняется в совершении 26 преступлений по ч. 1 ст. 290 УК РФ и одном по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Дело ведет судья Инна ЕРМОЛАЕВА. Сторону защиты представляют адвокаты Александр ДЕРЕВЯНКО и Михаил ЗАВЬЯЛОВ. А сторону обвинения – прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Омской области Яна ПУГАЕВА.

Дело риэлторов

Пока в суде рассматривается дело о получении ДУБИНЫМ 26 взяток от риэлторов агентств недвижимости. По версии следствия, ДУБИН, являясь директором департамента образования, познакомился с посредником, который работал с 2002-го по 2008 год в департаменте образования, и стал поддерживать с ним приятельские отношения. А в 2010 году на этого посредника вышла работник агентства недвижимости Марина ШЕВЕЛЕВА и сообщила об имеющейся у нее необходимости сокращения сроков рассмотрения департаментом образования заявлений о реализации квартир, доля в которых принадлежала на праве собственности несовершеннолетним детям. ШЕВЕЛЕВУ интересовало, можно ли добиться рассмотрения заявлений в первоочередном порядке или в кратчайшие сроки. Посредник обратился с этим вопросом к ДУБИНУ. Тот дал положительный ответ. Далее ШЕВЕЛЕВА распространила среди риэлторов информацию об оказании такого вида услуг на возмездной основе. Впоследствии ДУБИНЫМ за 2012-2013 годы было получено 26 взяток на общую сумму 164 тысячи рублей за согласование соответствующих документов.

Цепочка лиц, участвовавших в операции, выглядела следующим образом. Физические лица с целью реализации квартиры, доля в которой принадлежала на праве собственности несовершеннолетнему ребенку, обращались в агентства недвижимости. Те в свою очередь выходили на риэлтора ШЕВЕЛЕВУ, имевшую необходимые связи для решения вопроса. А она через посредника передавала взятку и анкетные данные клиентов ДУБИНУ. ШЕВЕЛЕВА, как правило, всегда просила 10 тысяч рублей за свою работу. Доля ДУБИНА поначалу составляла 5 тысяч рублей, а уже впоследствии увеличилась до 7 тысяч рублей. От него требовалась только подпись как от директора департамента образования, поскольку всю работу по подготовке необходимых документов он поручал своей подчиненной – начальнику отдела правового обеспечения управления опеки и попечительства департамента образования Виктории ШЕВЧЕНКО. Иногда вместо ДУБИНА подписи ставили исполняющие обязанности директора департамента образования Татьяна ДЕРНОВА и Екатерина СПЕХОВА, впрочем взятки все равно поступали ДУБИНУ. Последним клиентом по этому делу была некая ОЖЕРЕЛЬЕВА, и 7 июня при проведении оперативно-розыскного мероприятия ДУБИН был взят с поличным при получении взятки в 7 тысяч рублей во дворе жилого дома на улице 70 лет Октября.

Среди агентств недвижимости, чьи риэлторы засветились в деле, фигурируют «Авеста-Риэлт», «Микрорайон», «Светлый дом», «55 регион», «Премиум класс», «Держава», «Город Солнца» и другие.

Цепочка со всех сторон

На заседании допрашивали и омичей, которые могли реализовать жилье таким способом, и риэлторов агентств недвижимости, помогавших им в этом.

Гражданка Евгения МОРОЗОВА пыталась продать жилой дом по адресу: улица Дружбы, 64 через риэлтора агентства недвижимости «Открытый мир» Наталью КРЕСНОВУ и купить другой дом за городом. Для этого ей потребовалось разрешение из органов опеки департамента образования, поскольку одним из собственников объекта являлся несовершеннолетний ребенок. Но в службе одного окна МОРОЗОВОЙ заявили, что увозить ребенка за город нежелательно. Потому гражданка решила сначала оформить на несовершеннолетнего 7/8 доли в квартире своей мамы на проспекте Мира и только потом вернуться к запланированной сделке. Однако спустя месяц она получила отказ, и вопрос с реализацией встал ребром. Потенциальные покупатели ее дома на ул. Дружбы заявили, что их выселяют из квартиры и жилищный вопрос необходимо решать срочно. Со стороны продавцов загородного дома в Петровке тоже начали звучать заявления об отказе, поскольку сделка слишком затягивается и до 1,5 месяцев они ждать не желают. Тогда риэлтор КРЕСНОВА предложила ей альтернативный вариант решения вопроса – ускорить сделку за 10 тысяч рублей. МОРОЗОВА согласилась и выдала риэлтору необходимую сумму. Вскоре из департамета образования МОРОЗОВОЙ позвонили и сказали, что разрешение готово, приезжайте забирать.

Адвоката ЗАВЬЯЛОВА интересовало, где именно передавались деньги для риэлтора. «В машине, по-моему, даже у меня в машине», – ответила МОРОЗОВА.

Деньги передали, но ускорения не получили

Показания в суде также дала риэлтор Наталья КРЕСНОВА. Сейчас она уже работает в другом агентстве недвижимости – «Добрый дом». КРЕСНОВА подтвердила практически все сказанное МОРОЗОВОЙ и об отказах в органах опеки, и о сложной ситуации со сроками. «Сроки горели, покупатели и продавцы не могли ждать, поскольку и вокруг них была длинная цепочка, сзади и спереди», – объяснила КРЕСНОВА. Поэтому она стали искать пути-выходы, спрашивать у других риэлторов, кто может посодействовать в ускорении, и ей указали на Марину ШЕВЕЛЕВУ. При этом, по словам свидетеля, как она ни пыталась выведать у ШЕВЕЛЕВОЙ, кому предназначаются деньги, так ей это и не удалось. Прокурор ПУГАЕВА уточнила у КРЕСНОВОЙ, знала ли ее клиентка о том, что в сделке появился посредник.

– Конечно. Не из своего же кармана оплачивать услугу. Она была готова заплатить, – ответила КРЕСНОВА.

Судью ЕРМОЛАЕВУ заинтересовало, насколько быстро после обращения к ШЕВЕЛЕВОЙ органы опеки изготовили разрешение. Оказалось, что, несмотря на выданные посреднику деньги, никакого ускорения по факту не произошло и МОРОЗОВА находилась в ожидании еще около двух недель.

«Мы каждый день кормили друг друга «завтраками», иногда я даже игнорировала звонки», – добавила КРЕСНОВА.

Прокурор спросила свидетеля, как она оценивала данную сделку – как государственную услугу или взятку для обхода сроков.

– Если бы это было платной госуслугой, как в БТИ, то мы бы несли деньги в кассы. С удовольствием. В принципе это и надо было бы уже давно сделать, – заявила риэлтор КРЕСНОВА.

Законное ускорение

Следующей допросили риэлтора «Города Солнца» Татьяну КАЛИНИНУ, которая в этом агентстве недвижимости работает уже около восьми лет. Гособвинение интересовали ее клиенты по фамилии ШЕРСТОБИТОВЫ. КАЛИНИНА ответила, что в начале 2013 года она помогала им продать квартиру на Нефтезаводской с одновременной покупкой жилой площади на проспекте Мира. Но из департамента образования поступил отказ. Поначалу КАЛИНИНА ответила, что достаточно было только снизить долг по ипотеке, чтобы органы опеки изменили решение и дали зеленый свет на сделку с имуществом несовершеннолетнего. Но прокурор вернула свидетеля к сути обвинения, акцентировав внимание на том, что в эпизоде фигурирует ШЕВЕЛЕВА. КАЛИНИНА призналась, что действительно обращалась за услугами по ускорению к своей бывшей коллеге.

– Все знали, что ШЕВЕЛЕВА помогает. Все риэлторы, – заявила КАЛИНИНА.

Чаще всего, по словам свидетеля, ШЕВЕЛЕВА приходила за деньгами и адресами проблемных квартир прямо в офис «Города Солнца». Деньги ей передавали либо сами риэлторы, либо руководитель агентства недвижимости. В случае с ШЕРСТОБИТОВЫМИ, по словам КАЛИНИНОЙ,  десять тысяч рублей ШЕВЕЛЕВОЙ передала директор «Города Солнца» Марина ДЕНИСОВА.

Прокурор спросила свидетеля, считала ли она данную сделку легальной. КАЛИНИНА уклончиво ответила, что у них не было другого выхода, и если бы законодатель предусмотрел платное ускорение, то все бы понесли деньги. После этого свидетель обратилась лично к судье.

– Надеюсь, после вашего решения все будет. Ведь для БТИ есть градация расценок. Если заказываешь техпаспорт, то в течение месяца он, к примеру, готовится за 700 рублей. Если за более короткий срок надо, то сумма возрастает. Почему бы и здесь так не сделать, если людям срочно нужны разрешения?

«Васька цветок»

Допросили в суде и директора агентства недвижимости «Город Солнца» Марину ДЕНИСОВУ. По версии следствия, более половины взяток для ДУБИНА шли именно из этой организации. ДЕНИСОВА не отрицала, что ее риэлторы и она сама решали трудные вопросы с имуществом несовершеннолетних через ШЕВЕЛЕВУ. Но в случае с семьей ШЕРСТОБИТОВЫХ, вопреки заявлению КАЛИНИНОЙ, свою причастность она не признала. ДЕНИСОВА заявила, что, вероятно, риэлтор сама деньги и передавала.

Прокурор задала вопрос и о других клиентах «Города Солнца» – семье КАЗЕКИНЫХ. Отметим, что Илью КАЗЕКИНА тоже допросили на заседании. Весной 2013 года он совместно с женой реализовал через «Город Солнца» квартиру на Пархоменко, 21/2 через риэлтора Оксану БУЛГАКОВУ. Но никаких ценных сведений суду он не предоставил, так как сумел убедить все стороны, что всеми делами занималась супруга и допрашивать следует лучшее ее. ДЕНИСОВА тоже не прибавила деталей по данному эпизоду, отметив, что лично ей о сделке с семьей КАЗЕКИНЫХ ничего неизвестно. И, в общем-то, все ее показания сводились к тому, что всеми делами занимались ее риэлторы, а она сама практически не знает никаких подробностей. Тогда прокурор настояла на оглашении показаний ДЕНИСОВОЙ следователю. Из них следовало обратное. Тогда ДЕНИСОВА даже помнила суммы вознаграждений по всем сделкам. Так, к примеру, КАЗЕКИНЫМИ агентству было выплачено 60 тысяч рублей, десять тысяч из которых предназначалось ШЕВЕЛЕВОЙ. Все было так поставлено на поток, что даже не было необходимости заранее договариваться о размере вознаграждений с посредником. При этом в «Городе Солнца» было принято не ставить в известность клиентов о том, что в вознаграждения может закладываться денежная сумма для выплаты взяток.

У судьи тоже возникли сомнения в том, что ДЕНИСОВА не знает о  деталях передачи взятки. «ШЕВЕЛЕВА в разговоре с вами произносила такие слова, как «цветок» или «Васька?», – спросила ее судья ЕРМОЛАЕВА. Она  объяснила, что в материалах дела имеются телефонные переговоры ШЕВЕЛЕВОЙ и ДЕНИСОВОЙ, где одна из них, видимо, в целях конспирации постоянно упоминала то некоего Ваську, то «цветка», который был в курсе всего. Судя по всему, речь шла о главном посреднике по делу — экс-заведующем кафедрой гражданского права Омского юридического института Василии ЦВЕТКОВЕ.

Консультация или передача взятки?

Последней допросили индивидуального предпринимателя Алену ПАНЮТИЧ, которая в 2012-2013 годах работала в агентстве недвижимости «Гранит». Прокурора интересовала судьбы квартиры семьи КОЩЕВЫХ на улице Харьковской. ПАНЮТИЧ ответила, что у клиентов была сложная ситуация, покупатели отказывались ждать, поэтому она обратилась к Марине ШЕВЕЛЕВОЙ. Вопрос с разрешением решился всего за 3-4 дня.

Адвокат ЗАВЬЯЛОВ попытался выяснить, осознавала ли свидетель, что передавала взятку, или относилась к этому иначе.

– Мне не было уточнено, что это было передачей денег для ускорения или чем-то другим. Я не знаю, для чего она брала эти деньги, – ответила ПАНЮТИЧ.

– То есть мне так и записать «я не знаю, для чего ШЕВЕЛЕВА брала деньги» и «я не знаю, для чего я ей их передавала»? – уточнил ЗАВЬЯЛОВ.

Тогда свидетель ответила, что, возможно, ШЕВЕЛЕВА брала деньги как за консультацию.

«КВ» будут следить за развитием событий.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/noyabr/-43/rieltory-predlozhili-legalizovat-prestuplenie-dubina