Осенние пасторали

Дата публикации: 01 октября 2014

Почему-то всегда, когда в душу начинает закрадываться осенняя грусть, я вспоминаю работы Игоря САНИНА. Среди его замечательных пейзажей  осенние занимают едва ли не главенствующее место. Может быть, потому что сам он родился в начале ноября. И осень, связанная с САНИНЫМ, тут же перестает  быть грустной и удручающей.

Это сразу и «очей очарованье», и Болдинская осень – пора творческого вдохновения. Пейзаж у художника – глубоко личная тема, пейзаж – это история его души.

Укрощение строптивой

Игорь САНИН считается (и по праву) уникальным мастером акварели. Хотя он занимался и плакатом, и промграфикой, и рекламой, так, как после Свердловского художественного училища окончил еще и Московский полиграфический институт. Но вот повстречалась на его пути эта своенравная дама, и, со свойственным ему упорством, он просто уже не мог не добиться ее расположения.

— Эта техника долго мне не давалась, — вспоминает Игорь Александрович. – Все получалось, кроме акварели. Она казалась мне капризной, непредсказуемой. И я уперся. Случалось, что ради одной работы выбрасывал десятки листов.

Вот уже много лет САНИН  работает в технике акварели, экспериментируя, открывая ее новые пластические возможности. И при этом оставаясь верным реалистической манере изображения и полюбившемуся жанру – сельскому пейзажу. Художник постоянно находится в движении, без выездов на пленэр, по его собственному утверждению, начинает хандрить. Сибиряк по рождению, он с большой любовью пишет природу родного Прииртышья, а также и всей Сибири. Побывал в Салехарде, Надыме, на Алтае, в Горной Шории, Туве, путешествовал по Оби и Лене.

Сказание о земле сибирской

На пленэр живописец едет с этюдником, а акварелист, как репортер – с карандашом и блокнотом», — пошутил как-то Игорь Александрович. Только вот в блокноте у «коллеги» не записи, а зарисовки – наброски будущих работ. Из таких, наверное, и родились «Утро в рыбацком поселке», «На север», «Башкирские камни», «Скоро Ильин день», и вот осенние – «Последний вечер в Атаке», «Осенняя гроза», «Осенние хлопоты».

Краски в основном желтые с размывом зеленого и серо-серебристые, но сколько нюансов чувств заложено в них! Мотивы, которые выбирает Игорь САНИН для своих акварелей, вроде бы просты – вода, небо, лодки, деревья, стога, маленькие домики. Однако именно через это художник рассказывает о том, чем дышит природа Сибири и как живет в ней человек. Иногда очень непросто живет.

— Как-то мы поехали с Сергеем ЗОЛЬНИКОВЫМ по Омскому Северу, — рассказывает Игорь САНИН. – По деревням Седельниковского района. Видели и разрушенные родовые крестьянские гнезда. Такая у меня появилась вдруг ностальгия! И я под впечатлением написал несколько листов.

«Заросшие ворота», «Разоренное гнездо», «Северная деревня» — грустные работы. Когда живое отрывается от корней, всегда больно.

Семейное дело

У Игоря САНИНА, по счастью, богатая родословная и крепкие корни. Углубляясь в историю его семьи, не перестаешь удивляться. Дед Константин БЕКЕНЕВ  был художником-ювелиром, обладателем золотой медали на выставке в Турине. Отец Александр Степанович САНИН – ветеран Великой Отечественной войны, защитник Брестской крепости, переживший плен, последующее отчуждение («был в плену – значит предатель») и все-таки восстановленный в правах, получивший заслуженный орден. Александр Степанович стал основателем и первым директором детской художественной школы № 1, где теперь преподает  Игорь Александрович САНИН. Где долгое время преподавала и его мать Маргарита Константиновна,  и его супруга Нина Владимировна – замечательный художник и тонкий, чуткий человек, ушедший, к сожалению, недавно из жизни. В 2013 году детской художественной школе № 1 было присвоено имя семьи САНИНЫХ.

Это имя, эта фамилия продолжается в двух дочерях Игоря Александровича. В Ольге — певице, поэтессе, солистке группы «Моя дорогая», а также удивительном мастере интерьерной куклы. В Ярославе – дизайнере, авторе-исполнителе. И будет продолжаться во внуках.

Что мне было еще приятно узнать в биографии Игоря Александровича САНИНА, так это то, что вырос он на Северных улицах. Каждый раз испытываю гордость за такое вот растянутое во времени «соседство». Ведь на наших Северных прошли детство и юность актрисы Татьяны ФИЛОНЕНКО, поэтессы Татьяны ЧЕТВЕРИКОВОЙ, где-то совсем рядом жила в общежитии с маленьким сыном художница Евдокия СМИРНОВА.

От прошлого к будущему

Вытянуть Игоря Александровича на разговор довольно сложно, а на какую-то саморекламу и тем более. Вот и большой альбом с его работами вышел в прошлом году, кажется, впервые. А ведь Игорь САНИН – заслуженный художник России, лауреат Губернаторской премии, а также неоднократно – «Художник года» в номинации «Графика» и пр. Пять лет назад занесен в Книгу почета деятелей культуры города Омска. Работы САНИНА разлетелись по всей России, хранятся в частных коллекциях во Франции, Японии, Финляндии, США. Но суть его характера – не самосозерцание, а наблюдение за жизнью и постоянный труд: как можно больше увидеть, впитать, почувствовать, передать. Именно поэтому работы Игоря Александровича  отличает высочайшая профессиональная культура. Поэтому в любой пейзажной пасторали у него есть и четкая авторская мысль, и философия, и какая-то история. «Пишешь природу, а рассказываешь  о человеке», — однажды заметил он.

Рассматриваю фотографии разных лет. Многое меняется, но остается эта едва уловимая улыбка и упрямый прищур глаз. Вот с таким выражением лица, наверное, молодой художник САНИН покорял и свою будущую супругу, и неподатливую художественную технику – акварель…

А на дворе опять осень, и скоро, всего через месяц (аккурат в Октябрьскую, кто еще помнит),  день рождения Игоря Александровича САНИНА. Юбилей – 75. Но в данном случае осень никак не ассоциируется  с почтенным возрастом. Это время размышлений, легкой ностальгии и подготовки к чему-то новому. Да, уже невозможно прийти в старый дом, которого нет, поговорить с женой о чем-то, только вам двоим понятном, поучить дочь кататься на велосипеде. Но это было. И если принимать жизнь распахнутой душой, она еще подарит мгновения, о которых можно будет вспоминать следующей осенью.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/oktyabr/-37/osennie-pastorali