Геннадий ДОЛМАТОВ: «Многомиллионные долги за газ и рост тарифов на 79% произошли после продажи котельных Ростовки и Ключей ООО «РусВентПром»

Дата публикации: 15 октября 2014

На заседании совета глав муниципальных районов  из-за сложной ситуации с началом отопительного сезона критике подвергся глава Омского района Геннадий ДОЛМАТОВ. Обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН обратился к  нему  с просьбой  дать свое видение всей этой ситуации.

— Геннадий Геннадьевич, что сейчас происходит с коммуналкой в Омском районе?

— Я считаю,  это связано с тем, что мы в районе наводим порядок в имущественных делах, а может,  с тем, что формируем иную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но давайте смотреть объективно. Сегодня прокуратура нас критикует, что постановление об открытии отопительного сезона мы подписали 29 сентября, а топить начали только 4 октября. Но позвольте! У нас договоры со всеми заключены, и все же тепловая компания должна отапливать, а не глава района. Я не могу отапливать, у меня нет таких функций. Моя задача организовать работу. Межрегионгаз, исходя из своих собственных интересов, газ не поставлял. Поэтому из 72 тепловых источников 60 были запущены в том числе на резервном топливе.

— Почему у 12 тепловых источников не оказалось  резервного топлива?

— Резервное топливо рассчитано на один-два дня. А поскольку мы затапливали массово на все котельные, то мазута и угля не везде хватило. Но если бы ситуация оставалась прежней, то я готов был  уже ввести в Омском районе режим чрезвычайной ситуации, закупить топливо и затапливаться на резервном. То есть ситуация была  спрогнозирована, и мы лишь определялись по времени. В прокуратуру по этому поводу мы обратились заранее — 22 сентября,  проводилось даже совместное совещание, где мы их информировали, что Межрегионгаз не дает топлива, и просили отреагировать. Первого октября мы повторно обратились, а уже второго октября вместо поддержки получили в свой адрес предостережение. Более того, прокуратура обратилась в суд. Хотя изначально мы их  просили  о понуждении Межрегионгаза дать газ для того, чтобы населению дать тепло. А потом пусть разбираются сами. Они же два юридических лица и должны сами договориться между собой, как реструктурировать долги. Это же не долги муниципального района.

— Два юридических лица — это Межрегионгаз и тепловая компания?

— Да. Но в результате заложниками остаемся мы. До абсурда нельзя же доводить ситуацию.

— Кто в Омском районе самые крупные поставщики тепла?

— На территории Омского района 14 компаний, оказывающих услуги по теплоснабжению. При этом из 72 тепловых источников половина — частные. Муниципальных котельных около 40. Но все началось с того, что часть  муниципальных  тепловых источников использовала частная компания «Карат» по договору аренды с поселениями. Проработала всего четыре года.

— Сколько котельных было у «Карата»?

— Пять. В поселениях Морозовка, Новоомский, Андреевка, Пушкино.

— Своих котельных у них не было?

— Нет. По всем были заключены договоры аренды по итогам торгов. Остальные тепловые источники также выставлялись  на аукцион. Победителем стала муниципальная компания Омского района «Тепло-энергетическая компания». МУП «ТЭК» была создана еще перед моим приходом, до 2012 года. Первый отопительный сезон она прошла  без проблем. Хотя компания сразу была планово-убыточной, но мы предусмотрели для нее субсидии. Только по первому году за счет модернизации  сократили убытки на 20 млн рублей.

А вот  «Карату» РЭК, как они утверждают, утвердила экономически не обоснованный тариф. Доказать обратное они не сумели. Кстати,  недавно на заседании в Законодательном собрании  совершенно четко объяснили, что последние 5-6 лет существовала политика сдерживания тарифа. Если такое происходило, то как компаниям выживать? В итоге у «Карата»  образовалась отрицательная рентабельность. При этом как-то предотвратить ситуацию они даже не попытались. Хотя я им предлагал поддержку. В результате за первое полугодие 2014 года «Карат» практически полностью перестал платить за ресурсы.

— Поставщикам газа?

— Да. После отопительного сезона они уведомили администрации сельских поселений, что расторгают с ними соглашения и больше оказывать услуги не желают. Но при этом до октября денежные средства с населения они собирали. 9 июня, понимая, что ситуация накаляется, а прийти к консенсусу с «Каратом» не представляется возможным, я обратился в прокуратуру, предупредив, что из-за неплатежей «Карата» есть опасность, что ресурсоснабжающая организация может не дать газ к отопительному сезону.

— Котельные они  вернули в казну?

— Вернули. Но остался долг перед поставщиком газа. Прокуратура ответила, что по их информации «Карат»  осуществляет действенные меры по погашению задолженности. Также говорилось о направлении письма в УМВД для назначения дополнительной проверки. После этого меня вызвали в министерство строительства и ЖКК, где спросили, как я буду рассчитываться за компанию "Карат". Никак не буду рассчитываться, ответил я. У меня нет законных механизмов, чтобы  рассчитываться за частную компанию. Если говорить о статье  78 Бюджетного кодекса, то она – да, позволяет решать такие вопросы, но эта субсидия должна быть прописана  в бюджете заранее, причем четко на конкретные мероприятия. Поэтому мы ее применить были не вправе.

— Какова задолженность?

— Порядка 16 млн рублей.

— Как развивалась ситуация с МУП «ТЭК»?

— К прошлому отопительному сезону компания подошла без особых проблем. МУП «ТЭК» имело 33 тепловых источника. При этом два из них, располагающихся в поселках Ростовка и Ключи, очень мощные. Они составляли 47% от всего теплового баланса предприятия и  были  очень прибыльными. Еще 19 тепловых источника МУП «ТЭК» — убыточные напрочь. Фактически убытки этих 19 котельных  компенсировались этими  двумя, а тариф, как вы знаете, считается в среднем, так что в целом по району тариф был нормальным -  народ устраивал.  Но эти два тепловых источника являлись не муниципальными, а принадлежали  коммерческому предприятию «Октан-Сервис». Когда оно обанкротилось, все их тепловые источники были выставлены на торги. Естественно, мы обращались в том числе в министерство строительства с предложением выкупить эти две котельные. Но финансовая помощь нам оказана не была.

Мы даже собрали депутатов и предложили им поискать деньги в  бюджете района. Пообрезали  все, что возможно, и нашли 23 млн рублей.  Мы вышли на торги. Но на торгах нашу цену перебила частная компания.

— За сколько они выкупили эти две котельные?

— Более 23 млн рублей.

— Если вы принимали решение о выделении средств официально, то они вполне могли знать, сколько у вас денег выделено для торгов?

— Видимо, так и было.   Мы обратились к победителю торгов  ООО «РусВентПром» и предложили: продайте нам тепло на коллекторе  по тарифу, утвержденному  РЭК,  - 900 рублей  за одну гигакалорию, плюс мы будем платить за аренду оборудования. По такой же схеме мы работали с «Октаном». Тогда если у нас даже доходная часть в целом по МУП «ТЭК» и снизится, то это не будет так критично. Но собственники нам отказали и передали  с 1 ноября в аренду эти две котельные МУП города Омска «Тепловая компания».

— Что произошло дальше?

— И с баланса районной Тепло-энергетической компании сразу же ушла  почти половина доходов, и она мгновенно становится убыточной.  За ноябрь — декабрь ТЭК претерпел убытки  на 14,5 млн рублей. Компания, естественно, заявилась на новое тарифное регулирование, поскольку два тепловых источника выбыли. Но РЭК решает повысить тариф не с 1 января, а с 1 июля, по окончании отопительного сезона 2013/2014. Получается, что затраты первого полугодия легли  на второе полугодие. Но если бы РЭК приняла новый тариф  с 1 января, то фактическое повышение составило бы 39%. А с 1 июля повышение получилось 79%. Вся эта ситуация была очевидной, и я по этому поводу бил во все колокола  заранее. Писал официальные  письма, предупреждал.  В итоге МУП «ТЭК» было доведено до коллапса, компания не смогла рассчитываться за ресурсы, накопила порядка 30 млн рублей долгов за газ.

— К сезону?

— Да. Все меры, которые мы могли применить, применили. Более того, мы изыскали из бюджета Омского района 14,5 млн рублей на компенсации части убытков – так как это муниципальное предприятие, там  проще решить такой вопрос. Еще 16 млн рублей пообещал губернатор.

— Компенсаций хватит для покрытия убытков?

— В целом по году убытки МУП «ТЭК» по предоставлению тепловой энергии жителям будут составлять порядка 50 млн рублей в год. Но у нас ведь есть еще и объекты социальной сферы на территории Омского района: школы, детские сады, Дома культуры и т.д. То есть еще и здесь порядка 40 млн рублей  потребуется компенсаций из бюджета.

— Недавно к вам зашла «Тепловая компания Омского района». Что они предлагают?

— По сути, это московский инвестор. Связано это с тем, что с 1 января 2014 года законодательство в теплоснабжении изменилось кардинальным образом. В первую очередь в части того, что использование котельных на основании торгов запрещено. Только на условиях  концессионных соглашений. С этой тепловой компанией мы заключили соглашение  1 октября. Но концессия — это, по сути, долгосрочная аренда по минимальной сумме, но с условием внесения значительных инвестиций в развитие объекта. Тепловая компания планирует вкладывать порядка 100 млн рублей, и нас это устраивает.

— Что осталось МУП «ТЭК»?

— Муниципальному предприятию осталось только исполнение по старым договорам и  обслуживание по холодной воде. Связано это с тем, что по новому законодательству компания, имеющая отрицательный баланс, не может заявляться на концессию.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/oktyabr/-39/gennadiy-dolmatov-