Николай ГОРНОВ: О конструктиве в креативном контексте

Дата публикации: 22 октября 2014

На англоязычном интернет-портале The Calvert Journal, который рассказывает о современной культурной среде России, а издается непосредственно в Лондоне фондом Calvert 22 (главные лица проекта – глава фонда Нонна МАТЕРКОВА, экс-глава Минфина РФ Алексей КУДРИН и британский журналист Эко ЭШУН), опубликован отчет «Креативные города России – 2014». Результаты этого исследования получились не то чтобы удивляющими, поскольку удивить меня новыми пунктами урбанистической повестки трудно, тем не менее совсем пройти мимо такого рода информации я не могу. Я ведь, как трудолюбивый муравей, ползаю круглосуточно по дальним пределам и медийным полям, притаскивая в клювике информацию, которая достойна, на мой взгляд, внимания неравнодушных.

Если коротко, то Омска в списке креативных городов России нет. Но вы об этом, наверное, и сами успели догадаться, читая мое длинное вступление – оно (вступление) могло бы быть гораздо короче, если бы я жил в креативном городе и был бы, соответственно, умным с рождения. А кто же есть в этом списке? Держитесь за стулья, начинается самое интересное. По мнению экспертов интернет-портала The Calvert Journal, рассказывающего о современной культурной среде России, творческая жизнь кипит и бурлит в недрах восьми российских городов – в мультикультурной Казани, космополитической Москве, экс-купеческом Нижнем Новгороде, постиндустриальных Перми и Екатеринбурге, ренессансном Санкт-Петербурге, в самом дальнем Владивостоке и даже, как ни удивительно, в аграрном Воронеже, главном городе Центрального Черноземья.

Обидно? С одной стороны, да. Нас опять обошли, и мы опять рискуем проиграть очередную главную битву на поле глобальной конкуренции. С другой стороны – как-то омичи жили до сих пор, не задумываясь о креативном контексте. Креатив (творчество, если по-русски) – это такая штука, которую в карман не положишь и с собой не унесешь. Она мимолетна, субъективна и неизмеряема сверкающими хромом приборами с точностью до одной миллионной дюйма. А носители креативности (творческого начала) очень неуживчивы, ко всему прочему. Таким людям некомфортно всегда, даже когда квалифицированному большинству хорошо. Поэтому Омск и во времена плановой экономики, и во времена дикого капитализма охотно указывал креативным людям на выход.

Да и что нам делать с этой креативностью? По какому курсу ее можно будет конвертировать в рубли? Мы все еще не можем договориться о терминах, а гуманитарная наука экономика все еще не дала нам ответа, ориентироваться ли на ценности постиндустриального общества и ставить на алтарь нематериальные активы или давно пора, засучив рукава, браться за новую индустриализацию, перекрывать реки новыми плотинами и лететь к далекому Марсу. Вполне вероятно, что Омск потому и не рвется сегодня в передовики, что вся остальная страна еще не определилась с приоритетами. Ну а резервы у Омска есть, я даже не сомневаюсь. Порядок всегда рождается из хаоса. Без мощной энергетики еще ни один мелкий пыльный городишко на окраине империи с 37 тысячами душ не смог бы всего за сто лет стать городом-миллионником.

А будут дразниться – соберемся с мыслями и дадим по рогам всем этим передовикам креативного фронта.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/oktyabr/-40/nikolay-gornovo-konstruktive-v-kreativnom-kontekste-