Виктор ЛАПУХИН:«Когда меня спрашивают, что я сделал за два с половиной года руководства, отвечаю: впервые за 20-летнюю историю по линии культуры мы привели в регион более 1 млрд рублей федеральных денег. И еще приведем»

Дата публикации: 22 октября 2014

16 октября на кухонных посиделках в «КВ» уже во второй раз побывал министр культуры Омской области Виктор ЛАПУХИН. Виктор Прокопьевич рассказал о том, какие свои достижения за последние два года считает основными, а также раскрыл подробности о проектах реконструкции «Омской крепости» и улицы Ленина, высказал свое отношение к созданию в Омске вуза культуры и искусств и ответил на многие другие вопросы. Любопытные моменты этого разговора записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.

– Виктор Прокопьевич, сейчас формируется бюджет на 2015 год, уже известно, что он будет весьма скромным. Культуру и физкультуру, как известно, больше других сокращают в тяжелые времена. Каковы перспективы по вашей отрасли?

Начну издалека. В 2013 году бюджет культуры в Омской области был, наверное, самым лучшим за много лет. В 2014 году, несмотря на то, что год объявлен Годом культуры, наш бюджет меньше. Но мы закрыли все, что должны были закрыть, может, чуть меньше, чем планировалось, выделено на софинансирование материально-технической базы учреждений. Мы, напомню, утвердили программу по развитию культуры и туризма до 2020 года. Строительство, реконструкция, зарплата – все идет через нее. Постоянно вносим в нее изменения.

– Какие изменения, к примеру?

– Например, сейчас у нас появились два серьезных инвестора по туризму – это гостиница Hilton на проспекте Мира и Академия хоккея. В эти два объекта инвесторы вкладывают около 3 млрд рублей, и есть возможность войти с ними в федеральную программу по туризму и получить на инфраструктуру порядка 300 млн рублей. И мы сейчас все это внесли дополнительными изменениями.

– И все же о перспективах на 2015 год.

– На 2015 год пока финансирование мы, конечно, ожидаем не в том объеме, в каком бы хотели. Но знаете, если бюджет утверждать с учетом хотелок всех министерств, там окажется такая дыра, что встанет вопрос о присоединении нашей области к другому какому-нибудь региону, допустим, к Тюмени, у которой, по-моему, порядка 180 млрд утверждается сейчас бюджет региона. При этом если взять сеть учреждений культуры, у нас их в два раза больше, чем в Тюменской области. Вот у нас десять театров, а у них три только.

– Вы говорите, что ожидания по финансам оправдываются не в полном объеме. На какие именно мероприятия вам срезали финансирование?

– Возьмем, к примеру, софинансирование на материально-техническое обеспечение учреждений культуры, на него в последние десять лет выделялось по 30-32 млн рублей в год – примерно по одному миллиону на район, то есть совсем мало. В 2013 году правительство направило 110 млн рублей на эти цели, и мы открыли Нижнеомский ДК, Нововаршавский ДК, которые долго стояли, запустили Марьяновский ДК, капитально отремонтировали Любинский ДК. На 2015 год такой суммы не будет, но ее не было и в 2014 году. Но зато в 2014 году мы вели работу по привлечению предприятий и организаций к решению этих вопросов.

Спонсоров?

– Да почему спонсоров? Раньше клуб в деревне числился за колхозом, он его содержал, ремонтировал, и это было естественно. Вот, например, руководитель хозяйства «Соляное» Виктор БЕЛЕВКИН в прошлом году на выездном заседании правительства встает и говорит: нам на ремонт дома культуры надо три миллиона. Я ему говорю: это ваше же здание, вы же его строили в свое время, предлагаю из трех источников собрать по миллиону – из области, из муниципалитета, и от вас. Договорились, как купцы, по рукам ударили, Дом культуры привели в порядок. Таким же образом поступило Новоникольское хозяйство в Черлакском районе. Сейчас вопрос стоит с районным ДК в Калачинске. Одно его здание построено в 50-х годах, второе пристроено в 70-е годы. Первое рушится. Выезжал туда Виктор Иванович, глава перед ним поставил вопрос. Губернатор говорит: а есть у вас предприятия на территории района, которые могли бы вложить деньги? Депутат ШУШУБАЕВ встает и говорит: а я дам 5 млн. А там в смете 10 млн рублей, в итоге подписали рамочное соглашение, что еще по 2,5 млн выделят областной и муниципальный бюджеты.

– Вопрос по «Омской крепости». Сначала речь шла о привлечении 2 млрд рублей федеральных средств, сейчас уже о 800 млн...

– Рассказываю по порядку. В феврале 2014 года на коллегии Министерства культуры РФ губернатор озвучил планы, связанные с Омской крепостью. 2,6 млрд рублей – это первоначально озвученная цифра, выведенная приблизительно с помощью наших проектных институтов. На коллегии было принято решение финансировать этот проект из трех источников. Первые два – федеральные, ФЦП «Культура» и ФЦП «Ростуризм», и третий источник – область вместе с муниципалитетом. Министр прямо спросил губернатора: какую долю вы потянете? Виктор Иванович ответил, что 600 млн мы возьмем на себя. Дома мы определились, что весь проект реконструкции Омской крепости надо разбить на этапы, и первый этап – это памятники, которые там есть, и прочие здания. Их восемь. К 6 октября в Минкультуры РФ мэрия подготовила проектно-сметную документацию на 6 памятников. Плюс отдельно проходят Воскресенский собор и здание поликлиники, которое относится к Минобороны РФ. Так вот, стоимость реставрации шести памятников – 575 млн рублей. Документацию по ним мы подготовили поздно, уже к концу года, и официальный ответ еще не получили, но я его знаю. На словах в федеральном министерстве культуры подтвердили, что хоть до конца года мы этих денег – порядка полумиллиарда рублей – не получим, но первыми изменениями в федеральный бюджет 2015 года, примерно в марте, они пройдут. Доля области здесь – порядка 100 млн рублей. Как только деньги получим, будем проводить конкурс и заниматься этими шестью зданиями.

Второй этап – проектно-сметная документация архитектурно-планировочного решения «Омской крепости». Сюда входит вся инфраструктура, все инженерные сети. Сейчас город готовит историко-культурный опорный план, и в плане будет четко определено, где какой памятный знак, где сквер, где вал и так далее. Этот этап дай бог нам подготовить за первое полугодие 2015 года и успеть в июле — августе войти с ним в бюджет 2016 года. Многие вопросы еще в обсуждении. Например, нужно ли восстанавливать крепостной вал, который там был. А это, подчеркну, земляной вал, который каким-то образом необходимо обустроить – дерном, камнем или еще чем. Только на вал потребуется около полумиллиарда рублей.

При правительстве Омской области создан штаб по подготовке к 300-летию, и он раз в две недели теперь заседает. На следующем штабе, кстати, будем обсуждать вопрос о создании на зимний период снежного городка в «Омской крепости», и вот, если получится, там попробуем воссоздать и вал, и памятник Бухгольцу, и Петру I. Есть и люди, которые желают этим заняться, никаких бюджетных денег там не предполагается.

А что с Воскресенским собором?

– Этот памятник идет отдельно, сейчас объявлен аукцион на корректировку проектно-сметной документации по восстановлению собора. Документация была составлена в 2009 году компанией «Мостовик», конкретно Татьяна МАЛИНОВСКАЯ ее составляла. Сметная стоимость – около 180 млн рублей. Владимир Ростиславович (МЕДИНСКИЙ. – Прим. «КВ») обещал, что на этот объект деньги будут отдельно выделены.

– Собор будет действующим?

– Нет, хотя он и будет восстановлен полностью. Колокольни там не будет, чтобы не волновать жителей близлежащих домов. Первоначально предполагается, что там будет музей истории города Омска.

Сейчас много споров об этом объекте, и Игорь КОНОВАЛОВ через СМИ высказывается, мол, чиновникам ничего не надо, а мы тут работаем, поднимаем экспонаты, надо делать саркофаг и так далее… Но я хочу сказать, что в проекте предусмотрено не на старых фундаментах создавать собор, а на новых. И это все остается внутри. К тому же раскопки собора проводились нашим Институтом культурологии, работы эти не завершены, и мы договорились, что, когда начнем работу по восстановлению, археологи будут наблюдать за работами так же, как за Обозным сараем. Так что у Игоря Леонидовича это просто пиар.

К сносу Обозного сарая как вы относитесь?

– Еще в 2009 году консультативный совет с участием всех наших известных архитекторов по этому поводу свое мнение высказал. Тогда все, включая академика Альберта КАРИМОВА, архитектора Игоря ВАХИТОВА, сказали единогласно: надо снести, провести археологию и восстановить с учетом всех исторических фактов.

– А по генплану города у «Омской крепости» еще предусмотрена дорога…

– Надо понимать, что по ФЦП «Культура» никто денег на дорогу никогда не даст. В свое время дорогу запроектировали в связи с тем, что на набережной должна была строиться гостиница. А сейчас вопрос снят с повестки, дороги не планируется, и генплан надо корректировать в этой части.

Проект реконструкции улицы Ленина с Газпромом прорабатываете?

– Когда МИЛЛЕР приезжал на открытие улицы Валиханова, мы прошли с ним по Ленина, от драмтеатра до улицы Музейной, через «Омскую крепость», по Партизанской, по Либкнехта. Кстати, мы предлагали также, чтобы Газпром взял на себя улицу Музейную, так как там корректируется сейчас проект по созданию музея «Эрмитаж-Сибирь». И я точно знаю, что в планы Газпрома на 2015 год вошли улица Ленина и три сквера (два маленьких около Драмтеатра и один побольше за Музеем Врубеля). Кстати, о скверах: около театра Драмы есть у нас недострой, связанный с кафе «Чудесница», сейчас театр инициировал обращение в прокуратуру по этой земле, и мэрия взялась активно за то, чтобы вернуть участок муниципалитету, и если все получится, мы бы хотели, чтобы Газпром там что-то сделал для театра. Плюс к тому, сейчас для нас важно, чтобы у Драмтеатра появилась третья сцена, по размеру не меньше основной. У этого театра изначально не было подсобных помещений, и театр арендует 12 лет подряд на Левом берегу 1000 кв. метров и возит декорации из центра туда.

– Я так понимаю, под недостроем вы подразумеваете участок, находящийся в аренде у Акопа КОСОБЯНА. Если земля муниципальная, у театра какие правовые основания ее отстаивать?

– Предыстория такова. Я пришел в театр Драмы директором в конце 2000 года, а в 98-99 годах эта земля была выделена театру под строительство третьей сцены, существовал даже эскизный проект. Но случился дефолт, денег из бюджета не дали, и прежнее руководство театра приняло решение передать участок на правах аренды Акопу КОСОБЯНУ. Но закон об охране памятников культурного наследия говорит, что в охранной зоне памятника можно строить только сооружения, сопутствующие сохранению объекта культурного наследия. И ничего другого. Летом 2001 года КОСОБЯН открыл шлагбаум и туда пошли грузовики со стройматериалами. КОСОБЯН ведь всем говорил, что он выкупил землю, но на самом деле он выкупил только участок под кафе «Чудесница», а остальная земля у него в аренде. ГАСН на основе законов остановил эту стройку, он пошел в суды, но все инстанции ему отказали. Тогда он стал поднимать вопрос, мол, вы у меня купите. Мэр БЕЛОВ предложил ему пять земельных участков в обмен на этот один. Приходит ШРЕЙДЕР и этот обмен отменяет. И говорит – мы у него выкупим. Мы предлагаем мэру отдать КОСОБЯНУ старое здание театра кукол. Тот говорит: нет, мы это здание продадим, а на вырученные деньги у него участок выкупим. В итоге продали здание театра за 90 млн, а КОСОБЯНУ предложили 45 млн, на что он не согласился. А его объект по оценке на тот момент стоил даже с упущенной коммерческой выгодой 11 млн рублей. Администрация Омска потом в качестве компенсации Акопу выделила участок земли в парке 30-летия ВЛКСМ. Он его взял, оформил. Но опять пришел новый мэр, и обмена не получилось, при этом участок в парке остался у Акопа. Сейчас он предлагает купить за 100 млн свой участок у театра. Объявления его опять гуляют по сети – продаю участок. Как-то по такому его объявлению приехали москвичи, а когда документы посмотрели, увидели, что это аренда, хоть и долгосрочная, но уже половина срока прошла, поняли, что здесь никто не даст строить, что против федерального закона не пойдешь, и уехали. При этом город договор аренды с ним не расторгает, так как он аккуратно за землю платит.

– Есть ведь еще такая методика – тайный покупатель. У вас нет таких сотрудников, которые ходят в музеи с такой целью и проверяют, что там и как?

– Нет таких. Но возьму на заметку. Оценивать стараемся. В этом году при нашем министерстве, согласно федеральным требованиям, создан общественный совет, куда входит множество уважаемых деятелей культуры и искусства в регионе. И мы провели в начале 2014 года исследование общественного мнения по работе наших библиотек в 2013 году – Пушкинской, детской. Сейчас провели подобную работу по изучению общественного мнения по музеям, не включая муниципальные. Делал нам его ГЭПИЦентр-2 на безвозмездной основе. И знаете, рейтинг оказался не в пользу наших ведущих музеев. Историко-краеведческий музей, например, потерял в рейтинге по сравнению с Либеров-центром, музеем Кондратия Белова. Музей Врубеля, правда, высоко котируется по-прежнему. Сейчас мы на общественном совете договорились провести такое же исследование по театрам.

– Каково ваше личное отношение к созданию в Омске федерального вуза культуры и искусств?

– Омск по праву культурная столица Сибири. Но за всю историю самостоятельного вуза культуры и искусств в городе не было. При этом среднее образование у нас прекрасное – училище имени Шебалина, прекрасный колледж культуры, библиотечный техникум и так далее. Никогда не было вуза, и если другие регионы перенасыщены кадрами, у нас дефицит. Тому же музыкальному театру приходится 44 квартиры арендовать для приглашенных работников. Симфонический оркестр пытаемся удержать, но музыкантов высшего класса заполучить трудно. Таких специалистов надо растить у себя. Да, мы понимаем, что преподавателей придется приглашать. Мы уже прорабатывали этот вопрос, будут ездить работать к нам специалисты из других вузов. Иметь вуз самостоятельный надо, в Кемерове он есть, в Барнауле есть. А эти города ничем не лучше Омска.

– На каком этапе сейчас решение этого вопроса?

– Губернатор обратился к премьер-министру РФ, тот дал поручение трем министерствам. Минкультуры нас поддерживает, Минфин согласился, ЛИВАНОВ возражает. Но когда к нему на прием пришел сенатор Андрей ГОЛУШКО, министр согласился приехать в Омск, посмотреть. Теперь ждем. Никто пока не похоронил этот проект, просто не решаются такие вопросы в один день. На создание вуза тоже понадобится время, но для Омского региона с его богатым потенциалом это важно. Экс-ректор ОмГУ СТРУНИН идею поддерживал, ученый совет факультета культуры и искусств тоже за. Новый ректор ЯКУБ тоже не против того, чтобы выделить факультет и на базе факультета создавать вуз, то есть без реорганизации ОмГУ. Так что я двумя руками за этот проект. И вся культура региона была бы рада. А объединять для этого все средние учебные заведения в отрасли никто не собирался, это было бы просто глупо.

– Есть еще молодежная культура. Это такая сфера, которой надо скорее всего не мешать, тем же панк-рокерам, например, помочь ведь невозможно. С другой стороны, во многих городах проводятся разные фестивали под открытым небом. У нас что-то такое возможно?

– В России набрало силу такое европейское движение, как создание свободного молодежного пространства. Я понимаю, что у нас это сделать, скорее, невозможно. Создать условия для общения молодежи, помещения дать – это да, а вовнутрь туда лезть чиновникам не нужно. Мы постарались сделать такие пространства, самое большое – в библиотеке имени Пушкина. Но получается, что вокруг каждого такого пространства складывается группа инициативная, которая несет туда свое понимание... Узкий круг получается. Так что нельзя искусственно перенести европейский опыт на нашу почву. Но вот вспомните тот же городской пикник, ребята молодцы, организовали. С фестивалем «Солнцестояние» наше министерство никогда не боролось… Была бы возможность еще дороги туда сделать. Вот на 2014 год правительство выделило 15 млн на субсидии малому бизнесу в сфере туризма. Нашлись всего лишь четыре человека, в Тюкалинске, Муромцеве, и мы не смогли даже 15 млн раздать под эти проекты.

Какова средняя зарплата в областных учреждениях культуры?

– Самая высокая зарплата – в филармонии, в среднем за 30 тысяч рублей, следом идет театр Драмы, в среднем 25-30 тысяч. Сейчас рассматриваются изменения в указ президента, чтобы среднюю зарплату считать без учета обслуживающего персонала. И мы уже вывели в аутсорсинг на наше казенное учреждение весь обслуживающий персонал, если точнее, из 34 учреждений вывели 470 человек – это уборщики, контролеры, гардеробщики и так далее. Если считать без них, то средняя немного приподнимется.

– Оптимизация, которая во многих сферах сейчас идет, вас как-то в ближайшее время коснется?

 – Было поручение всем сокращать расходы, но мы переговорили с губернатором, решено культуру не сокращать, все, что касается оптимизации штатной численности, сети учреждений, нас уже не затронет. В свое время и так сократили отрасль по максимуму. Сокращение коснется только чиновничьего аппарата, министерства. Впрочем, министерство культуры – это тоже творческий организм, а если не творческий, то и зачем он. Кто-то говорил, что ЛАПУХИН придет, всю команду заменит, привезет всех своих. Но это неправильно, когда руководитель что хочет, то и воротит, все под себя. Когда министром культуры России у нас был один известный художественный руководитель, в прошлом руководил театром на Таганке, он РОСТРОПОВИЧА встретил с самолета, взял его виолончель и понес, сказав: я считаю за счастье нести инструмент маэстро. А я для себя тогда сказал – считаю правильным нести портфель того режиссера, у которого много новых спектаклей и идей. Недавно где-то про меня написали: «ЛАПУХИН со свойственным ему артистизмом…» А я только первый курс на артиста проучился, а потом понял, что мне играть либо Ленина, либо Гитлера, и не стал продолжать. Это у артистов бывает двойное дно, второй план, а я человек открытый, и, возможно, это и помогает мне по многу лет работать с творческими коллективами. И когда у меня спрашивают, что вы за два с половиной года как министр сделали, я отвечаю – за это время впервые за 20-летнюю историю по линии культуры мы привели в регион более 1 млрд рублей федеральных денег. И еще приведем. Министерство культуры РФ повернулось сейчас лицом к сельской культуре, к субъектам, и за одно это стоит сказать спасибо МЕДИНСКОМУ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/oktyabr/-40/viktor-lapuhin