Центр питательных смесей увеличил цены на 30 процентов, а огурцы «ТПК Агрокультура» подорожали на 14 процентов
В пятницу, 12сентября, в министерстве экономики Омской области прошло третье заседание оперативного штаба по реализации августовского постановления федерального правительства № 778, утверждающего перечень запрещенной к ввозу из-за рубежа продукции. Задача омского штаба – отслеживать рост цен и не допускать дефицита позиций, попавших под санкции, а также наладить работу с производителями, поставщиками и ритейлом. В этот раз пригласили и представителей бизнеса.
Картофель подешевел на 40 процентов
Министр экономики Омской области Александр ТРЕТЬЯКОВ рассказал, что на сегодня введен ежедневный мониторинг цен во всех 32 районах региона. Охват – 470 торговых предприятий (68 магазинов федеральных сетей, 61 магазин локальных сетей, 132 несетевых магазина, 201 нестационарный торговый объект, 8 розничных рынков).
По данным мониторинга Минэкономики с 7 августа по 10 сентября, потребительская цена заметно выросла по 10 позициям товаров: огурцы (14,5%), мясо кур (5,3%), сыр твердый (4,1%), яблоки (3,9%), рыба мороженая (2,6%), крупа гречневая (1,1%), молоко питьевое (1,1%), изделия колбасные вареные (1,1%), яйцо (1,1%) и свинина (1%).
Снижение за этот период произошло на картофеле (41%), томатах (29,6%), моркови столовой (28,3%), капусте белокочанной (23,6%), перце сладком (4,8%), сахаре-песке (2,5%), муке пшеничной (1,5%), апельсинах (0,7%), винограде (0,4%), масле подсолнечном (0,3%) и соли поваренной (0,3%). По остальным товарам, которые отслеживаются министерством экономики (около 40 позиций), цена практически не повысилась – рост не более 1%.
У соседей — дороже
В то же время, как отмечает ТРЕТЬЯКОВ, за август по 9 из 24основных продовольственных товаров цены в Омской области зафиксированы на самом низком уровне среди регионов Сибирского федерального округа (свинина, баранина, хлеб ржаной и ржано-пшеничный, картофель, капуста, лук, морковь, яблоко, пшено). А в тройке лидеров по низким ценам (1-е — 3-е места) продолжает находиться 84% видов омского продовольствия.
ТРЕТЬЯКОВ также заявил, что жалобы в его министерство стали поступать реже: с 30 звонков в день до одного-трех. Всего за последний месяц поступило 311 звонков. Более половины касались повышения цен на мясо кур продукции «Ермолинские полуфабрикаты» и ИП АФАНАСЕНКО, производимой из привозного сырья. Накануне совещания на этих предприятиях минэкономики проводило рейд, и подтверждено, что рост цен идет со стороны ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» (Свердловская область), ЗАО «Алтайский бройлер» и еще одного предприятия Калужской области.
«Магнит» игнорирует министерство экономики
С торговыми сетями, как рассказывает ТРЕТЬЯКОВ, региональное правительство подписало соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. А именно – ООО «Компания Холидей» (136 супермаркетов «Планета Холидей», «Сибириада» и «Холди-Дискаунтер», и два распределительных центра), ООО «ХолиФуд» (73 мини-маркета «Продукты 24 часа» и экспресс-гипермаркет «Низкоцен»), ООО «Торговый дом Шкуренко», ООО «Супермаркет» (3 магазина «Омич и К»), ООО «Аякс» (супермаркет «Садко»). Кроме того, есть договоренности с Омским областным союзом потребительской кооперации, в который входит порядка 500 магазинов. Не сложились отношения только с ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»).
– Отдельно хотелось бы отметить неконструктивную политику сети магазинов «Магнит», которая не идет на рабочий контакт с органами власти. В официальном ответе отмечено, что «установление цен строится на принципах строгого соответствия антимонопольному законодательству в области ценообразования», – заявил ТРЕТЬЯКОВ. – Приглашение к сегодняшнему совещанию руководителем регионального подразделения ЗАО «Тандер» РАЗУМОВЫМ не принято со ссылкой на «служебные причины» и с рекомендацией об информировании «о подобных мероприятиях заблаговременно». А ведь эта сеть охватывает 126 магазинов, в том числе более 40 – в районах области».
По данным минэкономики, из 10 районных торговых точек, в которых зафиксировано наибольшее повышение цен на продукты питания, шесть – это «Магниты».
«Лента» отказывается работать с Любинским МКК
Генеральный директор ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат» Геннадий ВАЛЬТЕР сообщил, что его предприятие сегодня выпускает около 80 – 90 тонн цельномолочной продукции. Из них доля сливочного масла – 10-11 тонн. При этом сегодняшние мощности, по словам ВАЛЬТЕРА, позволяют увеличить производство на 30 процентов. А в ближайшие два месяца планируется запустить производство йогурта в питьевых ПЭТ-бутылках.
Кроме того, на предприятии разрабатывается два грандиозных проекта по реконструкции оборотного водоснабжения (планируется завершить в октябре), а также по строительству очистных сооружений. Стоимость проектов 70-80 млн рублей.
Однако у Любинского молкомбината возникли проблемы с заменой импортного сырья, а именно литовской сыворотки. Альтернативу ей пытались найти у белорусских и российских производителей, однако в этом сегменте произошел скачок цен на 30 процентов.
Со своей стороны гендиректор Любинского МКК пообещал больше цены на цельномолочную продукцию не повышать. Гарантией этого, как отмечает ВАЛЬТЕР, могут служить условия, которые ставят ряд торговых сетей – согласование цен только раз в квартал.
Кроме того, ВАЛЬТЕР заступился за «Магниты» и отметил, что диалог с ними ведется абсолютно партнерский. Проблемы существуют только с гипермаркетом «Лента», на который Любинскому МКК уже два года не удается пробиться с цельномолочной продукцией.
– После последнего совещания мы получили ответ от «Ленты» и начали диалог в очередной раз. Но боюсь, что когда придет время повышения, то диалог быстро завершится. Уровень наценки у «Ленты» несколько другой, – отметил ВАЛЬТЕР.
Самый высокий рост – по огурцам
Директор ООО «Теплично-парниковый комбинат «Агрокультура» Валерий МАНТУЛА рассказал, что его предприятие занимается производством огурцов по голландской технологии гидропоники, а также салатной линией. За последние три года в расширение производства вложено более 500 млн рублей. В 2014 году с окончанием последней очереди и введением теплиц на 2 гектара «Агрокультура» планирует выйти на производство салата – 2 млн 300 штук, а огурцов – 3 200 тонн.
Совместно с голландскими партнерами «Агрокультура» разработала программу по выращиванию огурцов в три сезона. В итоге урожайность с одного гектара увеличилась на 40 процентов. Если в 2012 году предприятие собирало 57 кг с квадратного метра, то сейчас – 72. Урожайность салата увеличилась с 280 штук до 322 с кв. м. При этом востребованность производимой продукции растет и конкретно по огурцу пока не удается выполнить все заявки от сетей.
МАНТУЛА сообщил, что с 2013 года «Агрокультура» получает существенную господдержку. В частности, 10 процентов идет на компенсацию расходов по электроэнергии и газу. Кроме того, выделяется компенсация инвестиционных кредитов – 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. А самая главная поддержка, как отмечает МАНТУЛА, 30 процентов компенсации затрат на строительство и приобретение оборудования.
Однако, несмотря на это, в Омской области произошел самый высокий рост цен именно на огурцы – до 14 процентов. МАНТУЛА объяснил его ранним подключением отопления и света из-за холодной погоды.
– Так не пойдет! Мы вкладываем в вас большие деньги, а вы увеличиваете цену. Пересмотрите рентабельность, которую вы заложили. Рост цен не должен быть сверхнормативным, – заявил НАЗАРОВ.
КСП проверит ЦПП
Директор по закупу и логистике ООО «Компания «Холидей» Евгений КОВАЛЕВСКИЙ отметил, что один и тот же производитель может вводить разные закупочные цены. «Продукция «Сибирской птицефабрики» у нас стоит 135 рублей, а в «Магните» – 124 рубля. При этом наценку мы не завышаем», – отмечает КОВАЛЕВСКИЙ.
Неоднозначная ситуация сложилась у «Холидея» еще и с казенным предприятием Омской области «Центр питательных смесей». Предприятие внезапно заявило о повышении цен на продукцию под брендами «Медвежонок» и «Милочка» на 30 процентов. Руководство «Холидея» потребовало обосновать рост, однако ЦПП решил полностью закрыть отгрузку товара ритейлеру. НАЗАРОВ в ответ на это поручил Контрольно-счетной палате провести проверку себестоимости и рентабельности продукции Центра питательных смесей.
УФАС нагрянет к мясным компаниям
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Сергей СУМЕНКОВ рассказал, что омским УФАС ведется большая проверка производителей мяса. В частности, сейчас антимонопольщики анализируют ценообразование в ОАО «Птицефабрика Сибирская». Кроме того, планируется проверить ЗАО «Союзконтракт-Сибирь», ООО «Сибирско-уральский бройлер» и ООО «Уральско-Сибирский Альянс».
По скачкам цен на куриное мясо СУМЕНКОВ придерживается того же мнения, что и чиновники правительства:
– Рост от 2 до 13 процентов произошел в основном за счет ввозимой продукции. У омских – 2%. У Челябинской и Свердловской областей – 13%.
Он также отметил, что серьезный рост наблюдается еще в сегменте замороженной рыбы: горбуша (10%), сельдь (10%), форель, семга, лосось (15-20%) и минтай (12%).