Имя Ольги КАДИКОВОЙ прозвучало в художественной среде Омска семь лет назад, теперь оно уже практически на слуху. Молодая художница с момента окончания института ведет активный образ жизни, участвует практически во всех выставках, и на многих имеет успех. По итогам выставки-конкурса "Лучшее художественное произведение-2009" она была награждена дипломом "За творческий поиск", и в 2009-м же, событийно насыщенном году принята в кандидатское объединение Омской организации Союза художников России.
Творческий поиск действительно свойственен Оле. От городского пейзажа, легкого, лирического, воздушного, она вдруг переходит к пейзажу горному. Для этого совершает опасные и волнующие путешествия по горам Алтая, Тянь-Шаню, Памиру. Увлекается йогой, английским языком. Последним – достаточно серьезно, даже получает второе высшее образование. В своих работах КАДИКОВА умеет передать пространство, особенно пространство гор. Она хорошо владеет композицией, ее работа с цветом удивительно тонкая, построенная на едва уловимых нюансах. «Вершина еще впереди» — так называлась одна из ее работ, представленных на выставке «Вертикаль». И вот буквально недавно ею взята довольно серьезная профессиональная вершина – Ольгу приняли в члены Союза художников России.
Мы беседуем в выставочном зале Дома художника.
Территория дебюта
— Оля, а ведь ваша первая персональная выставка, кажется, была именно здесь, в тогда еще существовавшей «Арт-прихожей»?
— Да, выставка называлась «Впервые». Мы делали ее вместе с сокурсницей Наташей ВЕРЕВКИНОЙ. Кстати, хорошо было, когда была «Арт-прихожая». Так уютно, много выставок проходило интересных, много дебютов.
— Когда художник начинает творческий путь, ему, наверное, сложно приходится?
— Сложно. Надо много работать, чтобы найти себя, чтобы на тебя обратили внимание. Труд необходим. И это не только художникам, а всем, кто что-то начинает.
— А ощущается какая-то поддержка? И если да, то с чьей стороны?
— Со стороны Союза художников, конечно. Это и поощрения всякого рода, и мастерская. Потом, поездки разные. Например, я в Китай съездила благодаря Союзу художников. И на творческую дачу имени И.Е. Репина, академическую – тоже. Мы втроем ездили: я, Виталий ОДРИНСКИЙ, Андрей КРЮКОВ, в общем, молодежь. Очень понравилось, много впечатлений.
— Китай – там что было?
— Я там почти два месяца прожила. Там Музей русского искусства в Харбине. И живешь прямо в доме директора, в его семье. Общаешься. Естественно, все китайцы. (Смеется).
— Они по-русски говорят?
— Один говорил по-русски, переводчик. Но я как-то быстро к этому привыкла, и для меня не было шоком находиться совсем в другой культуре. Наоборот, это очень интересно и познавательно. Я там работала, многое оставила музею. Интересная практика была, другая совершенно. Здесь я бы никогда так не раскрылась, наверное. Я первый раз в жизни попробовала большие форматы. Там же очень много холстов, красок, просторная мастерская. Замечательно. Для молодых художников это колоссальный опыт. Я бы с удовольствием съездила еще раз.
— Насколько амбиции молодого художника совпадают сегодня с тем, что предлагает ему реальность?
— Ну, мне кажется, самое главное – оставаться собой и трудиться, тогда ты чего-то достигнешь. Если у тебя одни амбиции будут, ты ничего не добьешься. Нужно постоянно держать себя в профессиональной форме. Вот как в спорте – постоянные тренировки. Здесь тоже. Ездить нужно, смотреть, учиться у кого-то, знакомиться с другими художниками. Книги надо читать, развиваться. Я, например, люблю смотреть фильмы авторские, арт-хаус. Тогда понимаешь, что такое искусство.
— А есть какие-то любимые режиссеры?
— Да. БЕРГМАН, ТАРКОВСКИЙ, ВИСКОНТИ. ФЕЛЛИНИ обожаю! Мой любимый режиссер, очень оптимистичный, несмотря ни на что.
Лучшие друзья и – не бриллианты
— Помнится, на выставке в галерее «Аврора-крейсер» (ее, к сожалению, теперь тоже уже нет) вы сказали, что дом, в котором вы выросли, вас вдохновил на что-то. Это вы что имели в виду?
— Просто эта галерея открывалась неподалеку от дома, где прошло мое детство. Это старый дом на 25-й Линии, такой еще сталинский ампир. Там сейчас моя бабушка живет. А в галерее был проект «От улыбки к улыбке», и у меня участвовала работа «Лучшие друзья» — девочка с кошкой. Она почему-то всем так понравилась, что завоевала приз зрительских симпатий. Мне книжку подарили замечательную «Александр ДЕЙНЕКА. Графика». Вот я и сказала, что интересное совпадение: почти там, где я выросла, открылась галерея, и моя работа, выставленная в ней, завоевала награду. Как бы все не случайно.
— Художники ведь, помимо того, что они делают для выставок, для души, чем-то зарабатывают на жизнь. Часто – преподаванием. А вы преподаете где-то?
— Да, я преподаю живопись в Высшей школе народных искусств в Нефтяниках. Это бывший художественно-промышленный колледж.
— Ваши любимые жанры, темы.
— Мне многое нравится. Натюрморты люблю, пейзажи. Но сейчас мне больше всего нравится, конечно, горный пейзаж. С тех пор, как я в горах побывала, не могу уже без этого.
Пленэр на обрыве
— Кстати, как горы появились в вашей жизни?
— Инициатором первого похода в 2009 году был мой брат. Мы пошли на Алтай с ним и еще несколькими друзьями. Собрались, через Интернет нашли клуб. Первый поход был очень сложный, но он меня вдохновил. Горы – мир суровый, жесткий, однако в нем ты закаляешься, испытываешь некий духовный рост.
— То, чем вы занимаетесь, можно назвать альпинизмом?
— Нет, это треккинг – ходьба по горам. Но все равно достаточно тяжело. Надо брать с собой сразу все вещи, еду на все дни, то есть рюкзак набивается ощутимо. У нас в первом походе еще не было нормальной экипировки, так мы и промокли, и ноги сбили. Экстрим испытали по полной программе. Потом к другим походам мы уже лучше подготовились. Экипировку необходимую докупили, ботинки – самое главное.
— И теперь вы каждое лето ходите в горы?
— Да.
— А в этом году где были?
— В этом году я в двух походах была – на Тянь-Шане и на Памире. В последнее время я в поход еще и этюдник тащу. И у меня в горах пленэр получается.
— Я так ярко представила: пленэр на обрыве.
— Почти. Вот на леднике был. Где-то, наверное, этюдов шестьдесят я привезла. Оформляю сейчас, готовлюсь к выставке пленэрной. Академическая дача будет, омские пейзажи и – горы. Всего понемножку. Такая выставка-отчет для тех, кто был на «академичке».
— Скоро в областном экспоцентре откроется большая межрегиональная выставка «Евразия». Будете участвовать?
— Да, туда шесть моих работ отобрали.
— А вообще, для вас важно, сколько у вас персональных выставок, сколько региональных, насколько престижна та или иная выставка?
— Нет. Мне важно, чтобы то, что я показываю, было качественным, чтобы мне за свои работы не стыдно было. Я не стремлюсь к количеству. Главное – чтобы это приносило радость людям, чтобы удивляло.