Владислав ШВЕЦ: «Людей, занимающихся хищениями электроэнергии, не только штрафуют, но и привлекают к уголовной ответственности»

Дата публикации: 22 января 2014

27 декабря 2013 года Региональная энергетическая комиссия Омской области утвердила единые (котловые) тарифы на 2014 год. Эффективная работа Омскэнерго привела к снижению среднего котлового тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 8,7% к уровню 2013 года.

О том, какие факторы влияют на снижение тарифов, и о том, как Омскэнерго удалось добиться экономии, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил заместителя директора по развитию и реализации услуг филиала "МРСК Сибири" – "Омскэнерго" Владислава ШВЕЦА.

 

— Владислав Евгеньевич, какие именно технические мероприятия наиболее эффективны с точки зрения снижения потерь в сетях?

 

— Мероприятий мы проводим большое количество. В том числе по модернизации и замене старого оборудования на новое, более энергоэффективное. Но наибольший эффект дают два мероприятия: замена «голого» кабеля на самонесущий изолированный провод (СИП) и установка приборов учета, особенно АСКУЭ — автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии. 2013 год был для нас рекордным, мы установили у населения порядка 20 тысяч точек учета. У каждого потребителя мы ставим прибор учета на опоре, который работает в паре с устройством, считывающим информацию. Это устройство даже монтировать не нужно, оно просто вставляется в розетку в доме абонента. Потом информация через каналы связи передается на прибор учета, установленный на подстанции, оттуда информация круглосуточно поступает к нам на сервер, и мы в онлайн-режиме контролируем потребление электрической энергии в конкретных сельских поселениях. Преимущества АСКУЭ для нас очевидны — достоверный учет и невозможность хищений электроэнергии. Польза для потребителей тоже очевидна: АСКУЭ позволяют им экономить за счет раздельного дневного и ночного учета расхода электроэнергии, ведь ночной тариф, как известно, ниже. А изолированный кабель исключает возможность наброса с целью хищения электроэнергии. Мы знаем массу случаев, когда из-за одного недобросовестного потребителя, который ворует электроэнергию, сделав наброс, сгорали бытовые приборы у его добросовестных соседей.

 

— Раньше, насколько я помню, основными методами борьбы с хищениями электроэнергии были всевозможные проверки, рейды...

 

— Проверки мы и сейчас проводим в большом количестве. Есть плановые проверки, которые проводятся силами наших агентов и инспекторов. Но в основном мы анализируем поступающую информацию от АСКУЭ и наших подстанций, которые все оборудованы приборами учета, сравниваем с многолетней статистикой, сразу видим, если есть небаланс,  и проводим проверочные мероприятия уже адресно. В 2013 году мы провели более полутора тысяч рейдов, составили 2 679 актов безучетного потребления в объеме 14 634 710 кВт-часов на сумму 18,3 млн рублей и 29 актов бездоговорного потребления в объеме 284 275 кВт-часов на сумму 647 тысяч рублей, и еще направили порядка 700 заявлений о хищениях электроэнергии в правоохранительные органы. Уже есть прецеденты, когда люди, занимающиеся хищениями электроэнергии, привлекались не только к административной ответственности в виде штрафов, но и к уголовной ответственности. Так что работа дает серьезный эффект. Хочу заверить всех тех, кто потребляет электроэнергию безучетно: современные технологии, используемые Омскэнерго, позволяют видеть картину энергопотребления на отдельных участках и эффективно выявлять неплательщиков. Так что обойти закон и уйти от ответа любителям легкой наживы все равно не удастся. Подчеркну, что безучетное потребление энергии – это социальное зло и бороться с ним нужно всем вместе. На всей территории присутствия МРСК Сибири работают колл-центры, которые принимают информацию об энерговоровстве. Телефон колл-центра Омскэнерго – 355-555. Кроме того, телефон доверия работает и в МРСК Сибири. Его номер – 8-800-1000-380. Звонок строго конфиденциальный. Помощь граждан ценна тем, что зачастую помогает  сократить время поимки энерговоров, а значит, помогает снизить потери электроэнергии и снижает риски технологических нарушений, которые могут возникнуть в результате деятельности энерговоров.

 

— Такое снижение тарифа, как в этом году, возможно только при существенном, как я понимаю, снижении потерь в сетях...

 

— В филиале действует многолетняя программа по ресурсосбережению, задача которой — снижение потерь, повышение качества энергоснабжения и увеличение уровня надежности энергосистемы. Ежегодно мы реализуем большое количество технических мероприятий, и ежегодно наши показатели улучшаются, причем динамика весьма позитивна

 

С 2009 года  фактические потери в сетях снизились в сопоставимых условиях  с  9,38% до 7,77%.  Каждый год мы ставим себе задачу по снижению потерь и каждый год хоть немного, но перевыполняем планы.

 

— Недавно генеральный директор ОАО «Российские сети» Олег БУДАРГИН побывал в Краснодарском крае, и в местные СМИ попала информация, что потребители одного только города Сочи за два последних года украли электроэнергии на 1,3 млрд рублей. Как такое вообще возможно?

 

— Не готов отвечать за коллег, но у нас, разумеется, в таких объемах воровство невозможно в принципе. Мы такому показателю, как объем коммерческих потерь, уделяем очень большое внимание.

 

— В Омске набросы делать сложнее, здесь воруют более изощренно, с применением  технических средств...

 

— Совершенно верно, поэтому и нам приходится применять дорогостоящие специализированные средства. Есть у нас так называемые энергомониторы, которые позволяют выявить буквально все параметры энергопотребления, в том числе отклонения между фактическим потреблением и показаниями приборов учета. Еще раз повторюсь: люди, занимающиеся хищениями, думают, что их невозможно поймать. Это заблуждение. Современные технические средства позволяют нам справиться и с этой задачей. Воровство электрической энергии не остается безнаказанным. 

 

— Некоторое количество электроэнергии Омскэнерго расходует на собственные нужды. Эффективны ли ваши мероприятия по энергосбережению, в том числе установка ветровой электростанции? Или это все мелочи, которые почти не влияют на тариф?

 

На мой взгляд, мелочей в таком деле не бывает. Экономия складывается из всего. Ветрогенератор и солнечную батарею мы поставили в качестве эксперимента для электроснабжения Русско-Полянского РЭС. Результат, на мой взгляд, положительный. Для нужд РЭС электроэнергии вполне хватает. В Русской Поляне достаточно и солнца, и ветра. Продавать генерируемую электроэнергию мы не имеем права, а для себя производить — почему бы и нет.

 

— На 2013 год РЭК Омской области устанавливала норматив потерь для муниципального Омскэлектро на уровне 15,96%, а для Омскэнерго — 8,89%. Почему разница почти вдвое? Как-то нелогично получается. У Омскэлектро ежегодно снижаются потери, а у Омскэлектро растут.  

 

— Мне трудно говорить за другое предприятие, но определенное удивление по этому поводу у меня тоже есть. Видимо, Омскэлектро не заинтересовано в снижении потерь, а деньги в тарифе, предусмотренные на мероприятия по снижению издержек, направляет на какие-то иные цели. Либо предприятие заведомо завышает свои нормативные показатели.

 

 

— В 2014 году продолжите работу по установке АСКУЭ?

 

— Обязательно продолжим. У нас подписан трехлетний договор с концерном «Энергомера», одним из самых крупных производителей электротехнической продукции, в рамках которого данные работы продолжатся текущем году.

 

— А сколько бы хотелось?

 

— Хотелось бы охватить АСКУЭ всех абонентов, которых на сегодняшний день у нас 780 тысяч. Тогда бы точность снятия показаний была максимально высокой, да и с оплатой за места общего пользования уже ни у кого вопросов бы не было. Очень большое количество проблем возникает из-за человеческого фактора. Кто-то снял показания не вовремя или некорректно, а кто-то вообще забыл показания передать. В этом особенность русского менталитета. В отличие от Германии, например, где люди привыкли экономить, поэтому многие снимают показания вообще ежедневно, у нас пока нет  такой культуры – считать и экономить средства.

 

— Если повсеместно внедрить АСКУЭ, то проблема исчезнет сама собой...

 

— Совершенно верно. Целевая модель, на мой взгляд, должна быть именно такой — повсеместное внедрение учета в режиме онлайн, при котором минимизировано влияние человеческого фактора. И это еще один резерв, кстати, для снижения затрат. Вопрос только в финансировании. Сейчас мы в первую очередь заходим с АСКУЭ в те сельские поселения, которые всегда были проблемными.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/yanvar/-2/67630