Александр ЕФИМКИН: «Николай Александрович был известен и успешен во многих сферах. Рискну предположить, что моя "проба пера" в любой из них привела бы к сопоставлению меня с отцом»

Дата публикации: 22 января 2014

Осенью прошлого года из жизни ушел известный омский политик и предприниматель Николай ЕФИМКИН, который с 2005 года возглавлял Омскую областную организацию Общественное объединение «Всероссийский электропрофсоюз». На смену Николаю Александровичу на пост председателя «Электропрофсоюза» может прийти его сын Александр, который сейчас руководит профсоюзной организацией Омскэнерго. С Александром ЕФИМКИНЫМ побеседовала корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ.

— Давайте сначала вспомним о вашем отце. Николай Александрович был политиком, предпринимателем, профсоюзным деятелем и не только. В какой ипостаси он больше всего запомнился вам?

— Можно бесконечно говорить и о профессиональных компетенциях отца, но я хочу сказать немного о другом. Это был человек настоящий на все сто процентов, болеющий за каждое дело, которое он себе выбирал и за которое отвечал. Будь то политика, бизнес или еще что-то, он отдавался этому полностью, 24 часа в сутки.

— Какими особенными личностными качествами он обладал?

— Лет десять назад я не понимал многих вещей, которые мне говорил отец, а в последнее время придаю им все большее значение. Как правило, человек начинает ценить жизнь только в моменты крайностей – либо когда ему очень плохо, либо когда совсем хорошо. А уметь ценить повседневную жизнь, рутину – это очень редкое качество, которое у отца было. Со временем меня все больше восхищает его отношение к миру: воля к жизни, умение радоваться любым мелочам – хорошему началу дня, солнечной погоде... А если в семье происходило какое-то радостное событие, то для него это было просто огромное счастье! Я помню, как он радовался, когда мы с женой сыграли свадьбу, когда у нас родилась дочка. Когда мы мою жену Анну с дочкой Ариной забирали из роддома, это был один из самых прекрасных моментов. Невозможно передать, сколько в глазах отца было неподдельного счастья! Несмотря на все свои регалии (объективно, он был очень известен и уважаем и в Омске, и за его пределами), Николай Александрович был простым, отзывчивым и человечным, любил общаться с самыми разными людьми, вне зависимости от социального статуса. Он умел заряжать оптимизмом. Бывало, придешь к нему с каким-то профессиональным или личным вопросом – уходишь уже не с проблемой, а с возможностью.

— У вас ведь есть родная сестра. Чем она занимается?

— Да, у меня есть старшая сестра Наталья, которой я очень горжусь. Она юрист, состоит в коллегии адвокатов. Работала на многих известных предприятиях, в том числе в компании «Агро-Траст». Сейчас она находится в декретном отпуске, так что на ближайшие пару лет ее планы уже определены. Недавно у нее родился второй сын. Мой первый племянник был назван Иваном в честь отца ее мужа, а второго назвали  в честь другого деда — Николаем. Так что теперь у нас в семье растет еще один Николай Александрович ЕФИМКИН. Ему уже исполнилось семь месяцев.

— Расскажите о своем детстве. Оно было «домашнее» или «дикое»?

— Детство было самое обычное, но только глядя на нынешних детей, я смог оценить его по достоинству. Я вспоминаю себя в их возрасте. Знаете, у нас были такие игрушки: брызгалки, рогатки, ножики... Просто палка – это был уже автомат. Сейчас детские игрушки — это айпэд, айфон, ноутбук. Ни казаков-разбойников, ни пряток. Нет таких компанейских занятий, они куда-то пропали. Мне в детстве нравился футбол. Когда мы с семьей жили на ул. 10-летия Октября, я каждый день играл с друзьями во дворе. Мячи приходилось менять раз в две недели. Больш?я часть моего детства связана с деревней. Каждое лето мы обязательно выезжали к родственникам в Любино, а иногда оставались там с сестрой на все каникулы. Замечательное было время. Иногда нам доверяли пасти скотину, а бабушка как-то раз даже разрешила мне поучаствовать в доении коровы. Маленьким я больше времени проводил с мамой, потому что она была не так занята, как отец. Сестра, конечно, тоже на меня повлияла. От нее, что немаловажно, мне по наследству достался велосипед — красная «Кама». Но комплексное развитие, безусловно, шло от отца.

— Он был с вами строг?

— У нас с ним все решалось полюбовно, в ходе бесед. Его слово для меня имело вес, и, безусловно, он стал для меня примером. Он давал советы, показывал варианты. Он очень любил что-то рассказывать, объяснять, никогда не жалел на это времени. Когда ко мне приходили друзья, он мог зайти к нам, поздороваться со всеми и вступить в разговор. Бывало, глазом не успеешь моргнуть — полтора часа уже общаемся. Всем было действительно интересно услышать его мнение.

— Вы хорошо помните политический этап в жизни вашего отца?

— Я прекрасно помню время, когда он занимался политикой. Несмотря ни на что, отец никогда не сдавался, всегда с оптимизмом шел вперед и заряжал им окружающих – настоящий лидер! В 2005 году он благодаря своей политической деятельности даже попал в сотню самых влиятельных людей России.

— У вас в семье политические темы всегда обсуждались?

— Дома о политике заговорили, только когда отец начал ею заниматься. По крайней мере, тогда политика стала активно проникать в нашу семью. Мы стали невольными участниками этого процесса, причем иногда это было связано с не самыми приятными политическими технологиями со стороны соперников отца. Именно тогда я не понаслышке узнал, что такое «черный пиар». В таких условиях хочешь не хочешь будешь в курсе всех событий. Тогда я много нового для себя узнал. Что касается моего участия в политической жизни, то на тот момент я в основном занимался решением организационных вопросов.

— Может быть, вы и сами когда-нибудь станете политиком?

— Всему свое время. Я от этого не зарекаюсь.

— Расскажите, как вы впервые попали на работу в Омскэнерго?

— Мою профессиональную деятельность определило мое третье образование – управление персоналом. Пока Омскэнерго – это мое первое и единственное место работы. Все началось с практики. Будучи аспирантом, я был привлечен к проекту по фотографии рабочего дня, который реализовывал департамент по управлению персоналом Омскэнерго. Фотография рабочего дня — это процедура, с помощью которой определяются трудозатраты сотрудников: сколько времени идет на полезную работу, сколько — на непроизводительную и так далее. Целью исследования является повышение эффективности деятельности персонала и подразделения в целом. Это был мой первый опыт сотрудничества с Омскэнерго. Моя диссертационная работа, которую я, в силу обстоятельств, не окончил, тоже касалась этой компании. Называлась она «Изменение системы управления персоналом на предприятии в период реструктуризации на примере Омскэнерго». На тот момент тема была очень актуальна, так как в то время как раз реализовывались реформы в секторе энергетики. Позже я устроился туда на работу в департамент по управлению персоналом.

— А как оказались в профсоюзе?

— Одним из ключевых блоков моей деятельности в департаменте было социальное партнерство, в том числе подготовка коллективного договора. Поэтому в своей работе я тесно сотрудничал с профсоюзным комитетом и понимал основные направления деятельности этой структуры. Так что, когда мне предложили баллотироваться на пост председателя профсоюзной организации, я понимал, насколько это трудная, но вместе с тем интересная работа. Взвесив все за и против, я согласился.

— Ваш кабинет находится в главном офисе Омскэнерго на Петра Некрасова, 1. Кто с вами работает?

— Здесь расположен аппарат управления профсоюзной организации: председатель комитета, заместитель по аппарату управления и бухгалтер. Основная масса работников профсоюза рассредоточена по 33 районам электрических сетей, входящих в состав Омскэнерго. Эти районы распределены по зонам обслуживания: Восток, Запад и Север. В каждом районе у нас есть профсоюзный активист, а за каждой зоной ответственности закреплено по одному моему заместителю. В 2013 году, когда за филиалом была закреплена функция гарантирующего поставщика, добавилась еще одна цеховая организация – производственного отделения «Омскэнергосбыт», работу которой курирует мой заместитель и одновременно председатель данной цеховой организации.

— Вы никогда не чувствовали предубеждения со стороны окружения — что вы, мол, заняли это место из-за того, что у вас отец – председатель Электропрофсоюза?

— Дело в том, что Николай Александрович был известен и успешен во многих сферах. Рискну предположить, что моя "проба пера" в любой из них привела бы к оценкам, сопоставлению меня с отцом и так далее. Я был морально готов к таким сравнениям, понимал, что от них никуда не уйти, ведь я его сын. Но какого-то серьезного давления из-за этого не почувствовал. Если говорить объективно, я работаю в Омскэнерго с 2008 года, и, уверяю вас, несмотря на пост Николая Александровича и на то, с каким уважением все относились и относятся к нему, если бы я не смог справляться со своими функциями и подрывал работу департамента по управлению персоналом, надолго в компании я бы не задержался. А мне удалось не только задержаться, но и вырасти. Так органично получилось, что я по долгу службы в департаменте сотрудничал с профсоюзной организацией, и позже моя кандидатура была выдвинута, а затем поддержана коллективом на конференции работников филиала. Что тут еще сказать? Здесь возникает вопрос о династиях. Компании энергетической отрасли ими славятся. Почему бы династии не появиться в профсоюзе?

— С какими сложностями вы столкнулись в роли профсоюзного лидера?

— 2013 год стал для нас непростым. Это связано и с закреплением функций гарантирующего поставщика за Омскэнерго, и с личными обстоятельствами.

— По роду деятельности вы постоянно общаетесь с людьми. Вам это нравится?

— Мне очень нравится, это — мое. Я считаю, что личные встречи, беседы — это самый эффективный инструмент. Как минимум два раза в месяц мы с моими заместителями выезжаем в районы области. Учитывая территориальную разобщенность нашего коллектива, основной упор мы делаем именно на работу в районах. На прошлой неделе я ездил в Саргатский район электрических сетей, где проходило общее собрание работников. На таких встречах обсуждаются разные вопросы, от сугубо технических тем до ситуации в стране. Руководству профсоюзной организации это позволяет постоянно держать руку на пульсе, а работникам — получать информацию о деятельности профсоюза, об основных тенденциях в развитии компании и даже немного об обстановке в стране.

— Как вы проводите свободное время? Куда ездите, чем увлекаетесь?

— С тех пор как я женился и ощутил счастье отцовства, я стараюсь как можно больше времени проводить с семьей. Пока мы с женой и дочкой далеко не выезжаем – в основном ходим в гости к моей маме, проводим время с другими членами семьи. 30 января этого года Арине исполнится годик. Может быть, после этого начнем расширять свой маршрут. Планируем сначала поехать в Чернолучье, потом в Крутинку, где живут наши друзья, а потом, может быть, и за границу отважимся. Вообще, что касается отдыха, я предпочитаю активный. Не могу назвать себя спортсменом, но к некоторым видам спорта неравнодушен. Очень люблю кататься на сноуборде и с ностальгией вспоминаю свои поездки в Шерегеш: ощущение полета, скорости. И еще, когда спускаешься с горы, пьешь горячий чай с шиповником, а вечером идешь в баню... Сейчас я, конечно, скучаю по этим моментам, но, как только дочка научится ходить, обязательно поедем туда все вместе. Кстати, благодаря сноуборду я и познакомился со своей  женой.

— Как же это случилось?

— С Аней мы познакомились на «Одноклассниках». Я в то время учился ездить на сноуборде, а она хотела научиться. Вот я и пригласил ее покататься вместе. До сих пор катаемся. Я, честно говоря, до того момента скептически относился к знакомствам по Интернету, но, как видите, всякое в жизни бывает.

— Судя по тому, что у вас три образования, учиться вам нравится?

— Я очень люблю учиться. Но обучение для меня – это не самоцель, а ответ на поиски, способ познания мира. Пока человек ищет, ставит перед собой цели и достигает их – он живет. Я ищу, но стараюсь познавать новое не только с помощью академического образования. В прошлом году, например, прошел курс фотографии у Василия МЕЛЬНИЧЕНКО. В ежедневной рутине мы привыкаем к монотонности и уже вокруг ничего не видим. А эти разные направления позволяют посмотреть на мир по-новому и пообщаться с интересными людьми. На курсах я приобрел новые знакомства, освоил азы фотографии, так что теперь могу смотреть на мир сквозь призму фотообъектива.

— И куда он у вас направлен?

— Теперь в основном фотографирую дочку.

— Еще не думали, на какие занятия ее отдать?

— Она уже вовсю занимается. Супруга водит ее в школу Монтессори. Мне очень нравится, что ребенку там не навязывают какое-то действо, а позволяют самому выбрать то, что ему больше нравится. Это очень важно – с детства предоставлять человеку выбор, прививать способность самостоятельно определяться с желаниями и приоритетами.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/yanvar/-2/67638