Социальная Франция и жизнь по комиксам

Дата публикации: 22 января 2014

Бывший омич делится впечатлениями  от французских порядков

Так выглядела южная сторона моего дома до реконструкции

Так выглядела южная сторона моего дома до реконструкции

 

Теперь после смены покрытия дом сильнее поглощает тепло, а с обратной стороны серебристый сайдинг его сохраняет

Теперь после смены покрытия дом сильнее поглощает тепло, а с обратной стороны серебристый сайдинг его сохраняет

 

Так выглядела с моего балкона территория стоянки в 2012 году

Так выглядела с моего балкона территория стоянки в 2012 году

 

Реконструкция велась активно и все основные работы были  выполнены за двое суток

Реконструкция велась активно и все основные работы были  выполнены за двое суток

 

Законченный вид с разметкой площадка приобрела за 2 дня

Законченный вид с разметкой площадка приобрела за 2 дня

 

"Мистрали" дают отличный  импульс развитию Сен-Назера

"Мистрали" дают отличный  импульс развитию Сен-Назера

 

Социальные дома Harlem стали сосредоточием социальной напряженности (фото 2009 года)

Социальные дома Harlem стали сосредоточием социальной напряженности (фото 2009 года)

 

Дома на этом месте снесли, площадку расчистили (фото 2011 года)

Дома на этом месте снесли, площадку расчистили (фото 2011 года)

 

На этом месте возводится огромный Торговый центр, где выкупившие помещения коммерсанты получили  налоговые льготы (2013 год)

На этом месте возводится огромный Торговый центр, где выкупившие помещения коммерсанты получили  налоговые льготы (2013 год)

 

Прокладка дорог пошла очень технологично и быстро

Прокладка дорог пошла очень технологично и быстро

 

У каждого столба - рабочий, и никто не устраивает перекуров

У каждого столба — рабочий, и никто не устраивает перекуров

 

            Чем дольше я живу во Франции (а живу я в городе Сен-Назер на Атлантическом побережье   уже 14 лет), тем острее ощущаю обострение социального неравенства в России и тем ярче вижу разницу в подходах двух государств к управлению своим населением и территориями. 

 

Родина

 

            Года два назад в одном омском журнале вышла моя статья и я посмотрел, с кем я оказался на страницах этого печатного издания. Среди соавторов издания я встретил одного знакомого, с которым имел некие взаимоотношения по принципу работы власть-бизнес. Он продолжал занимать должность в правительстве Омской области. Вся его деятельность раньше сводилась к тому, что бы быть прокладкой между теми, кто может решить вопрос, и теми, кому это нужно. Намучался я с ним в то время, поняв никчемность этого человека для государства и его граждан. Это как лишний кран в поливном шланге. Когда таких кранов много и все они по известным только им законам то открываются, то закрываются, то получить нужный результат — полить газон  практически невозможно. Посмотрел, о чем он пишет. «Инновационность» его выступления заключалась в том, что в лексиконе появилось слово «кластер». Объяснялось, что область стремительно продвигается по пути экономической интеграции с соседними регионами и по примеру передовых из них уже взяла на вооружение это понятие и что полным ходом идет его реализация, что в свою очередь, безусловно, сулит в самом скором времени появление «прорывных технологий», которые перевернут жизнь омичей. В общем, вода.

            По приезде в Омск в конце прошлого года я встретил своего старого друга, который уже полтора года, работая в госструктуре, пытается пробить во всех отношениях нужный проект. Сейчас  это профессионал своего дела, лишившийся некогда работы по причине того, что не стал далее мириться с работой «команды». Пишу слово к кавычках, так как это скорее деструктор, а не полезный элемент структуры управления, помогающий достигать поставленных целей.

            Мой друг рассказал, что,  работая в государственной структуре, поначалу, около месяца, чувствовал себя востребованным, нужным специалистом. Но все оказалось как всегда. Приглашается человек, ставится задача, его просят рассказать, что нужно делать, привести документы в некий порядок, создать понятную чиновникам систему. Нельзя сказать, что системы нет. Она есть, и количество нормативных документов ничуть не уступает развитым странам. Но ведь это нужно читать, вникать, а это занимает время чиновника, денег ему и его «команде» не приносит, только отвлекает. Мой друг спросил их: «На скольких страницах нужно подготовить материал?» «Пять – шесть, не больше», — был ответ. «На пять — шесть не получится, страниц 10, не меньше». После продолжительного молчания ответ был гениальный: «Хорошо, но только с картинками». То есть его попросили подать информацию в виде популярных во всем мире журналов — комиксов.

            Вся анекдотичность ситуации убивалась ее трагичностью, т. е. полным отсутствием профессионалов. Создалась целая каста чиновников, которая разбирается до мелочей в «специфике работы», но эта специфика жестко ограничена рамками самой этой команды. Меняются губернаторы, но базовый состав выстроенной системы оказывается еще живучее. Выбор у моего друга, видимо, небольшой: либо придется вливаться в систему, которая в поте лица «осваивает» выделенные деньги, и стать таким же, либо применять себя в другом месте, не на государевой службе. 

            Не могу сказать, что в Москве ситуация лучше. Я почувствовал это на себе, когда мне в конце 2013 г. предложили поработать на Администрацию Президента РФ для исправления создавшегося положения вокруг электронных заграничных или как их называют, биопаспортов, с такой помпезностью введенных в 2004 году,  платить за которые народу пришлось в два раза дороже.  По факту электронные чипы в пластиковой странице паспорта не работают, да и в таком виде не могут работать.

            В общем, принципы в работе одни что в регионе, что в центре. Отличаются суммы  затрат. Вовлекаются в никому не нужный труд тысячи госслужащих, покупается оборудование на сотни миллионов. Нефть пока льется, Москва разрастается, появляются еще более захватывающие дух планы, отвлекающие внимание граждан, а те, с кого бы нужно спросить, внутри системы уже поменялись местами. Подавляющее большинство заграничных командировок российских руководителей в другие регионы и страны бесполезны. «Просветленный» после такой поездки начальник в лучшем случае нахватался верхушек  без понимания механизмов того, как все это работает. Когда я занимался строительством сотового бизнеса в Омске, я помню, что первыми за границу в моей компании поехали рядовые сотрудники. Поехали учиться.  Именно в них вкладывались средства компании, а руководители, помимо  строительства и развития предприятия, в поте лица занимались открытием постоянно закрывающихся кранов.

            В это время наши стремительно беднеющие в основной массе российские граждане, вдохновленные наукообразными терминами, грандиозными планами, олимпиадами, универсиадами и чемпионатами мира, как бы забывают, что вокруг них все дорожает, дома давно не ремонтировались, на улицах грязно, а сами они не имеют никакой социальной защиты и социальных лифтов и перспектив и, наверно, поэтому становятся все более понурыми и озлобленными. 
 

Франция      

 

            Я это вот к чему. Немного расскажу, куда и как можно потратить полученные налоги на примере Франции. Про социальную сторону жизни, роль государства в жизни французов, их некоторые статьи доходов-расходов, о возможностях малообеспеченных (по их понятиям) граждан, которые по уровню жизни более подходят к среднестатистическому гражданину России.

            Франция давно занимает первые места в мире по производительности труда, и страна уже находится в состоянии  постиндустриального общества. Количество госслужащих там в процентном отношении с Россией несопоставимо, их много больше, при этом армия, полиция и др. силовые ведомства не в счет.  Высвобождающиеся в производстве рабочие руки нужно трудоустраивать, и тут основную заботу принимает на себя государство. Действует бесчисленное количество всевозможных ассоциаций, поддерживаемых государством, основной заботой которых являются жители Франции, их досуг и практическая возможность реализовать гражданами свои потребности и желания. Чтобы было чем заняться вместо активного проявления своей недовольной гражданской позиции на улицах. А это французы делают постоянно, причем довольно давно. Поэтому государство решило, что люди должны иметь не только кусок хлеба, крышу над головой и быть здоровы, но еще иметь возможности для самореализации. Хотите начать музыкальную карьеру — пожалуйста. В небольшом городке можно, к примеру, записать свой аудиодиск. Для этого есть и помещения, и оборудование, и специалисты. День «оккупации» студии вам обойдется в 80 евро. Вот, раздумываю, может, воспользоваться и попробовать отыскать свой зарытый талант, если такой имеется. Это, конечно, шутка, но она дает представление о том, что возможности, как говорится, открыты для всех.

 

Дороги

           

            Совсем неподалеку от меня на Атлантическом побережье строят вертолетоносцы «Мистраль» для России. Заказ пришел на два судна в 2011 году на 1,2 млрд евро. Подавляющее количество рабочих  приезжие, по-нашему — мигранты, которые работают здесь, а живут в других странах. Литовцы, поляки, греки — основная трудовая масса,  которая руками воплощает пожелания нашего Министерства обороны времен а-ля Сердюков. Французы тоже работают на этом предприятии, но основу их деятельности составляет квалифицированная работа, обусловленная в том числе их образованностью.

            К слову сказать, в городке с населением менее 100 тыс. человек находятся предприятия, известные по всему миру. Это  и филиал немецкого Mann, известного нам большей частью по грузовикам, хотя основой его производства являются дизельные электростанции, поставляемые по всему миру, и Aerobase — одно из трех европейских отделений, где собираются широкофезюляжные аэробусы. Большая часть налогов предприятий идет в местный бюджет и тратится в том числе на социальное развитие территории. Так что на некоторых фото можно увидеть,  как расходуется во Франции бюджет  нашего Минобороны.

            Было ли решение о строительстве «Мистралей» ущербным для российской судостроительной отрасли,  не знаю, но для французской провинции оно однозначно стало манной небесной. Как только началось их строительство, жители городка сразу почувствовали это на себе. Активизировалась прокладка современнейших дорог с разделением на полосы для пешеходов, велосипедистов, частного транспорта и транспорта муниципального. Таких вот четыре слоя в каждом направлении. Ксати, чтобы не пылили разбитые вокруг и еще невзошедшие газоны, их полностью покрывают нетканым материалом. Материал пристреливают к земле скобами. Вокруг дорог проложена тротуарная плитка. Так что кругом чистенько все.

            Что касается проездов внутри кварталов — все также на высоком уровне. Только во дворе моего дома прошла некоторая перепланировка парковочной зоны, было заменено дорожное покрытие и нанесена разметка. Все работы заняли около суток. Рабочие, транспорт — все функционировало как часы. Наверное, потому что работали все без перекуров, а не так как у нас — двое несут носилки, а шестеро курят и обсуждают их работу.

(фото дорог)

 

Жилье

 

            Затем взялись за модернизацию жилищного фонда. Я живу в квартире, которую снимаю у муниципалитета, так что мой дом тоже под нее попал. Все четыре стены дома поменяли свое наружное покрытие. Две смежные, смотрящие на юго-восток, стали темно-шоколадными, а стороны дома, смотрящие на север и запад,  закрыли серебристым сайдингом. Зачем? В целях ресурсосбережения. И знаете, что самое для нас, россиян, необычное? Что экономию ресурсов получил не только департамент, а жильцы этих домов, так как процентов на восемь уменьшились суммы их счетов за коммуналку.

 

            Малоимущие граждане и семьи, а также  большинство иммигрантов проживают в специально выстроенных государством домах. Они именуются Hachelem. По написанию походит на знаменитый в Америке Harlem. Если вы увидите во французской провинции высокие многоэтажки (про Париж ничего не скажу, не знаю), то почти  можете быть уверены, что это социальное жилье. События 2004 г. в районе Парижа Клинши, где мигранты устроили массовые протесты и погромы, привели к изменению политики государства. Ужесточилось не только миграционное законодательство, но  изменилась и политика строительства социального жилья, что привело к общему снижению социальной напряженности.

 

В последние три года для решения этой проблемы напротив моего дома было снесено четыре весьма высокоэтажных и, по нашим меркам, приличных дома. Вместо снесенных домов было построено множество небольших, малоквартирных, разбросанных по всему городу, а на их месте построен детский сад, заканчивается строительство торгового квартала. Таким образом происходит ассимиляция с местным населением, его обычаями и привычками. Для привлечения коммерсантов к занятию новых площадей, а зачастую и их выкупа на 5 лет  отменены налоги на прибыль. Строительство еще не закончено, а вот площади уже разобраны.

 

Доходы и компенсации

           

            Неработающие граждане получают ежемесячную помощь от государства в размере 675 евро. Сумма постоянно индексируется, но, по-моему, не чаще  раза в год. В семьях с детьми несколько другие расчеты, и в пересчете на одного человека получается меньше, но у них больше шансов получить социальное жилье, которое может быть даже двухэтажным таунхаусом, которое значительно (примерно на 50%) дешевле вариантов съема в частном секторе. Это касается и работающих, но получающих невысокую зарплату.

            Проживающие и вновь прибывшие получают материальную поддержку от государства на оплату жилья. Надо сказать, что это пособие выплачивается вне зависимости от того, где снимают жилье — в Hachelem или частном секторе,  и сумма выплаты вычитается из базовой суммы государственной помощи. Неработающие для этого встают на учет в государственном агентстве по трудоустройству, выполняют и постоянно соблюдают ряд процедур и требований.

            В качестве своеобразной компенсации в центрах социальной адаптации можно получить всевозможные льготные проездные на транспорт, в т. ч. региональный железнодорожный (на скоростные поезда, мчащиеся со скоростью в 300-350 км в час льгота не предоставляется), право на покупку билетов в кино с 50%-ной скидкой, концерты и т. д.

           

Медицинская страховка

 

            Как правило, медицинское страхование во Франции покрывается на 70% за счет государства, при этом частная клиника или государственная, где оказывается помощь, не имеет значения. 30% граждане либо платят сами, либо страхуются в агентстве предприятием, либо самостоятельно. Малоимущие граждане страхуются государством на 100% и получают полное покрытие медицинских расходов, в т. ч. и стоматологическую помощь. Протезирование металлокерамикой, имплантация зубов с недавнего времени бесплатны, но только для передних, видимых зубов. За то, что спрятано во рту подальше, придется доплатить разницу стоимости между керамикой и железом. Государственных зубопротезных клиник я не видел, но подозреваю, что в больницах такие услуги  могут быть. Таким образом, качество получаемых медицинских услуг одинаковое для всех слоев населения. Нужно отметить, что даже пластические операции  в отдельных случаях могут быть профинансированы государством. К примеру, если ребенок лопоухий, то такая операция проводится бесплатно, поскольку она является необходимой для лучшей социальной адаптации ребенка. 

 

            Несмотря на то, что человек не платит за медицинские услуги, ему в обязательном порядке приходят счета, где расписано все до цента — куда, за что и сколько государством было уплачено. Стоимость медицинских услуг получается довольно внушительная. Например,  за операцию по удалению вен на ноге государство может выложить около 5 тыс. евро, при времени нахождения в больнице всего в несколько часов. Это к вопросу о производительности труда.

 

Прочие разности    

 

            Ограничусь беглым перечислением того, чем еще государство делится со своими жителями и где малоимущие могут получить скидки или бесплатный доступ. Медиатеки, это как библиотеки, только с Интернетом, видеоархивом и т.д. — скидки, бесплатный доступ для различных слоев населения, например, скидки на возраст, для молодоженов, инвалидов.  Доступ в музеи для школьников. Но здесь для меня случилось открытие. Оказывается, все посетители музея платят, в т. ч. и школьники. Никто не договаривается в директором на провод группы. Видимо, в бюджете школы заложены заранее такие расходы. Соответственно, часть расходов опять возвращается в бюджет, но уже в виде налогов, которые платит музей. Нет возможности украсть  или предстать благодетелем за государственный счет, а это в России тоже своего рода капитал. Замечательно, просто, понятно, доступно.

 

            Всегда есть возможность бесплатно снять ксерокопии с документов во всех центрах социальной адаптации. Надо сказать, что при обращении в государственные органы сотрудники в случае необходимости получения копии представленного вами документа, никогда не выставят вас за дверь с требованием сделать и принести копии, а сами это сделают с удовольствием. Малоимущим делаются скидки на газ, телефон, электричество. К Новому году они получают подарок в размере 150 евро, при этом имеют возможность раз в год обратиться за финансовой помощью. Размер помощи зависит от сложившегося положения, наличия задолженности за оплату жилья, коммунальных услуг и может составлять до 400 евро.

            В общем, перечислять можно долго. Французы занимаются обустройством своей жизни, что называется, со всей ответственностью и самоотдачей. В кварталах часто устраиваются народные посиделки. Туда приходят жители близлежащих домов. 5-8 евро- и вас прилично накормят и развлекут самодеятельностью, обстановка самая благожелательная и на открытом воздухе. Уже  утром никаких следов от такого праздника не останется и в помине.

            Вообще в каждом районе есть публичные места, куда может зайти любой и ознакомиться с планом развития района, посмотреть макеты, внести свои пожелания и предложения. Ну а пока вы реально участвуете в жизни города, беседуя с офисными работниками, дети найдут себе занятия по душе, поскольку тут  присутствуют игровые помещения. Уверяю вас — грязных игрушек там нет.

            Уверен, что никакая командировка наших руководителей по обмену опытом не дает им возможность понять, как работает эта система. Кормление наших граждан фантиками, набранными во время таких поездок, не приносит им никакого результата, в отличие от руководителей, успешно обклеивающих ими свои предвыборные программы. Комиксами это не описать. Из них можно понять, что что-то не так. К сожалению, у французов и русских разные, малосхожие картинки и российские мне опять представились грустными. 

Евгений ГРАФЕЕВ,

предприниматель



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/yanvar/-2/sotsialnaya-frantsiya-i-zhizn-po-komiksam