рынок коммерческих автомобилей в Омске продолжает падать
Негативные события для российской экономики начались еще до начала 2014 года: стагнация и снижение ВВП, рост цен, повышение ставок по кредитам. Перечисленные факторы привели к уменьшению объемов грузоперевозок, а следовательно, и спроса на коммерческий транспорт. Причем это касается как сегмента LCV (легкий коммерческий транспорт), так и HCV (грузовой коммерческий транспорт). Омска данные негативные факторы тоже коснулись.
Рынок LCV за год просел на 26,9%. В 2014 году в Омске в данном сегменте был продан 901 автомобиль, тогда как в 2013 году результат составлял 1232 единицы.
Рынок HCV пострадал примерно так же. В 2014 году в Омске было продано 535 единиц в данном сегменте, что на 26% меньше, чем в прошлом году (723 автомобиля).
Сегмент LCV
Первое место в Омске среди самых популярных марок в сегменте LCV за 2014 год занимает отечественный GAZ. Несмотря на то, что на улицах Омска все чаще встречаются микроавтобусы иностранного производства, отечественный продукт не сдает позиций. Конечно, его продажи тоже упали за год на 33,3 %, но с лидерской позиции его не сдвинуть. Результат – 348 единиц за год. Самой популярной моделью марки становится GAZ GAZELLE NEXT, хотя еще в прошлом году она прилично уступала GAZ 2705, GAZ 3221 и GAZ 3302.
На втором месте держится американец Ford с результатом 109 единиц. Хоть модель FORD TRANSIT и совсем немного уступает лидеру GAZ GAZELLE NEXT, но в целом за год в продажах марка потеряла 58,2%.
Третья позиция, как и в прошлом году, осталась у отечественного UAZ, который не просто сохранил за собой место в тройке лучших, но и приумножил результат. За год в Омске было продано 95 автомобилей, что на 2,2% больше результата 2013 года. Самая популярная модель – UAZ 3909.
На четвертую позицию с шестой за счет LADA LARGUS VU поднялась отечественная LADA. Бренд продал за год 72 автомобиля, что на 41,2% больше, чем в прошлом году.
Пятую строчку рейтинга занимает Mercedes, который за год также улучшил свои позиции. 42 автомобиля вместо 13, пятая позиция вместо восьмой и 223,1% прироста продаж. Самая популярная модель марки — MERCEDES SPRINTER.
На шестом месте кореец HYUNDAI с результатом 42 автомобиля, что на 75% больше результата прошлого года. Самой популярной моделью марки в 2014 году стал HYUNDAI STAREX.
Седьмую позицию занимает француз Peugeot, продажи которого за год снизились на 43,9%. За год было продано 37 единиц, результат – седьмая строка рейтинга вместо четвертой. Из 37 проданных автомобилей 30 PEUGEOT BOXER.
На восьмой строчке бренд, который тоже пережил снижение спроса. Citroen перешел на данное место с пятой позиции. Его результат за год 35 единиц и – 46,2 %.
На девятом месте, как и в прошлом году, находится FIAT. Марка увеличила спрос на 200%, но этого все равно было недостаточно для того, чтобы подняться в рейтинге. Тем не менее 27 автомобилей вместо 9 – отличный результат.
На десятом месте рейтинга тоже все стабильно. Здесь обосновался японец TOYOTA, который также показал за год неплохие результаты: 25 автомобилей вместо 6 и прирост 316,7%.
Продажи LCV за 2014 год в РФ сократились на 15,4%, до 139,6 тыс. машин по данным аналитического агентства «Автостат». В минусе оказались традиционные лидеры рынка – ГАЗ и УАЗ. А рост показали только Mercedes и АвтоВАЗ, вышедшие на рынок в 2013 – 2014 годах с новыми моделями российской сборки.
Лидер рейтинга Группа ГАЗ прогнозирует снижение рынка легких коммерческих автомобилей в 2015 году на 40 – 47%. Об этом в рамках Всероссийского автомобильного форума сообщил президент группы ГАЗ Вадим СОРОКИН. По прогнозам компании, в 2015 году на российском рынке будет продано до 70 тыс. LCV. А вот дальше рынок ждет плавное выравнивание.
По мнению Вадима СОРОКИНА, на рынок легких коммерческих автомобилей отрицательно влияет снижение доступности кредитов и лизинга, снижение госзакупок и удорожание комплектующих. Положительные моменты – продление программы утилизации, субсидирование закупок газового транспорта и рост рублевой стоимости продукции конкурентов.
Сам лидер Группа ГАЗ планирует сохранять свою 50%-ю долю на рынке LCV и наращивать ее по некоторым направлениям.
Сегмент HCV
В омском рейтинге грузового коммерческого транспорта уверенно лидирует также отечественный автопром. Отлично зарекомендовавший себя в строительной, промышленной и сельскохозяйственной отрасли КАМАZ немного снизил результат по сравнению с 2013 годом, но остался на плаву. 198 машин вместо 260 единиц и – 23,8%. Самыми популярными моделями КАМАZ в 2014 году оказались KAMAZ 6511, KAMAZ 5350 и KAMAZ 6520.
На втором месте, как и в прошлом году, остался бренд GAZ. Данные грузовые трудоголики полюбились предприятиям нашего города за приличную грузовместимость и адаптацию к проблемным дорогам и бездорожью. GAZ снизил свои позиции на 36,5% по сравнению с 2013 годом и показал результат 54 единицы. В рейтинге популярных моделей присутствуют GAZ 3308, GAZ 3310 и GAZ 3309.
В бронзовые призеры вырвалась шведская Scania, которая в 2013 году была на четвертом месте. Стоит отметить, что результаты бренда остались практически на прежнем уровне. 36 единиц и 5,3%. Особенно популярны топливосберегающая модель с облегченным весом SCANIA P и седельный тягач SCANIA R.
Поднявшись в рейтинге на две строчки, на четвертом месте обосновались грузовики URAL, при этом потеряв 15,2% продаж. Результат русского тяжеловеса в 2014 году составил 28 единиц.
На пятой строчке отлично себя чувствует бренд Volvo, прибывший сюда с девятой позиции рейтинга 2013 года. Марка, вопреки всем экономическим трудностям, показала рост спроса на 108,3%, результат – 25 единиц. Среди омичей больше всего популярна модель VOLVO FM.
Шестое место занимает японский бренд Isuzu, который за год также улучшил свои позиции на 76,9% и поднялся на две строчки с результатом 23 единицы вместо 13.
На седьмом месте оказывается детище Минского автомобильного завода, рухнувшее сюда с третьей позиции рейтинга 2013 года. Результаты МАZв 2014 году составили 21 автомобиль и 50%.
Восьмую строчку рейтинга занимает японец HINO. Снижение за год продаж на четверть сместило его на одну позицию. Результат – 21 автомобиль и -25%.
С последнего места в рейтинге 2013 года на девятую строчку 2014 года поднялся японец Mitsubishi. Он улучшил свои показатели на 133,3%; 21 автомобиль вместо 9. И все благодаря модели MITSUBISHI CANTER.
Замыкает топ-10 грузового коммерческого транспорта популярный производитель из КНР SHAANXI. Правда, в 2014 году в Омске он стал менее популярен, чем в предыдущем, на 5 позиций в рейтинге и 52,9%. Результат марки 16 единиц вместо 34.
Суммарный объем продаж грузовиков в России сократился на 23%. Из-за резкого падения продаж в непростой ситуации оказались дилеры. Аналитики «Автостат» не исключают сокращения числа дилерских центров на 20–25% (по состоянию на 2014 год их насчитывается 4 075 единиц). Прогнозы на 2015 год, по данным аналитического агентства «Автостат», не отличаются оптимизмом – продажи грузовиков продолжат снижение. Тем не менее, несмотря на трудности, рынок коммерческого транспорта продолжает развиваться.
Евгения ТОЛСТЫХ