Дмитрий АСТРАХАН: " Как только у артиста появляется повод усомниться в состоятельности режиссера, он тут же идет к директору и рассказывает, какой вы идиот"

Дата публикации: 15 апреля 2015

8 апреля в Омске в рамках фестиваля "Любительское кино + Profi" известный российский режиссер театра и кино Дмитрий АСТРАХАН дал участникам мастер-класс, в рамках которого рассказал, что значит быть режиссером. Представляем читателям самое интересное из сказанного.

О выборе профессии

– Я никогда не мечтал и не собирался быть режиссером. Я не был театральным ребенком и рос в семье историков. В театре я был, когда поступил в театральный институт, где-то около 15 раз. Все произошло случайно. Как правило, молодым человеком движет какая-то драма, несчастная любовь, и что-то начинает происходить. В 18 лет у меня была такая драма. Я очень переживал расставание, болтался без дела и не знал, чем заняться. Однажды я сидел в гостях у своей знакомой, которая собиралась идти в театральную студию, где она занималась. Я спросил, могу ли я пойти вместе с ней, и она согласилась. Когда мы пришли, она сказала: "Вот молодой человек пришел поступать". Педагог посмотрел на меня и попросил в конце занятия что-нибудь почитать. Мне неудобно было говорить, что моя подруга пошутила, и я действительно что-то прочел. Ночью мне позвонила моя знакомая и сказала, что педагог сказал, если я решил заниматься, то мне нужно прийти завтра в студию, чтобы сыграть главную роль. Это предложение я оценил и на следующий день отправился репетировать. Через два месяца я сыграл главную роль в спектакле со смешным названием "В ожидании козы", но грустной трагической истории про голод в 1947 году. Эту пьесу написал Евгений ДУБРОВИН, который был редактором журнала "Крокодил". На премьеру пришли четверо моих старших братьев, которые сказали: "Димка как на кухне". Это был комплимент, который означал, что я вел себя естественно. Братья меня одобрили, но я понял, что все это мне самому нравится.

Попытка избежать профессии

– Я долго не мог определиться, куда мне идти – в театр или кино. Вообще я долго пытался избежать профессии: учился в электро-техническом институте, перешел оттуда в финансово-экономический на кибернетику. Я пытался избежать сомнительной актерской жизни. Все же знают, что такое актерство: пьянка и разврат. В большинстве своем это правда. Но судьбу мою решил один разговор. Отец моей знакомой Насти ТИХОМИРОВОЙ был главным режиссером Кировского театра (Ленинградского театра оперы и балета). Он видел меня на сцене и как-то мне сказал: "Слушай, что ты дурака валяешь, зачем ты перешел в финансово-экономический? Иди на режиссуру, ты абсолютно готовый режиссер. Если тебя не возьмут ТОВСТОНОГОВ или МУЗИЛЬ, я тебя возьму к себе на оперную режиссуру". После этого спросил: "Знаешь нотную грамоту?" Я ответил: "Нет". На что он сказал: "Ерунда, не это главное". И вот так я поступил в театральный институт к  Александру МУЗИЛЮ.

Главное – логика

– Я оканчивал математическую школу и привык, что должна быть логика во всем, что я делаю. В любой задаче есть логика. И в каждой сцене спектакля должна быть логика. Когда мы поступали к МУЗИЛЮ, он говорил: "Все, кто придут ко мне в институт и кто его закончит, придут в театр и поставят пьесу. После премьеры спектакля никто не кинет им в лицо билет. Но насколько этот спектакль будет талантлив, вопросы не ко мне, а родителям. Таланту я не учу, а ремеслу могу научить".

Конфликт режиссера и артиста

– Режиссер должен заставлять артистов выполнить его волю. Поскольку этого мало кому хочется, то эти отношения, как правило, непростые. И при этом конфликт готов вспыхнуть каждую минуту. Как только у артиста появляется повод усомниться в состоятельности режиссера, он тут же идет к директору и рассказывает, какой вы идиот. Это больше касается театра. В кино ситуация менее напряженная, потому что все вместе собираются только на съемки, а в театре артистам с режиссером приходится встречаться каждый день. И в этой ситуации у режиссера есть главное оружие – смысл. Артистов надо спрашивать, что происходит в конкретной сцене. На все вопросы, которые задает режиссер артистам, он заранее сам себе отвечает. А придя к ним, он делает вид, что не знает на них ответа. Когда артист отвечает то, что ему надо, режиссер говорит ему, какой он молодец. Задача режиссера – растить в артистах бациллу соучастника и дать им смысл того, что они делают.

Первый опыт
– Помню, когда ставил свой первый спектакль в Свердловском ТЮЗе, я жутко боялся прийти к артистам, потому что боялся быть им неинтересным. Поэтому я придумал кучу всего. Когда на мою первую репетицию пришел посмотреть главный режиссер театра Владимир ЛОБАНОВ, он мне сказал: " Что ты делаешь? Ты уже поставил половину первого акта! У тебя впереди еще два месяца! Декорации будут готовы только через полтора месяца. Что ты будешь с ними делать?" Оказалось, что от страха заставил их все сыграть.

Народные артисты и молодой режиссер

– Когда  я пришел в БДТ им. Горького к ТОВСТОНОГОВУ репетировать "Женитьбу Бальзаминова", на первой репетиции сидели у меня народные артисты, а я – молодой и еще неизвестный для них режиссер. Первая читка текста. И вот МАКАРОВА вдруг предлагает выкинуть часть ее текста. Тут я понимаю, что передо мной сидит народная артистка и если я с ней соглашусь, все остальные начнут себе резать текст и мной руководить. Я понял, что должен сделать так, чтобы она навсегда перестала задавать подобные вопросы. И я ей говорю: "Людмила Иосифовна, а почему вдруг ваша героиня, мама Бальзаминова, который несколько раз терпел неудачи в женитьбе, после того, как приходит сваха и говорит, что нашла ему невесту, говорит: "Пойду-ка я посплю?". Ее что, не волнует судьба сына? Почему она себя так ведет?". Тут Людмила Иосифовна начинает задумываться, ведь текст она читает в первый раз. А я продолжаю: "Подумайте над этим, и в следующий раз мы с вами это обсудим. У меня есть соображения на этот счет. После этого мы решим, выкидывать текст или нет". После этих слов она замолчала и больше вопросов мне не задавала, и остальные задумались, надо ли что-то спрашивать.

Вообще, режиссер – это профессия, где буквально каждую минуту приходится отстаивать свое самолюбие. Помню, репетировал "Удалого молодца" в БДТ. Одному народному артисту, не буду назвать его фамилию (скажем, Петр Петрович), я дал одну из лучших ролей. При этом все артисты делают, что я их прошу, кроме Петра Петровича. Он не хочет делать то решение, которое у меня уже придумано, и предлагает свои – одно хуже другого. А я веду себя неправильно, так как боюсь его обидеть и не проявляю жесткости. В итоге за неделю до выпуска спектакля артист сам понимает, что у него не получается роль, и в конце одной из репетиций говорит, что "так непрофессионально никогда не репетировал", и уходит. Я обтекаю – весь коллектив все это слышал. После чего я начинаю придумывать месть. На следующий день я прихожу и говорю артистам: "До того, как мы начнем репетировать, мы с Петром Петровичем пойдем поговорим. И в зависимости от того, как мы поговорим, мы решим, что делать дальше". Артисты спрашивают: "А нам что делать?" Я отвечаю: "Ждать финала разговора". Мы идем с Петром Петровичем в его гримерку, и я ему говорю: "Вы нанесли мне немыслимое оскорбление, так как назвали меня непрофессионалом". Он начинает извиняться, а я ему: "Извиняетесь лично, а обложили меня публично. Ситуация тупиковая: вы не делаете то, что я вас прошу, а то, что вы мне предлагаете, я видеть не хочу. Пойдемте к ЛАВРОВУ (он был тогда худруком) и закроем спектакль. Скажем, что два художника не договорились". При этом я понимаю, что никуда он не пойдет, потому что, во-первых, артисты люди не самые смелые, а во-вторых, ЛАВРОВ спросит, почему мы закрываем спектакль, ведь столько денег уже потрачено, а я отвечу, что Петр Петрович не хочет делать то, что я говорю. Артист уговаривает меня не идти к ЛАВРОВУ, но я непреклонен. Часа два мы это все обсуждаем. После чего я говорю, что есть один выход, но он ему не понравиться, а именно выполнять все, что я скажу, но как только он задаст мне вопрос "зачем", мы тут же идем к ЛАВРОВУ. В итоге он соглашается. Представляете, какое у меня было возвращение к коллективу? Никто ничего не понимал, потому что Петр Петрович делал все, что я скажу, как шелковый, а ведь еще день назад возражал по поводу каждой фразы. При этом я знал, что, несмотря на то, что на репетициях он делает все нехотя, на спектакле он сыграет все в полную силу. Так и произошло.

Любимый свой фильм

– Обычно для режиссера это его последний фильм. И я очень рад, что пока мой последний фильм "Деточки", потому что он интересен 17-летним ребятам и в Интернете они его бурно обсуждают. Это важно для меня. Сейчас я снимаю кино, иногда ставлю спектакли в театрах. Снял картину "На том берегу", надеюсь, что через два-три месяца она уже будет готова к показу. А вообще я все фильмы свои люблю. Это все равно что ответить, какой мой ребенок лучше, – все.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/aprel/-14/dmitriy-astrahan-