Дмитрий КОГАН: «У драмтеатра и музея имени Врубеля та же самая проблема, что и у собственников торговых помещений»

Дата публикации: 22 апреля 2015

Поводом для всех разговоров вокруг Любинского проспекта послужила инициатива Газпрома привести в порядок к трехсотлетию Омска улицу Ленина.  Цель стоит благородная — сделать так, чтобы исторический центр города жил и процветал.  И я уверен, что когда губернатор с инвестором вопрос обсуждал, шла речь именно об этой цели, а не о том, чтобы просто освоить деньги. Те, кто опасается, чтобы не получилось наоборот (как у нас часто в России бывает), свои мнения сейчас активно высказывают, и я не исключение.

Побывав на одном из обсуждений, я услышал совершенно правильные мысли: сделать улицу доступной для пешеходов, для велосипедистов, для инвалидов. Все это однозначно нужно делать, но надо понимать, что не это оживит улицу, не это ее спасет. Улица Ленина исторически сложилась как торговая, это та реальность, которую нам не изменить. Именно поэтому  собственники помещений говорят о том, что должны появиться парковки. Возникает вопрос, почему их старательно не слышат.

По своему опыту скажу, неоднократно сталкивался с тем, что люди, которые приезжали по своим делам в ТК «Пять звезд», не могли припарковаться ни рядом с ТК, ни где-то еще поблизости. Что сделает покупатель в такой ситуации? Он не будет нарезать круги в поисках парковки, просто развернется, уедет и больше не приедет. Так что без парковок улица не сможет жить, однозначно.

Есть еще один момент, который в обсуждениях все упускают. В пространстве улицы Ленина есть не только интересы собственников торговых помещений, есть еще и интересы муниципалитета, который владеет землей – тротуарами  и дорогой, есть интересы областных властей, у которых здесь как минимум два крупнейших культурных объекта – драматический театр и музей имени Врубеля.

И если собственники торговых помещений открыто выражают свою позицию, от лица города никто не высказывается. Почему в этой ситуации молчат депутаты городского совета, которые поднимают крик и по менее важным вопросам? Это ведь им жители делегировали свои права, в том числе и право определять, что первично, а что вторично на улице Ленина. Ведь если у человека сломалась машина и она стоит без мотора и без колес, он вряд ли обрадуется предложению выкрасить его автомобиль золотой краской. Хозяин машины скажет: если ты такой добрый, купи мне лучше колеса и двигатель.

Почему областные власти не видят, что у драмтеатра и музея имени Врубеля та же самая проблема, что и у торговых помещений на Ленина? Сейчас вблизи этих заведений припарковаться возможности нет и посетителям приходится или оставлять машину в неположенном месте либо идти издалека (в том числе и нарядным женщинам на каблуках). Отсутствие комфортного доступа в эти учреждения, понятно, сказывается на посещаемости. И все делают вид, что не замечают проблемы, когда у нас в итоге бросают машины  где попало, паркуются под знаками и так далее.

Есть несколько предложений, как решить проблему. Можно сделать парковку под улицей Музейной, там исторический перепад высоты в 1,8 метра, и если всего на полметра там углубиться, получим порядка 170-180 машино-мест в подземной части. А это драмтеатр в шаговой доступности и возможность оставить машину под крышей. Можно сделать и экономный вариант парковки — на самой улице Музейной, но там будет меньше машино-мест. Кроме того, есть замечательный сквер рядом с музеем Врубеля. Во всем мире в центральной части города под парками и скверами делают парковки. Я в течение последнего года и разным депутатам, и главному архитектору Анатолию ТИЛЮ озвучивал необходимость внести изменения в законодательство и разрешить в рекреационных зонах строить подземные парковки. Сейчас концепция развития парков обсуждалась, и, к сожалению, об этой возможности опять ни слова. И мне непонятно, почему очевидные вещи замалчиваются, почему все делают вид, будто у нас  количество автомобилей будет год  от года уменьшаться. Да, в частных беседах звучит речь о том, что Газпром просто не пойдет на такие затраты, как оборудование нормальной парковки. Но сумма, о которой изначально вел речь Газпром, внушительная – 2,6 млрд рублей. Для сравнения: на эти деньги можно построить 100 тысяч кв. метров жилья со всеми коммуникациями и благоустройством. И мне думается, финансовый вопрос здесь не главный. С сохранением сквера мы можем получить парковку, которая решит все проблемы улицы: и Драмтеатра, и музея, и торговых помещений, а на самом Любинском проспекте останется место для тротуаров и озеленения. Кроме того, если правильно парковку расположить и оборудовать въезд с улицы Гагарина или хотя бы выход из паркинга для пешеходов на эту улицу, снимется проблема с нехваткой парковок рядом с городской администрацией. Человек сможет оставить машину на парковке, пойти в мэрию, решить там все свои вопросы. Ведь все согласны с тем, что автомобиль, стоящий на улице, ее не украшает, и задача, которую решают урбанисты во всем мире – убрать машины с улиц, и в первую очередь, в подземные паркинги.

Если этот проект реализовать, уже не будет смысла так остро ставить вопрос, нужно ли делать остановочные карманы вдоль улицы Ленина. Они будут уже не так нужны, а если их и делать, то платными.  И цену сделать кусачей, чтобы на весь день машину было невыгодно оставлять, а вот на час-два – вполне возможно. И бюджет будет пополняться. Если обращаться к опыту европейских городов, на торговой улице Гете во Франкфурте с обеих сторон улицы оборудованы платные карманы, и там все заставлено, хотя вокруг улицы масса более дешевых парковок. Так что человек готов платить за то, чтобы подъехать поближе.

Что еще нужно улице Ленина? Нужен вынос коммуникаций. Под подвалами зданий по нечетной стороне проходят магистральные трубы отопления, которые если прорвет, мало никому не покажется. Исторические здания, может, мягко говоря, снести немножко. Почему никто не говорит о том, что транзитные коммуникации  нужно вынести из-под исторических зданий? Ведь собственники не раз поднимали эти вопросы.

Я уверен, что все мы – и владельцы помещений, и муниципалитет, и областные власти – должны нести ответственность за то, что происходит на улице Ленина. Во многих европейских городах власти давно поняли: исторический центр без дополнительного внимания и дотаций в любом случае будет экономически менее привлекательным, чем крупные торговые центры на окраинах. И там проблема решается: создаются привлекательные условия для тех, кто в историческом центре работает, кто его развивает, к примеру, городские власти снижают налог на недвижимость в этой части города. У нас же о подобном даже речи не идет.

В любом случае сначала нужно решить основные проблемы улицы, а уже потом можно будет и о декоративных элементах говорить. А пока складывается впечатление, что команду экспертов прислали только для того, чтобы народ выпустил пар. Все логично: если не можешь остановить процесс, возглавь его и уведи в сторону. Но если иллюзия компромисса и будет создана, то омичи от этого точно не выиграют, ведь трехсотлетие пройдет, золотая краска облетит, а нам всем здесь потом жить.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/aprel/-15/dmitriy-kogan-