Замдиректора департамента контрактной системы Наталья ДОХВАТ заявила, что это не выход
24 июля на заседании координационного совета участников контрактной системы в региональном бизнес-инкубаторе разговор зашел об участии в госзакупках малого бизнеса.
Тему поднял предприниматель, представившийся Дмитрием.
– У нас на практике возникают проблемы, когда объявляется тендерная закупка, и в ней объединяются несколько предприятий города. Получается крупная сумма, в связи с этим обеспечение заявки очень сложно сформировать, не всегда ее можно обеспечить только внесением наличных средств, необходимо привлекать банковскую гарантию, нести дополнительные серьезные затраты. Из-за этого я во многих закупках не могу участвовать, не могу привлечь гарантию, – рассказал он. Дмитрий, как выяснилось, хотел участвовать в одной из последних закупок для Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Омска, но ведомство сформировало крупную заявку, которую предприниматель не потянул в плане обеспечения, хотя сам объем работ был в силах выполнить.
Отвечать ему взялась заместитель директора департамента контрактной системы в сфере закупок администрации Омска Наталья ДОХВАТ. Она отметила, что большая часть закупок проводится в форме электронных аукционов на электронных площадках и обеспечение заявок на таких площадках происходит за счет внесения денежных средств, на этом этапе банковской гарантии не требуется. «Но сумма обеспечения варьируется от 0,5% до 5% от суммы контракта, для малого предпринимательства – не более 2%, и это требование закона, совсем без обеспечения мы провести закупку не можем, – пояснила Наталья ДОХВАТ. – Законом установлена обязанность осуществления части закупок в субъектах малого предпринимательства, и определен порог в 20 млн рублей начальной максимальной цены контракта для таких закупок. При этом по требованиям действующего законодательства к субъектам малого предпринимательства раньше относились предприятия с годовой выручкой до 400 млн рублей, сейчас до 700 млн, не такие уж это и малые предприятия, на самом деле». По словам чиновницы, она впервые столкнулась с претензией, что закупка проводится чересчур крупная.
– Проблема в том, что мне приходится нести серьезные затраты, не связанные с производством. Если бы закупки были мельче, эти затраты меня бы не так смущали. А так я не смог принять участие. На мой взгляд, принципы конкуренции не в достаточной степени соблюдаются, – попытался еще раз объяснить свою позицию Дмитрий, заметивший, что муниципальные районы, для сравнения, торгуются по дорожным работам отдельно, а весь Омск идет единым лотом.
– Для справки: в той закупке, о которой вы говорите, было шесть участников и 5 млн экономии, эффективность закупки сложно поставить под сомнение. Делить закупки на множество мелких контрактов тоже не выход, у нас одно Управление дорожного хозяйства и благоустройства, которое работает по всему городу, – заключила Наталья ДОХВАТ, и каждый остался при своем.
Еще одна участница обсуждения, на этот раз из числа заказчиков, рассказала об обратной стороне проблемы:
– Я в рамках закона обязана не менее 15% от общего годового объема закупок заключать с малым бизнесом. Но у меня такие крупные закупки… В настоящий момент одна закупка – 990 млн, вторая – 224 млн рублей. Для субъектов малого предпринимательства я не имею права здесь преимущество предоставлять, и получается, что я не исполняю 15-процентный лимит. Что мне делать в этой ситуации?
– У нас тоже есть контракты на 700-800 млн рублей, и мы просто устанавливаем там обязанность генподрядчика привлекать субподрядчиков из числа малых предприятий в объеме 15-20% от суммы контракта. Делайте также, и это будет засчитываться в вашу закупку у малого бизнеса, – посоветовала Наталья ДОХВАТ.