Сергей КОГАН: «Самое ценное в ИТ-парке — контакты»

Дата публикации: 12 августа 2015

Одним из первых резидентов регионального ИТ-парка стал индивидуальный предприниматель Сергей КОГАН. Сергей Алексеевич занимается разработкой программного обеспечения в сфере транспортной логистики и управления складами под торговой маркой «БИТ-Интеграция». О том, как у омских предприятий обстоят дела с автоматизацией производственных процессов и зачем самостоятельному айтишнику понадобилось становиться резидентом ИТ-парка, Сергей КОГАН рассказал обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ.

— Сергей Алексеевич, как складывался ваш профессиональный путь до того, как открыли собственное дело?

— В детстве до определенного момента меня интересовали только самолеты. А в классе пятом-шестом интерес сместился к программированию. Никаких персональных компьютеров тогда, конечно, не было, но мне повезло: папа у меня работал на ЦКБ «Автоматика» и у них был отличный вычислительный центр. Я писал программы на листочке, папа их в обеденный перерыв вводил в компьютер и приносил мне распечатки. Это был мой самый первый опыт программирования. Кроме того, мне очень повезло с 88-й математической школой, где до сих пор работает отличный учитель информатики ПИАСТРО Михаил Давыдович. Потом я закончил технический университет по специальности, связанной с вычислительной техникой. Первый опыт работы связан с компанией «Комплексные компьютерные системы», на тот момент это был первый интернет-провайдер в городе Омске. Туда я пошел уже на первом курсе. Потом я работал в «Электросвязи» по этому же направлению, затем ушел руководителем отдела на «Омский бекон», и там мне привили страсть к промышленной автоматизации. Когда команда КИВИЧА ушла, я тоже уволился и отправился в свободное плавание. В первое время занимались разными проектами, но из них по сей день развиваются два – с 2008 года мы занимаемся программным обеспечением в сфере транспортной логистики и с 2010 года — системами управления складом.

Какова в Омске доля компаний, у которых автоматизированы логистические процессы?

— Далеко не все компании этим занимаются. Часть предприятий идет по простейшему пути: нанимают водителей, которые сами определяют, как развезти товар. Хорошо или плохо они будут это делать – интересный вопрос. Другая часть компаний, к сожалению, меньшая, технологичны и настроены на процессный подход. Они понимают, что не могут вручить судьбу своей доставки в руки конкретного водителя, который сегодня в хорошем настроении, а завтра в плохом. Таким компаниям логистика интересна, и они готовы ее обсуждать. Но их немного. Могу рассказать абсолютно анекдотический случай: мы приходим к известному в Омске предпринимателю, занимающемуся поставками продуктов, рассказываем ему про наш продукт, про то, какие выгоды он дает, показываем, что водители не смогут делать приписки, что будет сокращен километраж. А он нам выдает гениальную фразу, после которой становится понятно, что говорить не о чем: «Если я им воровать не дам, они у меня все уволятся». То есть в этой компании все построено на, скажем так, человеческих отношениях и от современного, технологичного бизнеса это далеко, хотя можно и так какое-то время работать. Дело даже не в денежных потерях – они незаметны, пока в целом бизнес прибылен. Вопрос в том, насколько этот подход масштабируем и жизнеспособен в далекой перспективе.

Но, с другой стороны, многие предприниматели сейчас активно стремятся сократить издержки и должны, по идее, рассматривать самые разные возможности для этого.

— Часто реализации далеко идущих планов мешает текучка. Нужно понимать, что внедрение любого продукта, в том числе и транспортной логистики – это еще и большой объем внутренней работы в компании. Мы когда приходим на предприятие, задаем вопрос: знаете ли вы, сколько времени машина у вас проводит на точке? Ведь сами мы можем посчитать по карте, сколько машина едет из точки А в точку Б, но не знаем, сколько времени водитель будет сдавать товар. В большинстве случаев руководители делают большие глаза и говорят: а мы об этом не думали, у нас таких данных нет. Но на самом деле они есть! Только не формализованные: на уровне опыта и интуиции в голове у конкретного водителя или логиста. А вот уйдет этот человек с работы и данные эти с ним уйдут. Кроме того, большой объем работы связан, например, с приведением к единообразию адресов доставки. Как только не коверкали на моей памяти название таких улиц, как Крупской и Бархатовой! Эти все ошибки надо отловить и исправить. Есть много нюансов, которые нужно предусмотреть в программе, например характеристики автомобильного парка, есть ведь машины большой вместимости, есть малой, и программе нужно объяснить, в каком случае используется та или иная. И начинается: а какие у нас затраты на километр, как построена оплата труда. Все эти данные клиент должен предоставить. В общем, это серьезная работа, на которую нужно время и ресурсы. И по моим наблюдениям, во многих компаниях люди настолько заняты текучкой, что, хотя и принципиальное решение выстроить логистику есть, реализация его откладывается до последнего. То есть преимущества руководство компании видит, но ведь эти преимущества будут потом, когда-то, а текучка-то есть уже сейчас. Позиция нашей компании при этом такова, что мы не можем взять предоплату, пока не сделаем хотя бы один пробный расчет, пока мы не убедились, что эта задача решается. Не скрою, бывают случаи, когда мы видим, что оптимизация логистических потоков ничего не дает. Взять, к примеру, хлебозаводы. Вроде бы огромное количество точек по городу, но они ездят из года в год по одним и тем же маршрутам, хлебные магазины находятся на расстоянии не больше 300-500 метров, и они едут подряд, и оптимизировать им, по сути, нечего.

— А как обстоит дело в Омске со складами?

— Не хочу кого-то обидеть, но у нас очень часто фирмы, особенно небольшие, работают на ужасных складах. В Москве, Санкт-Петербурге, даже в соседнем Новосибирске большинство компаний понимают склад как специальное помещение, где есть определенное количество входов и выходов, ячейки, и так далее. В Омске же нередко я сталкиваюсь с тем, что заходишь на склад и понимаешь: это автоматизировать невозможно. Слабо приспособленное под складские потребности помещение, иногда оставшееся с советского времени, и самое страшное – товар там хранится навалом. В худшем случае складируется под самый потолок, оставлены проходы, в которых человек может протиснуться только боком.

Конечно, есть небольшое количество складов, отвечающих всем требованиям. В свое время на «Омском беконе» мы запускали очень высокотехнологичный склад, там было ощущение, что находишься внутри космического корабля – автоматические двери, все бесшумное, с хорошим оборудованием, с разметкой. На тот момент это был первый склад такого уровня за Уралом.

В Омской области, насколько мне известно, обсуждается несколько проектов по строительству логистических центров. Вам в автоматизации таких проектов интересно было бы принять участие?

— Пока среди наших клиентов таких не было, но будем стараться наладить с ними контакты. Дело в том, что когда открывается логистический центр уровня А и Б, там программное обеспечение тесно связано с основными средствами и, как правило, заложено уже при проектировании и монтаже оборудования. Другими словами, такие логистические центры — это высокая лига, там есть три-пять поставщиков, решения которых стоят совершенно астрономических денег по омским меркам. Единственный недостаток этих систем мирового уровня заключается в том, что эти системы требуют без отступлений следовать принятым стандартным моделям складских процессов. Мы в этом плане проще, автоматизируем склады классом ниже, но наш продукт работает так, что его можно видоизменять под конкретный проект. То есть он един, но мы можем учесть особенности клиента. По логистике таких особенностей не так много. А вот что касается складов, ситуация иная. Конечно, мечта любого программиста – сделать единый проект и потом его просто продавать. Тем не менее у нас каждый проект индивидуальный, хотя и строится из стандартных кубиков. И под каждого клиента мы можем достаточно быстро – в течение 3-6 месяцев – из этих кубиков требуемый продукт собрать.

— Насколько мне известно, по управлению складом в Омске у вас есть два серьезных клиента – «Сибирские колбасы» и «Омский бекон». А где-то за пределами региона с подобными крупными предприятиями работаете?

— У нас есть, к примеру, клиент в Новосибирске, там у нас налажена транспортная логистика на базе Новосибирского мясоперерабатывающего комбината «Торговая площадь», мы с ними активно ведем переговоры по внедрению системы управления складом, но пока этот проект отложен в связи с существующей экономической ситуацией. И это не единичный случай, с инвестиционными проектами сейчас у всех сложно.

Почему приняли решение стать резидентом ИТ-парка?

— Об ИТ-парке узнал случайно, от коллег-айтишников. Потом я принял участие в первом круглом столе, на котором обсуждались перспективы работы в ИТ-парке, и заинтересовался, подал документы на конкурс. Я стал резидентом ИТ-парка без аренды помещения, потому как офис у нас уже есть и пока для нас он удобен. Если захотим расширяться, вероятно, еще раз примем участие в конкурсе и арендуем помещение в ИТ-парке. Концепция ИТ-парка заинтересовала нас другим. Я убежден, что основная ценность здесь – контакты. Известно, что айтишники – люди не очень общительные, в отличие от гуманитариев, например маркетологов. А когда мы работаем на общей площадке, так или иначе все равно общаемся, и начинается некий обмен идеями, а обмен этот — двигатель любого прогресса. Очень часто можно найти решение какой-то проблемы именно в таком непринужденном профессиональном общении. За те месяц-полтора, что я общаюсь с резидентами ИТ-парка, уже, как минимум, пара-тройка интересных общих идей появилась. Так, мы активно обсуждаем возможность совместного проекта с компанией «Навигационные системы сервиса», которые занимаются мониторингом транспорта. Наши продукты, на мой взгляд, так и просятся в единый пакет, потому что наверняка есть клиенты, которые хотят и то и другое сразу. Есть резидент, который занимается маркировкой продукции и собирается делать устройство для маркировки. Нам сотрудничество с ним интересно, потому что на каждом складе есть устройство для маркировки, они производятся, как правило, за рубежом и стоят сейчас серьезных денег. И если им удастся сделать доступное по цене устройство, коммерческий успех им гарантирован, и нам будет выгодно продвигать свои программные решения параллельно с их оборудованием. Плюс еще познакомились с коллегами, которые занимаются контроллерами и домашней автоматизацией, и их наработки также, как я думаю, можно использовать и в промышленности.

— Какие мероприятия и проекты, на ваш взгляд, необходимо реализовать на базе ИТ-парка в ближайшее время?

— Когда мы презентовали на конкурсе свои компании, нас всех спрашивали, что мы можем предложить ИТ-сообществу. Удачной идеей в этом плане я считаю создание общественного совета при ИТ-парке, в рамках которого резиденты смогут, пусть при поддержке министерства экономики, при поддержке Корпорации развития Омской области, Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, но самостоятельно определять направление, в котором ИТ-сообществу двигаться. Ведь очень плохо, когда компания заходит в технопарк или бизнес-инкубатор и становится в позицию потребителя. Здесь же, на мой взгляд, простор для деятельности не ограничен. В первую очередь, с моей точки зрения, нам, как резидентам ИТ-парка, нужно наладить диалог с омской промышленностью. На самом деле в ИТ-парке уже сейчас собраны компании, занятые в самых разных сферах. Если мы здесь соберем руководителей омских промышленных компаний, которые расскажут, в чем они нуждаются и какие у них есть проблемы, они получат бесплатную экспертизу, а мы – обратную связь в виде их потребностей. Наверняка у них есть общие потребности, и если мы выявим потребность, актуальную для трех, пяти, десяти компаний, общими силами резиденты смогут создать продукт для решения этой потребности, и это будет выгодно для всех сторон. Промышленникам такое решение обойдется дешевле, потому что стоимость его разделится на всех заказчиков в равной мере, и у нас, как исполнителей, норма прибыли сохраняется, поскольку продукт гарантированно продается сразу нескольким клиентам. И подобные обсуждения с потенциальными интересантами из самых разных сфер можно организовывать регулярно. Сейчас мы готовим материалы на ближайший общественный совет, чтобы определить, в какой форме и последовательности организовывать мероприятия. Уверен, что синергетический подход, когда к решению той или иной задачи привлекается сразу несколько компаний, даст хорошие результаты.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/avgust/-30/sergey-kogan-