Безопасность упала в цене

Дата публикации: 02 декабря 2015

В ситуации, когда дорожает буквально все, стоимость услуг охранных предприятий обрушилась почти на 30%

Два десятка лет назад в стране насчитывалось не более ста тысяч сотрудников частных охранных структур и различных служб безопасности. Сегодня у нас только лицензированных охранников семьсот с лишним тысяч. Недостатка в негативных высказываниях по этому поводу нет, и все их, по сути, можно свести к одной фразе: «Россия – страна охранников».

  Звучит хлестко, но с экономической точки зрения такого рода оценки лишены смысла, поскольку предложение на любом рынке определяется спросом. Никто не будет платить за услугу, которая не нужна. А за охрану платят. Объем российского рынка негосударственной безопасности оценивается специалистами с разбросом от полутора до трех миллиардов долларов.

 Что касается Омска, то в регионе зарегистрировано более 14 тысяч объектов (без учета опекаемых службой вневедомственной охраны), которые официально находятся под защитой частных структур. Средний ежемесячный «чек» за услуги ЧОПов, по оценке наших экспертов, сегодня колеблется в районе отметки 2500 рублей. Простой арифметический подсчет показывает, что объем омского рынка негосударственных охранных услуг составляет более 400 миллионов рублей в год.

В экстремальных условиях

Принимая во внимание, что на данном рынке оперируют порядка 200 различных организаций, его вполне можно назвать конкурентным. Впрочем, большая часть этих структур, по сути, относится к микропредприятиям, и то, чем они занимаются, трудно назвать бизнесом.

Основная конкурентная борьба разворачивается между пятью крупными игроками, доля которых в совокупности составляет, по разным оценкам, от 80 до 90% рынка. Это «СТБ-Охрана», федеральная компания «Дельта», омская группа предприятий «Маяк», «Центр вооруженной охраны» плюс служба вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области.

Сказать, что сам рынок сегодня процветает, будет, конечно же, сильным преувеличением. На дворе кризис, а охранный бизнес, утверждают специалисты, очень чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры. Некоторые клиенты пытаются сэкономить на охранных услугах в надежде, что авось пронесет, кто-то вообще закрывается, нарастает дебиторская задолженность.

Однако вряд ли можно говорить о каком-то критическом уменьшении количества охраняемых объектов – меньше стало денег. Если стоимость большинства товаров и услуг растет, причем впечатляющими темпами, то охранные услуги, по оценке наших экспертов, за последний год подешевели почти на треть. Получается, что этот рынок в денежном выражении потерял порядка 150 миллионов рублей. И какой-то одной причиной столь внушительные потери объяснить нельзя — на ситуацию, как всегда, оказывает влияние комплекс различных факторов.

Кнопка дешевле

Прежде всего, нужно отметить очевидную тенденцию переориентации клиентов с физической охраны, которая стоит дорого,  на более дешевую пультовую. Собственно, обозначилась она достаточно давно, и процесс сдерживался, главным образом, традиционным недоверием представителей бизнеса к техническим средствам защиты, хотя в последние годы их надежность резко выросла.

 Ну, а поскольку кризис всех заставил считать деньги, переход на пультовую защиту приобрел массовый характер. Ведь она не только намного дешевле, но и эффективнее с функциональной точки зрения. В конечном итоге клиенты сократили свои издержки, а у ЧОПов, соответственно, уменьшился объем денежных поступлений. Тем не менее нельзя не отметить, что пультовая охрана является наиболее рентабельным видом деятельности — именно техническая защита офисов  приносит сегодня основной доход частным охранным предприятиям.

К примеру, «Маяку» эта услуга дает более 70% выручки. Еще показательнее это соотношение у «Дельты», единственной федеральной компании, присутствующей в Омске, которая изначально сделала акцент на технические средства защиты. Ключевым данный сегмент является и для других лидеров.

Кстати, изменения в структуре услуг привели к ускорению консолидации рынка. Современное пультовое оборудование стоит очень дорого, и оно есть только у крупных игроков. А значит, к ним и перетекают клиенты многих компаний, отказывающихся от физической охраны.

Ценовые и другие войны

Так или иначе, но ухудшение общей экономической конъюнктуры и изменение структуры услуг не могли вызвать столь серьезного обрушения ценника. Очевидно, что в первую очередь на снижение среднего чека повлияло резкое обострение конкурентной борьбы в данной сфере.

Эксперты отмечают, что за последние десять лет в Омске сформировался костяк по-настоящему крепких охранных предприятий, которые оснащены самой современной техникой, укомплектованы высокопрофессиональными кадрами и способны решать задачи любой сложности. Да, наш регион проигрывает соседнему Новосибирску, городам средней полосы, юга России по денежному объему рынка, но с точки зрения качества и продвинутости услуг он находится в тройке лидеров – вслед за Москвой и Санкт-Петербургом.

И тем не менее незыблемые позиции в сложившихся условиях никому не гарантированы. Специалисты прогнозируют дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы на этом рынке, и вряд ли стоит ожидать, что она будет вестись исключительно в белых перчатках. Уже сейчас в ход пускаются далеко не цивилизованные приемы. Например, распространяются слухи о закрытии, о продаже охранного предприятия-конкурента, о якобы скором аресте его руководителя и т. д. Но, конечно же, в первую очередь негативное влияние на рынок оказывает ценовая война, которая идет весь последний год. В этой ситуации для большинства игроков удержание занимаемых позиций становится гораздо важнее сохранения уровня доходов.

Ближе к клиенту

На первый взгляд, демпинг выгоден клиентам охранных предприятий, но лишь на первый. Здесь ведь все просто, говорит директор «Маяка» Вячеслав МЕРКУЛОВ. Чудес в бизнесе не бывает, стоимость любой услуги ограничена пределами ее рентабельности. Ни одна компания не может жить, генерируя отрицательную доходность.

Компенсировать издержки можно либо за счет снижения качества услуг, либо за счет «оптимизации» налогов, выплачивая зарплату в конвертах. И тот и другой способы, по сути, закладывают под компании мины замедленного действия. Клиент, конечно же, заинтересован в экономии, но, во-первых, все-таки он хочет получить за свои деньги охрану, а не ее видимость. А во-вторых, контролирующие органы тоже в последнее время заметно активизировались – уход от налогов сегодня связан с гораздо более высокими рисками. Любая проверка, вскрывшая нарушения, может в одночасье парализовать деятельность предприятия.

К слову, Вячеслав МЕРКУЛОВ называет выплату исключительно «белой» зарплаты существенным конкурентным преимуществом «Маяка». Ибо это не только уменьшает риски компании, но и способствует укреплению ее кадрового потенциала, дает возможность привлекать более квалифицированных и надежных сотрудников. Людям ведь не безразлично, производятся ли за них пенсионные отчисления, могут ли они без проблем взять кредит в банке, оформить ипотеку и т. д. Уровень защищенности собственного персонала для охранного предприятия – далеко не второстепенная вещь.

Директор «СТБ-Охрана» Юрий СУРИКОВ также убежден, что партнеры охранных предприятий в конечном счете ничего не выиграют от демпинговой войны, и считает, что нет смысла соревноваться с игроками, которые опускают цены на услуги, что называется, ниже плинтуса. Их клиенты попросту рискуют своей безопасностью.

А владельцы собственности, реально думающие о защите объектов, обычно оценивают все: технический уровень пультового оборудования, надежность каналов связи, количество групп быстрого реагирования, сколько охранников в каждом экипаже, «подлетное» время при срабатывании тревожной кнопки, уровень подготовки сотрудников, их экипировку и т. д. И только потом уже сравнивают ценники.

Обострившаяся конкуренция, в том числе и недобросовестная, заставила всех ведущих региональных игроков заняться выстраиванием более тесных отношений со своими клиентами. В «Маяке», например, для этого даже создали специальное подразделение по сопровождению клиентской базы. Задача его сотрудников – разговаривать с партнерами, выяснять их потребности, пожелания, оценивать степень удовлетворенности услугами, выяснять, если кто-то уходит, причины. По мнению Вячеслава МЕРКУЛОВА, активная обратная связь значительно повышает качество управленческих решений и позволяет более эффективно противостоять недобросовестной конкуренции.

Новые ниши

Понятно, что в условиях кризиса ожидать какого-то заметного оживления рынка охранных услуг не приходится, но его могут ощутимо поддержать появившиеся новые ниши. Возникли они благодаря очередным реформам в системе МВД, поставившим в повестку дня вопрос оптимизации службы вневедомственной охраны. Пока сложно сказать, как далеко зайдет процесс – информация на сей счет поступает противоречивая, тем не менее в ряде районов области отделы вневедомственной охраны уже закрылись, что автоматически означает расширение круга потенциальных клиентов частных  охранных структур.

Естественно, ЧОПы активно пошли в эту нишу. Так, «СТБ-Охрана»  выделила данное направление в отдельное предприятие, и с сентября его сотрудники заступили на боевое дежурство в шести сельских районах. Все, как в городе, по полной программе: дежурная часть, оружие, автомобили, средства связи и навигации, обученные люди. По словам Юрия СУРИКОВА, рентабельность на селе ниже, чем в областном центре, но спрос на охранные услуги есть и направление является перспективным.

Заходит в сельские районы и «Маяк»: Калачинск, Любино, Тара. Причем в Таре компания работает уже два года и методично наращивает там свою клиентскую базу, конкурируя на местном рынке со службой вневедомственной охраны.

Впрочем, новая ниша для частных охранных компаний приоткрылась не только в сельских районах. Если раньше лишь государственная служба могла охранять режимные объекты в сфере ВПК, здравоохранения, то сегодня жесткие ограничения сняты. «Маяк», например, намерен использовать эту возможность и готовится принять участие в тендерах ряда оборонных промышленных предприятий. Прорабатывают данную тему и другие крупные игроки.

По сути, можно говорить о новом этапе развития рынка негосударственной безопасности. Ведь еще десять лет назад вряд ли кому-либо пришло бы в голову доверить охрану оборонного завода частному агентству. Да и сами ЧОПы не готовы были брать на себя столь серьезную ответственность. Сегодня ситуация иная. Частные предприятия накопили опыт, наработали репутацию, у них достаточно финансовых, технических и кадровых ресурсов, чтобы обеспечить надежную комплексную защиту любого объекта.

Василий НОВИКОВ



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/dekabr/-46/bezopasnost-upala-v-tsene