Мастера лже-деталей для поездов избежали наказания

Дата публикации: 09 декабря 2015

Руководители «Стальпром-Омска» и «Желдорснаба» амнистированы сразу после приговора

Обвинительный приговор был вынесен Советским районным судом 26 ноября. Последнее слово» Алексея КОЖИНА было коротким:

– Виновным себя не признаю.

Напомним. Как следует из материалов дела, 38-летний Алексей КОЖИН, директор ООО «Научно-производственное объединения «Желдорснаб»», вместе с Романом БЕЗВЕРХОВЫМ, 36-летним руководителем ООО «Стальпром-Омск», наладили производство деталей для железнодорожного транспорта. С ноября 2009-го по март 2014-го они продали немало запчастей «ручной работы»: 56 000 центрирующих балочек, необходимых для поддержания равновесия состава; 26 000 замкодержателей и замков, регулирующих автоматическое сцепление вагонов; 600 упорных плит, которые входят в состав автосцепного устройства; 518 тормозных башмаков, предотвращающих «завалы».

Несложный расчет поможет понять размах предпринимателей: к примеру, только за балочки по средней цене 600 рублей они должны были выручить более 33,5 миллиона рублей. При этом каждая из запчастей, изготовленных под руководством двух товарищей, может стать причиной крушения поезда – экспертиза пришла к выводу, что сталь, из которых они мастерились, не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья людей ни по химическому составу, ни по механическим свойствам, ни по микроструктуре.

Гособвинение рассчитывало на серьезное наказание преступников. Ольга АНДРЕЕВА, помощник прокурора Советского округа, сообщила, что собрана серьезная доказательная база. Поскольку п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности» предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы, прокуратура просила пять. Последнее слово КОЖИНА не смутило гособвинителя:

– БЕЗВЕРХОВ тоже вину не признал, хотя и был многословнее, – прокомментировала она. – Роман Валентинович утверждал, что у него не было оснований не доверять КОЖИНУ, который занимался изготовлением деталей, поскольку тот специалист в транспортной сфере, имеет высшее образование, закончил с отличием университет, а значит, запчасти не могли быть некачественными. Тем более что рекламаций от покупателей не поступало и схода железнодорожных составов не было. ОАО «Российские железные дороги», закупая запчасти для поездов у «Стальпром-Омска», которые изготовляло ООО НПО «Желдорснаб», не проводит контроль их качества, удовлетворяясь правильными геометрическими размерами и четко оформленными документами.

Нужные сертификаты и паспорта у предпринимателей были – по словам АНДРЕЕВОЙ, они нашли способ их «добывать»:

– Алексей КОЖИН и Роман БЕЗВЕРХОВ даже клеймили свои изделия для того, чтобы получить сертификат. Например, ставили на запчасти буквы «Ст» с последними цифрами года выпуска, хотя никакого отношения ни к «Стальпрому», ни к «Желдорснабу» этот знак не имеет.

Точнее, этот знак имеет отношение к качеству стали – традиционно он означает качество: обыкновенное. У деталей КОЖИНА и БЕЗВЕРХОВА оно было не обыкновенным.

– По этим изделиям даже на глаз видно, что они фальшивые, – говорит АНДРЕЕВА. – Более того, в беседах, которые подозреваемые вели по телефону, встречались фразы типа: «Пока перегружали, у пяти деталей отвалились «уши». Или диалоги: « Ты что, их не термичил?» – «Да, попались в партии 18 нетермиченных». То есть они прекрасно знали, что нарушают технологию, а ведь всем наверняка понятно, что некаленая сталь – хрупкая, при падении, тем более при нагрузках, ломается.

Точное число замкодержателей, упорных плит и прочего из того, что указано в материалах дела, строго говоря, показывает количество лишь изъятых, а не изготовленных «кустарями» товаров. Причем обнаруженных не только на складах, но и снятых с действующего транспорта. Прокурор надеется, что «сувениров» КОЖИНА и БЕЗВЕРХОВА на железной дороге больше нет, хотя и призналась, что после этого дела боится ездить на поездах.

Сбудутся ли надежды прокурора на безопасность пассажиров, сказать трудно. Во всяком случае надежда на серьезное наказание не оправдалась. Судья Валерий СВОТКИН принял решение назначить преступникам 3 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Но тут же, в зале суда Алексей Кожин и Безверхов были освобождены от отбывания наказания по амнистии.

– Ну хоть приговор обвинительный, – вздохнула Ольга АНДРЕЕВА. – К сожалению, эта статья подпадает под амнистию, тут не наше решение, а Президента России. Будем ли мы обжаловать приговор, пока не знаю.

Адвокат обвиняемых Павел ПАСТУХОВ, как ни странно, тоже остался не очень доволен приговором:

– Вообще мы рассчитывали на оправдание. За 17 лет своей работы, связанной с уголовным правом и процессом, более отвратительного дела с точки зрения как фактического, так и уголовно-процессуального содержания я еще не встречал. Вменяя БЕЗВЕРХОВУ и КОЖИНУ нарушение требований ГОСТа, следователь СИДОРЕНКО ссылается на Государственный стандарт СССР, утвержденный и введенный в действие 5 марта 1991 года, который на этот момент действовал в другой редакции – 2003 года. Видимо, какую редакцию нашли, ту и вменили. Да, в советское время требования ГОСТа были обязательными, но с тех пор прошло уже немало времени, законодательство в области стандартизации изменилось. Государство в настоящее время лишь устанавливает стандарт, который применяется на основе добровольности, в качестве обязательных их действие распространяется только тогда, когда это прямо предусмотрено. Если ГОСТ носит добровольный характер, значит, нет обязанности его соблюдать, следовательно, нет его нарушения. Преступление — совершение действий, прямо запрещенных законом. Все, что не запрещено законом, — разрешено. Как можно нарушить требования документа, если он является добровольным? Куйбышевский суд это понял – недавно им было рассмотрено уголовное дело в отношении Сергея АЛЕКСЕЕВА, бывшего министра образования Омской области, которому вменялось нарушение правил, установленных одним областным нормативным актом. Так вот, суд установил, что указанный нормативный акт не носил характер обязательного, содержал рекомендательные нормы, в связи с чем не мог обязывать АЛЕКСЕЕВА действовать тем или иным образом. В этой части АЛЕКСЕЕВ был оправдан. Полагаю, что орган предварительного расследования очень поверхностно и безалаберно подошел к расследованию очень сложного дела Алексея КОЖИНА и Романа БЕЗВЕРХОВА о техническом преступлении.

Кроме того, БЕЗВЕРХОВУ и КОЖИНУ вменено то, что «детали, произведенные и реализованные ими контрагентам, в том числе структурным подразделениям Росжелдорснаба – филиала ОАО «РЖД», установлены на подвижной железнодорожный состав, эксплуатируемый на путях общего и не общего пользования, в связи с чем создана опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц». Однако статья 238 Уголовного кодекса предусматривает ответственность только при наличии угрозы для жизни и здоровья конкретных потребителей, а не неопределенного круга лиц. Но, как считает адвокат, получателем деталей КОЖИНА и БЕЗВЕРХОВА было ОАО «РЖД», а не пассажиры. Гражданин не является, например, потребителем балочки центрирующей, как он является потребителем булки хлеба, которую купил, чтобы съесть:

– И с точки зрения закона, и с точки зрения сложившейся судебной практики диспозиция статьи 238 УК РФ применяется через призму закона «О защите прав потребителей», в которой потребитель определен как «гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Получателем деталей для железнодорожного транспорта является ОАО «РЖД» и его структурные подразделения, но никак не граждане, которые в данном случае потребляют услуги по перевозке вагонами. Ответственность за вред, причиненный в ходе такой перевозки, будет нести ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» ответственности за вред потребителям, судя по всему, не боится. Кстати, из показаний Романа БЕЗВЕРХОВА в суде следует, что ставить нужное клеймо по просьбе заказчика – дело среди производителей обычное: так же поступали, например, ООО «Центролит» из Барнаула и ООО «Северная звезда» из Санкт-Петербурга.

 Бояться, видимо, остается только пассажирам. Причем за всех сразу: и за тех, кто производит некачественные детали, и за тех, кто их покупает. Между прочим, аккаунт Романа БЕЗВЕРХОВА, размещенный в одной из соцсетей, гласит, что его любимая игра — «рулетка». Похоже, что в эту русскую экстремальную забаву втянуты все, кто отправляется в путь.

Наталья ЯКОВЛЕВА



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/dekabr/-47/mastera-lzhe-detaley-dlya-poezdov-izbezhali-nakazaniya-