РЭК рассчитала политически выверенный тариф для муниципального транспорта

Дата публикации: 16 декабря 2015

Первоначальная сумма в 32 рубля за одного пассажира показалась областной власти высоковатой, и регулятор уменьшил тариф до 27 рублей 49 копеек

Жаркие дебаты вокруг тарифов на пассажирские перевозки муниципальным транспортом развернулись в минувшую пятницу 11 декабря, на заседании Общественного совета при Региональной энергетической комиссии Омской области. Приглашенные на заседание совета транспортники пытались объясниться, почему у них экономически обоснованный тариф складывается на уровне 40 рублей, а общественники пытались понять, каким образом муниципальный пассажирский транспорт будет выживать в режиме жесткой конкуренции с частными перевозчиками. К единому мнению стороны не пришли. А члены общественного совета сошлись на том, что 40 рублей – слишком много, вполне хватит и компромиссного тарифа в 27,49 рубля, рассчитанного регулятором.

Департамент транспорта – пассажирам

По словам главы департамента транспорта города Омска Виталия МАСЛИКА и приглашенных на заседание руководителей муниципальных автотранспортных предприятий, сегодня муниципальный транспорт, который перевозит порядка 40% пассажиров, не столько работает, сколько медленно умирает. Фактическая средняя себестоимость перевозки одного пассажира в 2015 году всеми омскими ПАТП составляет 25,18 рубля. Предельный тариф на 2015 год, установленный РЭК, получился на 15% ниже себестоимости услуги. Из-за разрыва между утвержденным тарифом и себестоимостью перевозок все маршруты стали нерентабельными, и за 10 месяцев 2015 года убытки пяти предприятий выросли до 219,9 млн рублей. При этом износ автобусов в настоящее время составляет 93,6%, троллейбусов – 88,7%, трамваев – 91%.

– Разрыв между тарифом и себестоимостью перевозки имеет место в последние четыре года. И в этом году мы увидели апофеоз – практически полную остановку муниципального транспорта. Потому что уже нечем было платить за топливо, – рассказал Виталий МАСЛИК. – У нас сложился двоякий подход к муниципальному транспорту. Когда денег не хватает, нам говорят: идите и зарабатывайте. То есть работайте на основных магистралях, где большой пассажиропоток и платежеспособный спрос. А когда транспорта не хватает на окраинах, где частные перевозчики не хотят работать в силу низкого пассажиропотока, нам говорят: вы должны выполнять социальную функцию. Я могу привести массу таких примеров, когда частники отказывались работать и мы возвращали муниципальные автобусы, работая с огромными убытками.

Как уверяет глава профильного департамента, автопредприятия ежегодно ломают голову над снижением затрат и повышением эффективности. За пару лет транспортники смогли сэкономить порядка 180 млн рублей, снизив себестоимость услуги примерно на полтора рубля. Но в условиях хронического недофинансирования этих усилий, мол, не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами. А чтобы работать качественно, без сбоев, да еще и приобретать в лизинг новый подвижной состав, по расчетам самих городских транспортников, на будущий год им нужен провозной тариф от 33,51 рубля (ОАО «ПАТП № 2») до 45,73 рубля (МП города Омска «ПП № 7». В среднем получается – 40 рублей 2 копейки.

Пассажирское предприятие № 7

Как рассказал директор самого убыточного муниципального автопредприятия Иван ДРОБНЫЙ, у него фактическая себестоимость составила в 2015 году 25,85 рубля при предельном тарифе в размере 21,15 рубля. Таким образом, предприятие на перевозке каждого пассажира теряет без малого пять рублей. Общий убыток за 10 месяцев – 25,7 млн рублей. Растет и кредиторская задолженность, в том числе по уплате налогов. Долги по НДФЛ на данный момент 2,15 млн рублей. Долги перед Пенсионным фондом – 16,3 млн рублей. На первом месте в себестоимости услуги на сегодняшний день – заработная плата с налогами (49,4%). На втором месте – топливо (27,9%). При этом средняя  заработная плата в ПП № 7 за 2015 год составляет 17,8 тысячи рублей, у водителей – 23,5 тысячи рублей.

– До 2013 года инженерно-технических работников у нас было 48 человек. В данный момент на предприятии осталось 19 специалистов, – рассказал Иван ДРОБНЫЙ. – Нет заместителей директора предприятия, нет начальников отделов. В эксплуатации остались только старший диспетчер, диспетчеры колонн и механики колонн. У нас уже давно отсутствуют легковые служебные автомобили. Сокращен, собственно, весь хозяйственный транспорт. Осталось только два трактора, которые снег чистят на предприятии.

Единственной финансово-успешной деятельностью, судя по словам директора ПП № 7, стала сдача в аренду бывшего имущества ПП № 9, которое было присоединено два года назад. В 2015 году доход от использования частными перевозчиками мест для стоянки автобусов составил в 2015 году 8,3 млн рублей при затратах на содержание имущества в 3,5 млн рублей. А услуга по перевозке пассажиров не может приносить доход в принципе, поскольку в ПП № 7 работают еще на автобусах «кароса» и «мерседес», которые закупались в середине и в конце 90-х. Сегодня эти машины, как говорит Иван ДРОБНЫЙ, очень затратны в обслуживании. А заменить их пока нечем. Поэтому, мол, ПП № 7 и просит 98 млн рублей в тарифе 2016 года на приобретение новых автобусов. 

– Без нового подвижного состава мы просто медленно умираем, – рассказал Иван ДРОБНЫЙ. – Средний возраст нашего транспорта – 17 лет. Пробеги средние – 800 тысяч километров. Есть автомобили с пробегами по 1,5 млн километров.

Жулики и воры?

Из всего общественного совета за транспортников вступился только президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, опираясь в том числе на данные по уплаченным налогам. Мол, муниципальные предприятия в прошлом году заплатили в городской бюджет порядка 500 млн рублей и по итогам 2015 года, несмотря на убытки, заплатят примерно столько же. А от частных перевозчиков поступления в городской бюджет составили в 2014 году в общей сложности 12 млн рублей. И кто работает честнее – совершенно понятно.    

– Я не выступаю адвокатом департамента транспорта, но хотел бы обратить внимание на то, что эта история случилась не сегодня. Она длится уже лет 15, когда в Омске заработал частный извоз. Мы выпустили джинна, а теперь пытаемся засунуть его обратно. В результате и муниципальный транспорт страдает, и частные перевозчики обижаются: как же так, мы свой бизнес открыли, развиваем, а нас теперь, образно говоря, обрезают, – пояснил Борис СВАТКОВ. – И что получается в итоге? Если городским предприятиям сделать тариф в 30 рублей, то нужно ставить как минимум 30 и частному извозу. А иначе у нас полупустые автобусы так и будут ходить, – пояснил Борис СВАТКОВ. 

А депутат горсовета Юрий ФЕДОТОВ сразу перешел от деклараций к конкретике и долго изводил Виталия МАСЛИКА вечными вопросами на тему себестоимости перевозок, которая в Омске у больших автобусов получается по расчетам всегда выше, чем у частника в микроавтобусах «газель».

– А сколько в 2015 году было привлечено к ответственности водителей, которые разными способами химичили с топливом? Каков процент выявления таких случаев? Директор департамента транспорта выгнал за год хотя бы одного руководителя автопредприятия или руководителя автоколонны за левые варианты с запчастями, резиной и так далее? – интересовался городской депутат, намекая на общую бесхозяйственность в отрасли и отсутствие жесткого контроля за ПАТП со стороны дептранса. – Я не вижу работы по сокращению издержек. Вот если бы руководители предприятий жаловались на вас, что вы их зажимаете, то я бы понял, что департамент транспорта свою функцию выполняет хорошо.

Виталий МАСЛИК согласился, что проблема воровства в транспорте – это проблема с бородой, но сегодня она не масштабна, как думают некоторые. Расход топлива в автопредприятиях ниже, чем базовые нормы. К тому же эту проблему можно решить относительно небольшими финансовыми вложениями, как сделали это в Омскоблавтотрансе, установив систему ГЛОНАСС, которая не только фиксирует пройденное расстояние, но и показывает реальный расход топлива. Ну а подозрения в левых вариантах главный городской транспортник отверг категорически.

– Вы ставите вопросы некорректно. Если вы считаете, что руководители наших предприятий априори нехорошие люди, то я с этим не могу согласиться. Это подход в корне неверный. Это то же самое, как говорить, что все чиновники изначально воры, – подчеркнул Виталий МАСЛИК.

Регулятор регулирует

По предварительным оценкам и расчетам регулятора, провозной тариф для муниципального транспорта на 2016 год получается ниже, чем представлен транспортниками. РЭК рассчитала два варианта – 32,42 рубля с учетом лизинга, и 31,15 – без лизинга. При этом рост тарифа относительно 2015 года получается на уровне 186%.

– Основные факторы, повлиявшие на рост тарифа в 2016 году, – снижение пассажиропотока на 22%, – рассказал председатель РЭК Омской области Олег ГОЛУБЕВ. – В тарифе 2015 года пассажиропоток был принят в размере 145 млн человек. При расчете тарифа на 2016 год мы исходили из того фактического пассажиропотока, который сформировался в настоящее время – 113 млн пассажиров.

По предварительным расчетам регулятора, потребность денежных средств в бюджете города при сегодняшней цене на проезд и утверждении тарифа в размере 32,42 рубля составит 1,17 млрд рублей. При тарифе в 31,15 рубля – 1,07 млрд рублей. Но поскольку в будущем году вступает в силу федеральный закон о пассажирском транспорте, который должен обеспечить уход с рынка нелегалов и возвращение части пассажиров к муниципальным автобусам и троллейбусам, регулятор взял на себе смелость скорректировать расчетный пассажиропоток и уменьшить, соответственно, провозной тариф до 27,49 рубля. При таком средневзвешенном тарифе транспортникам нужно будет добавить из бюджета порядка 450 млн рублей.

Сколько станут платить пассажиры за проезд в общественном транспорте с 1 января 2016 года – пока неизвестно. Решение будет принимать Омский городской совет, исходя их тарифа, утвержденного РЭК, и возможностей городского бюджета. Виталий МАСЛИК предполагает, что стоимость проезда будет все же выше, чем сегодняшние 18 рублей.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/dekabr/-48/rek-rasschitala-politicheski-vyverennyy-tarif-dlya-munitsipalnogo-transporta