В конце ноября при подведении итогов федерального этапа Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» Омский автотранспортный колледж получил очередную награду – звание лауреата в номинации «Услуги населению». Оценка официальная совпадает и с народной – на некоторых специальностях в колледже на одно бюджетное место претендовало по восемь абитуриентов. О том, как готовят востребованных специалистов и о перспективах среднего профессионального образования обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал директор автотранспортного колледжа Павел КОРЧАГИН.
– Павел Александрович, какую образовательную услугу ваш колледж выдвигал на конкурс «100 лучших товаров России»? И довольны ли вы результатами?
– Вообще-то мы с 2008 года участвуем в этом конкурсе и ежегодно становимся лауреатами. В этом году мы представляли программу, которая называется «Конкурсная деятельность БПОУ «Омский автотранспортный колледж» как средство развития личности обучающегося и независимая оценка качества подготовки выпускников». Проще говоря, у нас в колледже существует система определения лучших студентов через конкурсы профессионального мастерства. Соревнуются студенты всех отделений, и мы определяем лучшего сварщика, водителя, слесаря, бухгалтера, логиста и так далее. Через систему конкурсной деятельности мы выстроили уникальную систему повышения квалификации, которая и была удостоена звания лауреата конкурса «100 лучших товаров России».
– Студенты охотно участвуют в конкурсах профмастерства?
– Очень охотно. И болеют друг за друга. Соревновательный процесс – он сам по себе интересен. Плюс к этому – у студентов идет формирование портфолио, как сейчас принято говорить. Работодатель, согласитесь, с большей охотой возьмет выпускника колледжа, который занимался тем и этим, получил дополнительно две-три рабочие профессии, а еще и стал, допустим, лучшим сварщиком на курсе.
– Помнится, раньше много говорили о некой вертикали для подготовки специалистов – школа-колледж-вуз. Ваш колледж не входит в структуру СибАДИ?
– Скажем так, программа подготовки кадров по ряду специальностей у нас согласованная, есть договор о сотрудничестве, но нет прямого подчинения. У нас разные учредители, разные бюджеты. У СибАДИ – Министерство образования и науки Российской Федерации, у нас – Омская область.
– Выпускник вашего колледжа, поступивший после 9-го класса, должен сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в СибАДИ?
– Определенные льготы есть у наших выпускников, желающих поступить в СибАДИ. Абитуриенты с дипломом колледжа сдают только внутренние экзамены. Группа наших выпускников по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в этом году практически в полном составе поступила в СибАДИ. Многие поступают на заочное отделение.
– Сколько сегодня специальностей в вашем колледже?
– Четыре специальности, связанные с автомобильным транспортом: техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, эксплуатация транспортного электрооборудования, организация перевозок и управление на транспорте, ну и есть еще сравнительно новая специальность – операционная деятельность в логистике. И три специальности по компьютерным направлениям: программирование в компьютерных сетях, информационные системы и компьютерные сети. Принимаем, естественно, и после 9-го и после 11-го классов.
– Сколько колледже обучающихся и какое количество бюджетных мест вам выделяют?
– На очной форме обучения у нас более полутора тысяч студентов. Всех вместе – порядка двух с половиной тысяч. Чуть больше половины из этого количества учится на бюджетных местах. В этом году нам дали 420 бюджетных мест.
– От чего зависит количество бюджетных мест, которое выделяется Министерством образования тому или иному колледжу?
– От места в рейтинге, который строится на основе целого ряда показателей. Например, наличия достаточной материальной базы, трудоустраиваемости, уровня отсева обучающихся и так далее.
– Дали столько мест, сколько вы просили?
– Не совсем. Мы просили на пять дополнительных групп, нам дали только две.
– Какой из показателей нужно подтянуть? У вас что, отсев высокий?
– С отсевом у нас порядок. При нормативе 7% отсев всего 3%. В колледж приходят высоко мотивированные юноши и девушки. А проблема у нас – нехватка площадей и территории. Есть возможность обучать водителей автобусов, например, но размер автоплощадки не позволяет. Расположение в самом центре города дает как плюсы, так и минусы. Оборудование мы закупили в рамках национального проекта образования, а задействовать его максимально эффективно в учебном процессе пока в полном объеме не можем.
– Судя по количеству коммерческих студентов, к вам очередь стоит...
– Конкурс был в этом году высокий – от двух до восьми человек на место. У зачисленных на бюджетные места средний балл в аттестате выше 4. И даже на коммерческие места был конкурс. Мы сильно ограничены имеющимися площадями, поэтому даже коммерческих групп можем сформировать только ограниченное количество.
– Какие специальности пользуются самым большим спросом?
– Как ни странно, но самая востребованная специальность – техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
– Почему странно?
– Ну, автомеханик – это же не юрист и не экономист. Руки у него всегда будут по локоть в масле.
– Зато хорошие автомеханики всегда востребованы.
– Это точно. И специальность востребованная, и готовим мы качественно. Наши ребята начинают подрабатывать, как правило, уже с первого курса.
– А девушки у вас где учатся?
– На логистике девушек много, на информационных специальностях. Есть даже одна уникальная девушка Ольга БОЖЕНОВА, которая осваивает ремонт автомобилей. Она у нас даже заняла первое место на конкурсе профмастерства по профессии автослесарь.
– Я только не совсем понимаю, каким боком к автотранспорту примыкают ваши компьютерные специальности...
– Вы видели сегодня хорошее автотранспортное предприятие без компьютеров? Таких уже нет. А мы ведь должны и квалифицированных специалистов для отрасли готовить, и соответствовать приоритетным направлениям развития страны. И у нас это получается, скажу без ложной скромности. В июне мы успешно прошли аккредитацию по всем специальностям. И экспертами выступали сотрудники профильных колледжей и вузов Омской области, которые не только наши коллеги, но и в некоторой степени конкуренты. Так что проверку они проводили не для галочки. Можно даже сказать, что с пристрастием.
– Раньше техникумы занимали особую нишу в системе подготовки специалистов. А кому сегодня нужен диплом специалиста со средним профессиональным образованием? Рабочая профессия – это понятно. Диплом бакалавра – тоже понятно. А кем будет работать человек с дипломом автотранспортного колледжа? Только поступать дальше в вуз?
– Я не думаю, что высшее образование стремится получить большая часть наших выпускников. Некоторые действительно поступают сразу. Но многие идут в вуз потом, когда уже успешно отработали долгое время руководителями среднего звена. Когда они уже точно понимают, что им не хватает для успешного карьерного роста теоретической подготовки. ШРЕЙДЕР Виктор Филиппович – тоже выпускник нашего колледжа. И уже это говорит о многом. Могу привести пример из недавних. В этом году в приемную комиссию приходит молодой человек и интересуется, как ему отучиться и получить рабочую профессию. В разговоре выясняется, что он выпускник университета, историк. Устроиться по специальности не может, поэтому хочет получить востребованную техническую специальность. Мы готовим специалистов среднего звена, которые необходимы и автотранспортным предприятиям, и тем же сервисным центрам. Кто будет руководить ремонтным участком? Инженерная подготовка в вузах несколько оторвана от практики. Мы даем, во-первых, более глубокую практическую подготовку своим студентам. Во-вторых, мы повышаем квалификацию уже работающих механиков, водителей. В ближайшее время будем презентовать работодателям свой многофункциональный центр прикладных квалификаций.
– Работодатели понимают пользу среднего профессионального образования? Берут они на работу ваших выпускников?
– Работодатели понимают. «Тойота Центр Омск» даже стипендии платит лучшим. И на практику наших студентов работодатели охотно берут, и на работу принимают. У нас высокий процент трудоустройства. Не 100%, конечно, поскольку юноши после окончания колледжа подлежат призыву в Вооруженные силы, но порядка 90% – это точно.
– Понятно, что востребованность специалистов зависит и от ситуации в отрасли...
– Транспортная отрасль продолжает развиваться, автомобильный парк растет, причем закупки нового автотранспорта уже притормозились, а это значит, что автопарк страны стареет, периодичность обслуживания его будет возрастать, что потребует еще большее количество специалистов. И в подготовленном специалистами Министерства труда и социальной защиты РФ списке из 50 востребованных профессий, которые требуют среднего профессионального образования, наши специальности есть почти все.