Павел ШИЛЬНИКОВ: «На горнолыжных объектах в Сочи наш проект может решить вопрос с опасными «снежными шапками»

Дата публикации: 04 февраля 2015

Магистрант Омского государственного технического университета Павел ШИЛЬНИКОВ планирует решить вопрос с несчастными случаями в Омской области, происходящими вследствие образования большого количества «снежных шапок» на зданиях. Впрочем, как он отмечает, это лишь один из многих вариантов применения его проекта. Концепцию ШИЛЬНИКОВ раскрыл корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ.

– Павел, расскажите о проекте.

– Идея этого проекта не нова. Разработчиком выступил советский ученый Игорь Анатольевич ЛЕВИН в 1964 году. Основная функция проекта – очистка поверхностей от различных налипших и сыпучих веществ. Изначально установку использовали для очистки крыльев самолетов от обледенения. Эта технология долгое время была засекреченной.

– А когда рассекретили технологию?

– Спустя 20 лет. Сейчас проект может применяться, и применяется, во многих сферах – в промышленности, в жилищно-коммунальном комплексе, на железной дороге и т.д. Концепция проекта проста. Наша установка использует электричество, она преобразует  электрический ток в механические удары. Вследствие чего происходит упругая деформация очищаемой поверхности, нарушаются связи в налипшем веществе, в результате чего происходит осыпание.

– Как выглядит установка?

– Первая часть установки – это силовой блок, который накапливает энергию. Затем – управляющий блок. И третья часть устройства – это блок исполнительного узла, который крепится либо под карниз, либо на любую другую очищаемую поверхность. Кроме того, наша установка может работать как от электрической сети 220-380 вольт, так и совершенно автономно – от солнечной батареи. Кстати, я защищал на конкурсе проект с источником питания в виде солнечных батарей. Исследования показали, что установке вполне достаточно солнечной активности в Омской области.

– Вы тоже хотите очищать крылья самолетов от обледенения?

– Я презентовал проект для применения его в жилищно-коммунальном хозяйстве. У нас в Сибири зимы снежные, и часто на крышах образуются большие скопления снега. По всей России ежегодно фиксируется большое количество несчастных случаев и автомобилей пострадавших, из-за упавших на них многокилограммовых обледенений.

– Как установка будет работать на крышах?

– Под карнизом на самой кромке устанавливаются ударные узлы. В результате серии ударов будет происходить нарушение слоя. Если установка будет работать 5-6 раз в день, что вполне реально при солнечной интенсивности в зимнее время, то на крышах не будут образовываться большие снежные шапки.

– Вы уже проводили эксперименты?

– Да, на базе нашей кафедры «Технология электронной аппаратуры» создан испытательный стенд, и мы сейчас работаем с исполнительными узлами устройства, ищем идеальные конфигурации. К началу июня мы подготовим стенд для полевых испытаний, чтобы можно было опробовать его на каком-нибудь заводе или предприятии, например, очистить бункеры. Ближе к зиме хотим попробовать очистить крыши, а также планируем испытать установку для очистки железнодорожных вагонов, используемых для перевозки угля. Но это все в перспективе, надо искать партнеров, готовых опробовать нашу установку в действии.

– Так что в итоге получается – вы усовершенствовали проект ЛЕВИНА или у вас все работает уже совершенно по другому принципу?

– Если посмотреть на функциональную схему, то, на первый взгляд, она одинаковая. Мы используем тот же принцип, но при этом существенно доработан блок управления, полностью переделан исполнительный узел. Мы стараемся отказаться от электрической сети питания и полностью уйти в автономность. Для ЖКХ это самое оптимальное решение. Для промышленного комплекса солнечной батареи, наверное, будет не достаточно, потому что масштабы потребления энергии там все-таки выше.

В результате исследований, практических испытаний и дальнейшей доработки,  полагаю, наш продукт будет не хуже, чем у конкурентов.

– А кто ваши конкуренты?

– Компаний, создающих подобный продукт, на территории РФ достаточно много. У самого ЛЕВИНА более 160 патентов в этой области. Из-за высокой конкуренции приходится проводить много подготовительных исследований и определять, где есть поле для работы, а где все уже защищено правами интеллектуальной собственности.

– В Омске я нигде не видел, чтобы крыши очищались при помощи специальных установок.

– В Омске действительно такого нет. Но, например, крыши Кремля очищаются установкой ЛЕВИНА. На кузбасских рудниках для очистки вагонов также используются аналогичные устройства. Ведь до 15% угля может оставаться на стенках и дне вагона.

– А вы уже получили патент?

– Мы его подготовили и передали в патентный отдел ОмГТУ. Затем его передадут в Москву. Ждем положительного ответа.

– Сколько у вас человек в команде?

– Трое. Начинали как студенты, а с прошлого года занимаемся исследованиями уже в статусе магистрантов.

– Почему этой темой решили заняться?

– Идейным вдохновителем стал профессор, доктор технических наук заведующий кафедрой «Технология электронной аппаратуры»  ОмГТУ Владимир Андреевич ЗАХАРЕНКО. В конкурсе «У.М.Н.И.К.» мы принимали участие три раза. На третий раз удача улыбнулась нам.

– Вы все время этот проект выставляли на конкурс?

– Да. А зачем прыгать от одного проекта к другому, если мы планомерно его развиваем, усовершенствуем? Победа в «У.М.Н.И.К.е» не была самоцелью.  Мы разрабатываем интересную идею. Понимая, что идея полезная и может быть применима. Я полагаю, что проект может быть применим на горнолыжных объектах в Красной Поляне (г. Сочи ), где скопления снега на кабинках канатных дорог, крышах создают опасность для отдыхающих.

– А почему до этого не удавалось победить?

– Скорее всего дело было в недостаточно хорошей подготовке. Презентовать нужно не только свой проект, но и себя. Мало того, что идея хорошая, людей надо еще и убедить, что мы сможем ее реализовать.

– Чьи детали используете?

– Исполнительный узел и все его элементы изготавливаем сами, часть деталей покупаем в омских магазинах радиодеталей, элементы силового  блока еще советкого образца. Здесь я вижу перспективу сотрудничества с нашими омскими предприятиями и инновационными предприятиями ОмГТУ, способными разрабатывать необходимые нам элементы.

– Сколько времени у вас уходит на исследования?

– Часов 8 в неделю. Какие-то исследования можно проводить не только в лаборатории, но и дома. Лично у меня много времени занимает еще и общественная деятельность.

– Что входит в вашу общественную деятельность?

– Я возглавляю штаб студенческих отрядов ОмГТУ. С декабря 2014года являюсь координатором Омского отделения Всероссийского Волонтерского корпуса 70-летия  Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Этот проект реализуется в 85 субъектах РФ. Мне посчастливилось принимать участие в организации  молодежного форума «Ритм». В общем, работы много, на всех фронтах. Я считаю, нельзя заниматься чем-то одним.

– Каково быть молодым ученым?

– С моей точки зрения, ученый – это человек, который полностью посвящает жизнь науке. А у меня много разных интересов и направлений деятельности.

– А почему решили поступить на технический факультет?

– Люблю сложности. Мне вообще ближе гуманитарные науки, но мама меня так воспитала, что легких путей искать не надо. Поставил цель – достиг ее. Получение технического образования было для меня сферой новых интересов.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/fevral/-4/pavel-shilnikov-