«ОТ НАС ХОТЕЛИ БУРЖУАЗНОГО, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТЕАТРА, А МЫ СТРЕМИЛИСЬ СТАВИТЬ ОСТРОЕ, РИСКОВАННОЕ...»

Дата публикации: 18 февраля 2015

Если попытаться в двух словах охарактеризовать заслуженного артиста России Александра ГОНЧАРУКА, то слова эти будут: боец и авантюрист. Одно вытекает из другого. Он не боится, очертя голову, кидаться в новое дело, в неизведанную стихию. И даже, кажется, ощущает в этом потребность. Ну а уж, кинувшись, дерется за победу до конца. Он Лев по гороскопу — этим все сказано.

Решение стать актером тоже было в свое время чистой авантюрой. Мальчишка из абсолютно нетеатральной семьи, живущий в маленьком городе Тимиртау, даже театра-то толком не видел. Хотя, как говорит он сам, семья была не актерская, но артистическая. В праздники в доме собирались шумные компании, звучали песни, затевались какие-то веселые перевоплощения. И возникало манящее, наполненное  внутренним драйвом, ощущение жизни-игры. С тех пор он постоянно в игре. И это уже не только в смысле  лицедейства как профессии, а в плане чет-нечет, выигрыш-проигрыш.

Константин РАЙКИН сказал однажды, что твердый характер и воля к победе нужны не только спортсменам – в неменьшей степени они нужны и артистам. Вот эти качества  Александру Гончаруку  приходилось демонстрировать неоднократно, потому что судьба постоянно испытывала его на прочность.

Опера и цирк на одной сцене

Приехав в середине 1980-х Омск, в творческую командировку, он страстно захотел работать в Омской драме. Командировкой молодого артиста Нижнетагильского драматического театра Александра ГОНЧАРУКА и его жену Ларису ЯКОВЛЕВУ наградили за победу в конкурсе самостоятельных актерских работ. Хотеть, как говорится, не вредно, но Омская драма оказалась  неприступным бастионом. Однокурсник, работавший в ТЮЗе, звал к себе. В театр только что пришел новый главный режиссер Владимир РУБАНОВ, который начал строить по-настоящему синтетический театр. Но пойти работать в «детский» театр, тоскливо искать свою фамилию в распределении на роли зайцев и волков, ГОНЧАРУКУ тогда казалось  ступенькой вниз. И он решительно бросился на штурм академической крепости.

– Я пришел к тогдашнему директору Мигдату Нурдиновичу  ХАНЖАРОВУ, он говорит: «У нас уже есть молодые артисты – ТИМОФЕЕВ и СВЕТАШОВ». Парирую: «Я не Байрон, я другой!» Он говорит: «Заходи». Мы пообщались еще, он посмотрел на меня, потом говорит: «Я ухожу. Ты парень, вроде, ничего. Подойди к ТРОСТЯНЕЦКОМУ». Подошел я к ТРОСТЯНЕЦКОМУ. Тот позволил мне посмотреть репетицию спектакля «Пожар», а потом тоже говорит: «Я ухожу. Поэтому непонятно, кто будет». В такое вот мы попали время. А в Нижний Тагил возвращаться уже не хотелось. Тогда  мы решили задержаться в ТЮЗе, как мы думали, на годик.

Роль Винченцо де Преторе в спектакле «Вор» по пьесе Эдуардо Де ФИЛИППО, изменила все, и главным образом – отношение к театру, в котором начал формироваться вечерний репертуар. ГОНЧАРУК понял, что нашел свой театр – атакующий, азартный, требующий от артиста приложения всех творческих сил. Он всегда считал, что актер должен уметь и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах, и делать акробатические трюки. И здесь все это начало востребоваться. Иногда его даже заносило. Учился играть на саксофоне по ночам, наполнял музыкой пустое пространство  театральных «катакомб», стал уже едва ли не театральным призраком. Тогда, наверное, в первый раз оказался для кого-то неудобен. Вокруг зашушукались: много хочет, выпендривается,  дает понять, что лучше других. Однако заступники тоже нашлись. Актриса Людмила ЛАВРИНОВИЧ, человек в театре авторитетный, сказала: «Оставьте его в покое!»

А РУБАНОВ продолжал строить свой театр – на синтезе драмы, оперы, мюзикла и едва ли не балета. Приглашал режиссеров-единомышленников. И был спектакль с элементами цирка – «Цилиндр», и комическая опера ПЕРГОЛЕЗИ «Служанка-госпожа», и спектакли с совершенно тончайшей структурой — «Горящий светильник», «Вечерний плен».

– Я с РУБАНОВЫМ был просто сумасшедшим, — рассказывает Александр. – Он пробовал все жанры, и я был тоже этим увлечен. РУБАНОВ и Омский ТЮЗ дали мне очень многое. Я здесь сложился как артист, почувствовал интерес к профессии. Однажды в Москве, когда мы показывали там спектакль «Горящий светильник», кто-то из критиков сказал про меня: «Вот актер РУБАНОВА». И это была правда.

Были ли недоброжелатели? Конечно, да. Именно им ГОНЧАРУК «посвятил» свой выход на сцену в роли Гениального сыщика в мюзикле «Бременские музыканты». Перед этим у актера был серьезно травмирован позвоночник, и злые языки прочили ему инвалидное кресло. А он прыгал, скакал, ездил на мотоцикле, проваливался в люк. И если порой сердце каменело от резкой боли, никто этого не замечал.

Мечты сбываются?

А потом настал момент прощания с ТЮЗом. Ушел РУБАНОВ, театр стал другим. И не то, чтобы хуже, но не стало прежней динамики, азарта и ожидания – какие испытания подарит следующая роль. Тогда ГОНЧАРУК снова предпринял попытку устроиться в Омский академический театр драмы. И на этот раз ему удалось. Правда, на первых порах были лишь вводы в старые спектакли, да и тех немного. «Ты забил последний гвоздь в свой собственный гроб, — мрачно пошутил кто-то из друзей. – Посмотри, какие у тебя были роли! А здесь тебе ничего не светит». Но он выходил в эпизодах, играл в антрепризных постановках в Доме актера, и ждал своего звездного часа.

Переломный момент наступил одновременно – и в жизни, и в творчестве. Приехала Анна БАБАНОВА, молодой режиссер из Москвы. И как-то сразу углядела в Александре своего героя. В спектакле «До последнего мужчины» по пьесе Елены ЕРПЫЛЕВОЙ Александр ГОНЧАРУК сыграл главную роль. Герой, правда, был не слишком героический (простите за невольную тавтологию), но зато такой близкий и понятный для многих. Просто запутавшийся в жизненных коллизиях человек, проворонивший свою любовь и едущий теперь в призрачном поезде неизвестно куда. Роль Гришуни в спектакле «До последнего мужчины» была отмечена на областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа».

На этом творческий и теперь уже семейный тандем не остановился. ГОНЧАРУК сыграл Пелегрина в спектакле «Санта Круз» по Максу ФРИШУ, Несчастливцева в «Лесе» А.ОСТРОВСКОГО (играл премьеру, не долечившись после автомобильной аварии, в которую попал), приказчика Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Н. ЛЕСКОВА. И если первые два спектакля были признаны неудачными и быстро исчезли из репертуара, то «Леди Макбет…» идет и по сей день, хотя Анна БАБАНОВА уже покинула театр.  Конечно, опять были пересуды насчет «семейственности», рассуждения о том, что герой-любовник – неподходящее амплуа для ГОНЧАРУКА. Может быть. Его актерская сущность всегда требовала какого-то гротеска, и лучшие работы получались именно тогда. Такие, например, как Петя Трофимов в «Вишневом саде» (он играл эту роль дважды – в ТЮЗе и в Драме, у Евгения МАРЧЕЛЛИ), как Парамон Корзухин в «Беге» у Георгия Цхвиравы, или вот – Мотхе Цхори в недавней премьере — спектакле «На чемоданах» по пьесе Ханоха ЛЕВИНА в постановке Александра БАРГМАНА. И еще – Драма всегда ревновала ГОНЧАРУКА к его собственному театру.

«Я в сотый раз опять начну сначала…»

Еще работая в ТЮЗЕ, Александр начал вести детскую студию в Лицейском театре. Однажды они с ребятами поехали на фестиваль «Роза ветров» в Сочи. Поехали самостоятельно, найдя  где-то средства. И взяли там Гран-при. И хотя победителей не судят, руководство театра резко высказалось против подобной самодеятельности. Через некоторое время ГОНЧАРУК с несколькими молодыми актерами покинул Лицейский театр и образовал свой Театр-студию. Взял туда еще и студентов со своего курса в ОмГУ, талантливых школьников. Было нелегко. К счастью, нашлась поддержка – молодой театр взял на свою базу санаторий «Рассвет», предоставив и площадку, и финансирование. Съездив на фестиваль молодежных театров в Сочи со спектаклем «Любовь дона Перлимплина», они вновь завоевали Гран-при и получили приглашение на гастроли и фестивали из Польши, Ирландии, Венгрии, Италии.

С этого и начался Театр-студия Александра ГОНЧАРУКА, такой же молодой и дерзкий, каким был когда-то Рубановский ТЮЗ. Помня уроки мастера, ГОНЧАРУК выращивал актеров, способных органично существовать в любом жанре, в любой театральной форма, уделяя для этого много внимания не только урокам актерского мастерства, но и физической подготовке, танцам, пластике.  Вместе с Анной БАБАНОВОЙ они нашли для театра свой, ни на кого не похожий репертуар, открыв для омской публики и Марка РАВЕНХИЛЛА («С тобой все кончено навсегда»), и Кена ЛЮДВИГА («Примадонны»), и молодого екатеринбургского драматурга Ярославу ПУЛИНОВИЧ («Я ухожу красиво», «Звезда на небе голубом не знает обо мне»), пьесы которой теперь уже ставят по всей стране. В театр валом валила молодежь, билеты раскупались за несколько месяцев вперед. И, как это часто бывает, в один прекрасный момент сыграла война амбиций. Дирекция санатория (и одновременно театра) рассталась с Александром ГОНЧАРУКОМ как с художественным руководителем, выгнав его, по сути, из собственного театра.

– От нас хотели буржуазного, обслуживающего театра, а мы стремились ставить что-то острое, рискованное, необычное. Вообще, было много разногласий, — комментировал он тогда, мягко говоря, абсурдную ситуацию. И поделился: «Многие мои актеры устроились в хорошие театры. Юля ОВЧАРЕНКО сейчас у РАЙКИНА, Игорь БОЛДЫШЕВ у Владимира ПЕТРОВА в Воронеже, Ринат ТАШИМОВ  у Николая КОЛЯДЫ в Екатеринбурге. А я создаю детскую актерскую школу. В ней тоже будут преподавать некоторые из моих ребят. Они уже имеют опыт, и знают, с чего начать, как раскрутить абсолютно пустое место. Так что, я думаю,  театр у нас еще будет. А проиграл кто-то другой, а не мы».

            И вот буквально недавно стало известно, что воспитанники  студии Александра ГОНЧАРУКА с успехом показали свой первый спектакль «Жизнь прекрасна» на XVII Международном фестивале-конкурсе детских любительских коллективов «Волшебство театра» опять же в Сочи. Они стали лауреатами I  степени в четырех номинациях, в том числе – «Лучший актерский ансамбль». А сам Александр ГОНЧАРУК получил специальный приз как лучший педагог театрального коллектива. Теперь молодых артистов ждут на фестивалях в Риге, Москве и на Кубе. Вам это ничего не напоминает?

            Роли текущего репертуара:

            Мотхе Цхори – «На чемоданах» Х. Левина

Скроботов  — «Враги» М.Горького

Линьер — «Сирано де Бержерак» Э.Ростана

Парамон Корзухин  – «Бег» М. Булгакова

Сол Бозо — «Дорогая Памела» Джон Патрик

Микич Котрянц  – «Ханума» А. Цагарели

Владислав Павлович – «Зеленая зона» М. Зуева

Стив Хейдебрехт  – «Август. Графство Осэйдж» Т. Леттс

Сергей Калинин - «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова

Петя Трофимов – «Вишневый сад» А.П.Чехова

Бузыкин и Вилкин — «Чертова дюжина» А. Аверченко



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/fevral/-6/73984