ТЮФЯГИНА и САРОЯНА сравнили с ЛУЖКОВЫМ и БАТУРИНОЙ

Дата публикации: 18 февраля 2015

А в оперативнике, отвечавшем за прослушку телефонов, адвокаты увидели итальянского скульптора Микеланджело

Во вторник, 10 февраля, в Центральном районном суде состоялись вторые прения по громкому уголовному делу, возбужденному в отношении экс-заместителя министра строительства и ЖКК Омской области Михаила ТЮФЯГИНА и замдиректора ООО "Ремдорстрой" Норика САРОЯНА. Разбирательство ведет судья Руслан АБУЛХАИРОВ. Сторону обвинения представляет прокурор отдела прокуратуры Омской области по надзору за процессуальной деятельностью СК РФ Дмитрий КАЗАННИК. Сторону защиты – адвокаты Андрей ХАБАРОВ, Наталья РОМАНОВСКАЯ и Юлия БОРОДИХИНА.

Напомним, что ТЮФЯГИНА обвиняют в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) и получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) за содействие в победе в ряде конкурсов. Соответственно, САРОЯНУ вменяют в вину дачу взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) в виде автомобиля Toyota Highlander. На предыдущем судебном заседании прокурор КАЗАННИК отказался от обвинения ТЮФЯГИНА в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ) и затребовал для подсудимых следующего наказания: 9 лет 6 месяцев колонии строгого режима для ТЮФЯГИНА и 7 лет 6 месяцев для САРОЯНА, а также 125 млн рублей штрафа с каждого и конфискацию автомобиля Toyota Highlander.

Омские ЛУЖКОВ и БАТУРИНА

Адвокат САРОЯНА Наталья РОМАНОВСКАЯ продолжила убеждать суд в том, что совершается несправедливость в отношении человека, который просто жил и строил дороги. По ее мнению, САРОЯН находится уже в таком возрасте, что тюремный срок в 7 лет 6 месяцев может оказаться для него пожизненным.

РОМАНОВСКАЯ акцентировала внимание на том, что подсудимых связывают длительные деловые и дружеские отношения, в свое время даже совместный бизнес, потому получаемые ТЮФЯГИНЫМ от САРОЯНА подарки следует воспринимать не как взятку, а "по дружбе". В качестве примера со схожими обстоятельствами, но когда чиновник и предприниматель не подвергаются уголовному преследованию, адвокат назвала взаимоотношения экс-мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА и его супруги — экс-собственницы ЗАО "Интеко" Елены БАТУРИНОЙ. Как отметила РОМАНОВСКАЯ, предпринимательница тоже получала дорогостоящие госзаказы, а ЛУЖКОВ имел недвижимость в Австрии и собственный самолет. По мнению адвоката, на зарплату чиновника он это не смог бы приобрести, но прокуроры никакой коррупционной составляющей не нашли. То есть закон, как сделала вывод РОМАНОВСКАЯ, равен не для всех.

Оперативник Микеланджело

По мнению адвоката Натальи РОМАНОВСКОЙ, преступление о получении взятки в крупном размере родилось у правоохранительных органов после того, как они не смогли подтвердить изначальные обвинения ТЮФЯГИНА в хищении денежных средств и необходимо было хотя бы как-то оправдать "незаконную прослушку". РОМАНОВСКАЯ напомнила суду, что следствие не нашло подтверждения хищению, потому появилось новое обвинение – в злоупотреблении должностными полномочиями в пользу САРОЯНА, но прокурор и его отсек.

Второй адвокат САРОЯНА Юлия БОРОДИХИНА настаивала на том, что ключевое доказательство – телефонные переговоры ТЮФЯГИНА и САРОЯНА скомпонованы по принципу: то, что выгодно обвинению, оставить, остальное – удалить. В подтверждение этой версии БОРОДИХИНА отметила, что сотрудники ФСБ сохранили только четыре процента телефонных переговоров ТЮФЯГИНА и ключевых свидетелей по делу. А те оставшиеся 96% бесед, по мнению адвоката, как раз таки говорят о невиновности подсудимых.

БОРОДИХИНА даже нашла сходство оперативника, отвечавшего за прослушку телефонных переговоров, с итальянским скульптуром Микеланджело. Проводя эту аналогию, адвокат рассказала о том, что однажды ученик спросил Микеланджело, как создать идеальную скульптуру, и тот ответил: "Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее".

ТЮФЯГИН мог не узнать самого себя

Развивая версию о том, что правоохранительные органы сохраняли только те переговоры ТЮФЯГИНА и САРОЯНА, которые им выгодны, адвокаты, наоборот, стали настаивать, что нет никаких доказательств принадлежности голосов именно подсудимым. Кроме того, БОРОДИХИНА указала на то, что на одной из аудиозаписей САРОЯН говорит на армянском языке, но нигде не говорится, что осмотр проводился в присутствии эксперта по армянскому языку. То есть адвокат сделала вывод, что следователь все перевел сам или даже интерпретировал в пользу обвинения. Как добавила РОМАНОВСКАЯ, адвокатский запрос сотовым операторам показал, что время соединений, которые значатся в протоколе осмотра и у операторов, не совпадают. Впрочем начальник службы безопасности МТС МИХАЙЛОВ объяснял расхождение различным системным временем, используемым аппаратурой. Но БОРОДИХИНА отметила, что в таком случае интервалы были бы всегда одинаковые, но они различаются.

Более того, адвокат заявила, что когда ТЮФЯГИНУ в ходе судебного заседания предоставлялась возможность прослушать телефонные переговоры, то он мог ошибочно опознать свой голос, поскольку не являлся экспертом по фоноскопии.

Адвокат БОРОДИХИНА намекнула, что лингвистическая и фоноскопическая экспертиза могла проводиться на основании других файлов, не относящихся к материалам следствия. Эту версию она обосновала тем, что один и тот же диск с одной и той же маркировкой "одновременно" мог находиться и в Омске, и в Томске. Томский экспертно-правовой центр "Регион 70" проводил фоноскопическую экспертизу. Адвокат назвала эксперта "Региона 70" ВАРЛАКОВУ ангажированной и подчеркнула, что та проводила экспертизу не аудиозаписей, а текста, да еще в интерпретации следователей. "Как же здесь не вспомнить фразу: казнить нельзя помиловать, где от пунктуации зависит жизнь человека", резюмировала БОРОДИХИНА.

"Почему САРОЯН, а не ДОМОЖИРОВ?"

Адвокат РОМАНОВСКАЯ настаивала на том, что САРОЯН никогда не являлся фактическим руководителем "Ремдорстроя" и напомнила суду показания ряда свидетелей. Правда, из них больше следовало, что они просто не знают, кем являлся САРОЯН в этой организации. По мнению РОМАНОВСКОЙ, следователи сами и вставляли в протоколы допросов реплики о том, что САРОЯН был директором. Этим, на взгляд адвоката, и объясняется тот факт, что многие ключевые свидетели в суде отказывались от показаний, которые они давали следователям. Кроме того, РОМАНОВСКАЯ отметила, что свидетели могли запутаться, в связи с тем что допросы были многочасовыми и они еле живыми уходили с них. В частности, официальный директор "Ремдорстроя" Виктор ЛИЗУНОВ отрицал факт того, что он являлся всего лишь номинальным директором, хотя на допросе говорил обратное. Заместитель генерального директора по капитальному строительству ЗАО "ГК Титан" Николай ВИНОКУРОВ тоже подтверждал, что все совместные дела он обсуждал с ЛИЗУНОВЫМ как с руководителем "Ремдорстроя".

При этом показания того, кто не подтверждал версию, что САРОЯН особо ничего не решал в "Ремдорстрое", а именно показания заместителя Управления дорожного хозяйства Омской области (УДХ) Николая РЫЧИЛОВА, адвокат назвала необъективными. По мнению РОМАНОВСКОЙ, тот не мог обладать объективной информацией о кадровых вопросах в "Ремдорстрое". В заключение этой версии адвокат  удивилась, почему выбор обвинения в таком случае пал на САРОЯНА, а не, например, на коммерческого директора "Ремдорстроя" Евгения ДОМОЖИРОВА.

Виноваты адвокаты

Адвокат РОМАНОВСКАЯ взялась прокомментировать и доводы гособвинения о том, что ТЮФЯГИН и САРОЯН специально судились, чтобы получить на руки доказательство наличия долга. Долг, по версии защиты, возвращался подарком в виде автомобиля Toyota Highlander и не был взяткой. ТЮФЯГИН, как отметила РОМАНОВСКАЯ, после освобождения из СИЗО был сильно раздражен, ему нужны были деньги и он сгоряча потребовал от САРОЯНА расписку о возврате долга. Тот подписал, и затем последовали разбирательства сначала в Первомайском суде, а затем в мировом. Гособвинитель на предыдущих заседаниях разрушал эту версию тем фактом, что сами же ТЮФЯГИН и САРОЯН на первоначальных допросах опровергали наличие каких-либо финансовых обязательств и задолженностей перед друг другом. РОМАНОВСКАЯ столь серьезные противоречия объяснила неопытностью ТЮФЯГИНА и САРОЯНА в уголовных преследованиях, а также предложила списать расхождения в вину адвокатам, которые в тот период оказывали подсудимым юридическую помощь.

Никакой конспирации, как утверждает РОМАНОВСКАЯ, никем из подсудимых не преследовалось. Автомобиль, по словам адвоката, выбирался при множестве свидетелей, и ТЮФЯГИН ездил на нем радостный, ничего не скрывая. Почему же тогда экс-замминистра ЖКХ и строительства Омской области попросил САРОЯНА оформить автомобиль на родственника ТЮФЯГИНА, то тут адвокат РОМАНОВСКАЯ ответила, что это уже его проблемы, зачем он решил скрыть такой подарок из своей декларации о доходах.

Некоммунальное правительство

Адвокаты категорически были не согласны с тем, что ТЮФЯГИН всячески способствовал в победе на торгах по строительству дороги Петровка-Калиновка компании "Ремдорстрой". По их мнению, чиновник больше был заинтересован в победе ООО "ОСК-2000", входящее в ЗАО "ГК Титан". Как утверждают адвокаты, ТЮФЯГИН не то, что не имел возможности помочь, но и толком не знал, как будет реализовываться этот проект. С финансами вопрос не решен, со сроками тоже.

— Все утверждения об осведомленности ТЮФЯГИНА по поводу строительства дороги Петровка-Калиновка до озвучивания данного факта губернатором, то есть до 17 мая 2011 года, нечто иное, как пустые домыслы, основанные на бытовой версии, что, дескать, они в правительстве все обо всех знают, как в одной коммунальной квартире живут, — заявила БОРОДИХИНА.

Адвокат напомнила суду о незавершенных стройках метро и аэропорта Омск-Федоровка как пример того, что хотя все и планировали, планировали, но так толком ничего и не распланировали, потому ни о какой стопроцентной осведомленности чиновников облправительства говорить не приходится.

Что касается доводов начальника отдела приемки и контроля качества дорожных работ УДХ Юрия ПИРОЖКОВА об очевидно строительных работах "Ремдорстроя" на объекте, то защита по-прежнему утверждает, что компания проводила всего лишь ремонт по заказу ООО "ОСК-2000". А в отношении самого ПИРОЖКОВА адвокаты даже высказали предположения, что он является участником оперативно-розыскной деятельности.

На следующем судебном заседании ТЮФЯГИНУ и САРОЯНУ будет предоставлено право последнего слова, а после судья вынесет приговор.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/fevral/-6/tyufyagina-i-saroyana-sravnili-s-luzhkovym-i-baturinoy