Депутаты обсуждают инициативу Виктора НАЗАРОВА об упрощении процедуры предоставления земли под инвестпроекты
26 июня в Законодательном собрании Омской области прошло совещание по законопроекту "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", предложенному главой региона Виктором НАЗАРОВЫМ. Законопроект разрешает выделить земельные участки под социально-культурные, коммунально-бытовые объекты и масштабные инвестпроекты без торгов по решению губернатора.
Учитывая нынешнюю негативную ситуацию с выделением земли, федеральная инициатива отмены торгов вызвала в регионе неоднозначную реакцию. Руководство министерства экономики Омской области собрало региональных депутатов, чтобы ответить на их вопросы и объяснить, как новый законопроект сможет улучшить инвестклимат в регионе. Точки зрения на проблему, высказанные на совещании, приводит внештатный корреспондент «КВ» Сергей КУЗНЕЦОВ.
Вадим ЧЕЧЕНКО, министр экономики Омской области: Мы уже несколько раз публично обсуждали этот законопроект в том числе и с депутатами. Все ваши предложения нами учтены. Плюс к э тому прокуратура обратила наше внимание, что процедура по предоставлению, рассмотрению и принятию решений по земле должна быть максимально прозрачной и публичной, чтобы понизить возможность коррупциогенности.
Кроме того, были предложения, связанные с критериями в отношении объектов коммунально-бытового назначении. В частности, перед городом остро стоит проблема с размещением объектов по хранению твердых бытовых отходов. Нам предложено внедрить такую характеристику и также включить ее в законопроект.
Расим ГАЛЯМОВ, заместитель министра экономики Омской области: С момента начала обсуждения законопроекта с омскими госорганами в Российской Федерации уже 22 субъекта приняли у себя подобные законопроекты. Более того, в Ростовской области уже вынесено первое решение губернатора о предоставлении земельного участка без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта — строительства аэропорта Южный.
При обсуждении нашего законопроекта чаще всего звучали два вопроса.
Первый — технический вопрос: каким образом будет разрешаться ситуация в случае, если один или несколько инвесторов заявляются на один земельный участок. Мы с коллегами, с прокуратурой, с администрацией города обсудили этот вопрос, и была сформирована позиция, что будет принцип хронологии – кто первый подал документы, чье заявление первое зарегистрировано, тот и имеет преимущественное право получения земли.
Второй вопрос, который тоже звучит постоянно: каким образом будет обеспечиваться целевое использование объекта после строительства? Заявляется инвестор, например, на строительство детского сада, построил детский сад, потом после оформления в собственность земельного участка он перепрофилируется в ресторан, ночной клуб или еще что-то.
Здесь ситуация складывается в двух направлениях. Первое — это незаконное предпринимательство. Против него работают правоохранительные органы и норма территориального зонирования: если на этой территории предусмотрен детский сад, то получить разрешение на какой-то развлекательный объект у администрации будет уже очень трудно. Вторая ситуация касается уже более жесткого гарантирования, чтобы закрепить именно в отношении таких решений дальнейший контроль по недопущению перепрофилирования объектов. Пока на уровне регионов это не представляется возможным, здесь потребуется уже решение на уровне Федерации.
Юрий ШУШУБАЕВ, депутат Заксобрания Омской области: Чтобы к нам шли инвесторы, нужно четко описать критерии масштабности инвестпроектов. Например, масштабный инвестпроект начинается с 1 млрд рублей.
ГАЛЯМОВ: В прошлом году были внесены изменения в закон об инвестиционной политике и появилось понятие «приоритетный инвестиционный проект», были указаны критерии этого проекта, в том числе и финансовые. В частности, для признания регионального инвестиционного проекта приоритетным нужно обеспечить вложения на сумму 100 млн рублей на территории Омска и Омского района, и 50 млн рублей на территории остальных муниципальных районов.
ШУШУБАЕВ: У нас проблемы с землей возникают, даже когда в конкурсе участвуешь…
ГАЛЯМОВ: Этот механизм как раз и направлен на то, чтобы не было недобросовестной конкуренции на конкурсе. Давайте уйдем от темы незаконного предпринимательства, когда на здании висит вывеска детского сада, а там ресторан. Это не наша плоскость.
ЧЕЧЕНКО: Если говорить о незаконном предпринимательстве относительно данного законопроекта – то ситуация с детским садиком и рестораном может происходить и при обычной процедуре, когда предприниматель взял землю на торгах.
В нашем случае, на мой взгляд, ситуация, наоборот, будет улучшаться, потому что отбор будет проходить через инвестсовет. Все инвестпроекты, претендующие на землю, будут рассматриваться на инвестсовете, и мнение общественности будет учитываться. Если вся Омская область лицезрела как и подо что инвестор получал свой участок, его добросовестность возрастет кратно.
Нередко на торгах все знают, какой объект будет реально на данном участке строиться. Всем известно, что на самом деле будет с данным участком, это секрет Полишинеля. Потом эта информация может всплыть, а может и не всплыть в публичном пространстве.
Анатолий ЛУЧКО, депутат Заксобрания Омской области: Вопрос в части коммунально-бытовых объектов, если предприниматель взял землю, например, под баню, сауну, а потом сделал там номера?
Татьяна ЛАКМАН, начальник отдела правовой экспертизы управления правового обеспечения министерства имущественных отношений Омской области: Правовой механизм использования целевого назначения земли сохранится. В частности, когда уполномоченным органом принимается решение о предоставлении конкретного земучастка, в договоре аренды указывается целевое использование этого участка. Цель предоставления – строительство того объекта, который отвечает данным критериям. Если застройщик у нас построит какой-то иной объект, не соответствующий целям, прописанным в договоре, то он не сможет получить эту землю в собственность.
ШУШУБАЕВ: В районах земля выделяется распоряжением глав районов. Как ее может выделить губернатор?
ГАЛЯМОВ: Распоряжение губернатора – это, простите за тавтологию, не распорядительный документ по земельному участку, а правовой акт для органов власти, которые уполномочены распоряжаться земельными участками. На практике это будет выглядеть следующим образом: губернатор отправляет распоряжение в минимущество, в Росимущество, в администрацию города (в зависимости от статуса участка), а они уже дают свое заключение о предоставлении земли. Распоряжение губернатора — это только один из документов, подтверждающих право заявителя на получение земельного участка без проведения торгов.
ШУШУБАЕВ: Муниципалитеты на это не пойдут, земля же муниципальная…
ГАЛЯМОВ: Такие вещи предусмотрены федеральным законодательством. Если подобное случится, это уже будет оспариваться в суде как бездействие уполномоченного органа.
ШУШУБАЕВ: Сомневаюсь.
ГАЛЯМОВ: Практика покажет.
ЧЕЧЕНКО: Это не наша, это федеральная норма.
Алексей ПРОВОЗИН, депутат Заксобрания Омской области: Есть ли возможность на этапе чтений добавить в перечень также и природоохранные объекты – защитные полосы, парки, скверы. Сегодня есть предприятия, их достаточно много, которые готовы взять участок под озеленение рядом со своей территорией. Они отказываются сажать деревья на муниципальной земле, хотят эту землю контролировать. Им не хочется идти на торги, потому что муниципалитет может выставить совсем другой по размерам участок, вместе со сквером отдать какие-то мусорные площадки. Такой предприниматель походит-походит, плюнет и уйдет, а мы лишимся сквера.
ЧЕЧЕНКО: Если такой объект под нынешний перечень не подойдет, то расширить перечень мы не можем. Перечень определен федеральным законодательством. Инициатива хорошая, но с ней нужно выходить на уровень Федерации.
Александр АРТЕМОВ, депутат Заксобрания Омской области: Есть уже инвесторы, которые хотят воспользоваться этим законопроектом?
ГАЛЯМОВ: У нас есть инвестпроекты, которые в принципе могут им воспользоваться. На сегодняшний день у нас на улице Багнюка в Омске возводится федеральный завод компании «Аква-Сибирь», напитки из Черноголовки. У них уже есть земельный участок, но сейчас возникла необходимость получения второго земельного участка для формирования подъездных путей. Объем инвестиции компании порядка 500 млн рублей.
У нас есть инвестпроект логистического парка, который строит питерская компания. Им нужна база для загрузки тары, которая идет из Кореи. Здесь в нее загружается битум, который потом идет в Центральную Россию. Сейчас у нас порядка 10 инвестиционных проектов, которые могут воспользоваться возможностью предоставления земли без торгов.
Равиль БИКБАВОВ, депутат Заксобрания Омской области: Вы сказали, что во многих регионах приняты такие законы. А почему этот вопрос у нас возник именно сейчас? Много обращений? Или долго решаются эти вопросы и нужно ускорить процесс предоставления земли?
ЧЕЧЕНКО: Возможность принять этот законопроект у нас появилась с 1 марта. Те регионы, кто раньше смог это сделать, уже законопроект приняли. На мой взгляд, наш внимательный подход и обсуждение со всеми заинтересованными сторонами – это наиболее правильно. Мы теряем в темпе, но зато все непонятные вопросы обсуждаем. Затягивать с принятием, конечно, не нужно. Но и ускоряться ради того, чтобы потом вносить изменения, тоже не стоит.
БИКБАВОВ: Сейчас вопросы с землей решать очень долго?
ЧЕЧЕНКО: Это, во-первых, долго, законопроект сокращает сроки. И второе, ни для кого не секрет, что есть компании, которые просто пользуются аукционами в корыстных целях. Мы говорим, что часто инвесторам, которые зашли и реализуют свой проект, требуется какой-то определенный земельный участок. Понимая это, недобросовестные фирмы участвуют в аукционе, и либо выкупают участок, а потом с накруткой перепродают инвестору, либо взвинчивают цену на торгах, в итоге инвестор не может работать. Такие негативные моменты, которые присутствуют у нас в регионе, этот законопроект убирает.
По моему мнению, востребованность этого закона очень острая, поэтому мы будем просить вас принять законопроект сразу в двух чтениях.
Подводя итог нашему обсуждению, хочу отметить, что большинство вопросов сводится не к самому закону, а к подзаконным актам. Разработать подзаконные акты мы также хотели бы с вашим участием. Я надеюсь, что вы окажете нам помощь, чтобы исключить все недостатки, создать нормально работающий закон и начать пользоваться им уже в августе.