Сергей ХОВАТОВ: «К МЕДВЕДОВСКОМУ приезжают со словами: «Дайте показания на полицейских, и мы на следующий же день выйдем в суд с ходатайством об изменении меры пресечения на домашний арест»

Дата публикации: 15 июля 2015

Обвинение, предъявленное омским следствием учредителю компании «Сибирский медведь – центр» Виктору МЕДВЕДОВСКОМУ, и постановление Куйбышевского районного суда о его аресте прокомментировал в разговоре с корреспондентом «КВ» Ириной БОРОДЯНСКОЙ адвокат предпринимателя Сергей ХОВАТОВ. Кроме того, защитник опроверг некоторые данные, распространенные омскими СМИ.

– Сергей Михайлович, расскажите, что произошло с квартирами в 2012 году?

– По версии следствия, в 2012 году УМВД по Омской области необходимо было через госзакупки приобрести 18 квартир для нужд сотрудников сельских районов. Заданием было предусмотрено количество, общая площадь квартир и лимитированная цена. Заместитель начальника УМВД по Омской области Сергей КЛЕВАКИН, который занимался хозяйственными вопросами, дал указания своим подчиненным на местах подобрать квартиры, соответствующие всем требованиям и подходящие по стоимости. Они нашли такие квартиры в продаже у граждан, после чего руководство омского УМВД связалось с московским начальством и пояснило, что квартиры подобраны – можно покупать. Но Москва запретила в связи с невозможностью приобретения жилья у физических лиц. Следствие заявляет, что тогда сотрудники УМВД сообщили МЕДВЕДОВСКОМУ адреса квартир, и тот их выкупил, чтобы затем продать на аукционе.

На самом деле сведения об адресах квартир были в открытом доступе, на интернет-площадке госзакупок. Конкретно – в конкурсной документации первого, не состоявшегося по техническим причинам аукциона. Оттуда компании «РБТ-Сервис», где МЕДВЕДОВСКИЙ является учредителем, стало известно и о намерении УМВД приобрести квартиры для своих сотрудников, и обо всем остальном. После того как ООО «РБТ-Сервис» приобрело 18 квартир, соответствующих требованиям аукциона, оно заявилось и победило в нем. При этом не нарушив ни одного из условий технического задания аукциона. Компания никоим образом не влияла и не могла повлиять на конечный результат.

– Сообщения в прессе о связанном с квартирами уголовном деле против сотрудников омского УМВД появились еще осенью прошлого года. Когда оно впервые было заведено?

– После того как прошли госзакупки, Следственный комитет усмотрел там состав преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 – превышение должностных полномочий. В сентябре 2014 года возбуждается уголовное дело, но еще без указания персоналий. Оно расследуется ровно 10 месяцев – очень вялотекущее. Все реально заподозренные лица, в том числе КЛЕВАКИН и заместитель начальника земельно-имущественных отношений Управления организации тылового обеспечения тыла УМВД по Омской области ТАРАНОВА, которые теперь фигурируют в постановлении о привлечении МЕДВЕДОВСКОГО в качестве обвиняемого, проходят по делу свидетелями. Самого МЕДВЕДОВСКОГО по тому делу вызывали на допрос всего один раз, и тоже в качестве свидетеля.

– С чем, на ваш взгляд, связана смена статьи УК с превышения полномочий на мошенничество и почему в нем появляется обвиняемый МЕДВЕДОВСКИЙ?

– Насколько я понимаю, когда расследование подходит к контрольному сроку, следствие встает перед необходимостью продления. С таким ходатайством необходимо выходить к начальству за месяц или полтора до окончания годовалого срока следствия, а с чем тут выйдешь? Так как по делу ничего нового не происходит и не добавляется, они идут ва-банк. 1 июля возбуждается якобы новое уголовное дело, которое полностью отображает всю объективную сторону первоначального дела: те же квартиры, тендеры и обстоятельства. Меняется только статья с превышения полномочий на мошенничество, а обвиняемым становится МЕДВЕДОВСКИЙ. Якобы он путем обмана – только непонятно, кого он обманул – в группе с КЛЕВАКИНЫМ и ТАРАНОВОЙ похитили государственные деньги. В чем заключалось хищение, мне непонятно. Никто не вышел за рамки бюджетных ассигнований, не превысил максимальную цену контрактов. Полиции сказали купить квартиры за определенную сумму – они купили. За сколько их купил МЕДВЕДОВСКИЙ – это вообще никого не должно волновать. Это его коммерческая выгода. Однако принимается решение его задержать. Тут же рождается справка из УФСБ о том, что он якобы планирует скрыться за границей.

– Да, что это за история с Израилем?

– Начнем с того, что Виктор Александрович – очень известный предприниматель, который с 1989 года работает на рынке компьютерной техники. Думаю, в Омской области с трудом можно найти учреждение, включая областную прокуратуру, где нет их компьютеров. У меня есть справка из ООО "Сибирский медведь – центр" с графиком его отъездов. Во-первых, он постоянно ездит в командировки. Только в этом году он 8 раз был по делам в Москве, Новосибирске, Минске и Сочи. Во-вторых, у него большие проблемы со зрением, требующие оперативного лечения. Он ездил лечиться в Израиль, а когда его задержали в Москве, собирался ехать на лечение в Словению. В клинике "Евромед", где он наблюдается, ему предоставили справку о том, что болезнь прогрессирует, и что ему разрешено оперативное лечение за рубежом. Справка УФСБ дается для красного словца и делает свое дело: на следующий день после того, как МЕДВЕДОВСКОГО привозят в Омск, его арестовывают.

– В омских СМИ была информация о том, что Виктора МЕДВЕДОВСКОГО сняли с трапа самолета в омском аэропорту.

– Это не так. Его задержали в аэропорту Шереметьево, когда он шел на посадку, и вернули в Омск. Арестовали уже здесь. Какова была необходимость ареста, мне совершенно непонятно. По делу не изменилось ни одного обстоятельства. Тем временем к МЕДВЕДОВСКОМУ приезжают из Следственного управления со словами: "Виктор Александрович, дайте показания на полицейских, и мы на следующий же день выйдем в суд с ходатайством об изменении меры пресечения на домашний арест". Дальше обещают заключить досудебное соглашение. Одни и те же вопросы, одни и те же предложения. Мне кажется, все это делается ради двух вещей. Во-первых, чтобы оправдать волокиту по делу и получить основание для продления срока следствия. Во-вторых – чтобы раскрыть дело, оказывая на человека физическое и моральное давление. Учитывая состояние здоровья МЕДВЕДОВСКОГО, логично было выбрать для этого именно его.

– Почему суд счел деятельность "РБТ-Сервис" по покупке и продаже квартир непредпринимательской? В противном случае Виктора МЕДВЕДОВСКОГО не смогли бы поместить в СИЗО?

– Это самое интересное. Есть свежий Пленум Верховного суда РФ конца 2013 года, в котором разъясняется ст. 108 УПК РФ, то есть применение меры пресечения. Если лицо обвиняется по ст. 159, при этом на момент совершения инкриминируемого преступления оно занималось предпринимательской деятельностью, его нельзя арестовывать. Какими бы ни были доводы следствия, есть прямой запрет. Судья, вынося постановление об аресте, посчитал, что деятельность МЕДВЕДОВСКОГО была непредпринимательской, мотивировав тем, что на счету его организации были небольшие суммы. Вот это он посчитал аргументом. Но предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Ты можешь вообще не иметь денег, работая на заемные средства. Есть юрлицо, и оно до сих пор в статусе действующего, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Налоговые декларации сдаются, пенсионные и страховые отчисления производятся. Я работаю уже 20 лет. Расскажи мне кто-нибудь две недели назад, что такое бывает – я бы в жизни не поверил.

– На некоторых сайтах рассказали, что Виктор МЕДВЕДОВСКИЙ проходит свидетелем по делу Юрия ГАМБУРГА. Это действительно так?

– Нет конечно! Он всю жизнь работает в сфере компьютерной техники и IT-технологий. Земельными участками он никогда не занимался и с той историей никак не связан. Это полная чушь, как и информация о том, что они якобы однокурсники с губернатором. Они учились на разных факультетах ОмГУ, причем МЕДВЕДОВСКИЙ выпустился на несколько лет раньше, чем НАЗАРОВ. Если их что и связывает, так это то, что они живут в одном городе.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyul/-26/sergey-hovatov-