Многие хотят стать предпринимателями. Но при этом никто не хочет брать на себя риски и работать по 25 часов в сутки»

Дата публикации: 03 июня 2015

День российского предпринимательства «Коммерческие вести» отметили, собрав за одним столом молодых предпринимателей, представителей общественных предпринимательских объединений и экспертов в области предпринимательства, чтобы обсудить крайне непростую тему смены поколений в деловом сообществе и попытаться найти ответ на вопросы о том, нужно ли учить предпринимательству и почему наиболее активные молодые люди предпочитают бизнесу государственную службу? Самые интересные моменты дискуссии мы предлагаем вниманию читателей «КВ».

Николай ГОРНОВ, обозреватель «КВ». Для начала хотелось бы договориться о терминах. Молодые предприниматели – это все, кто недавно открыл свое дело, или молодые по возрасту? А если по возрасту, то до каких пор предпринимателя можно считать молодым?

Надежда КАРЕВА, директор РА «Омский видеоэкран», Президент Ассоциации молодых предпринимателей России. Говоря о молодых предпринимателях, как правило, имеют в виду не начинающих, а именно молодежь. А если говорить о возрасте, то в уставе Ассоциация молодых предпринимателей России сказано, что эта общественная организация объединяет предпринимателей в возрасте до 35 лет.

Николай ГОРНОВ. Кто это придумал, что молодость заканчивается именно в 35 лет? Или это общемировая практика?

Владимир САМОТОЙ, исполнительный директор Агентства развития социально-информационных технологий (АРСИТ). Так во всем мире принято, что молодые предприниматели – это до 35 лет.

Николай ГОРНОВ. Еще один фундаментальный вопрос: надо ли учить предпринимательству?

Владимир САМОТОЙ. Впервые мы задумались о том, надо ли учить предпринимательству, еще в 90-х. Тогда был бум предпринимательства, но в предприниматели люди шли еще и потому, что сжималась экономика, закрывались предприятия и многие оставались без работы. А вообще, я считаю,  предпринимательство проходит такие же этапы, как и вся наша страна. Были у нас и подъемы, и спады. И сейчас далеко не самый лучший период. И так же, как в начале 90-х годов, когда заходили в предпринимательство на уровне «челнока», сегодня очень тяжело. Что касается обучения предпринимательству, то я считаю, что предпринимательству необходимо обучать, как любой специальности.

А закладывать положительное отношение к предпринимательству и определенные качества формировать необходимо еще со школы. И основы предпринимательства необходимо преподавать в школах. Когда-то, в самом начале 90-х, мы сделали программу и разработали региональный стандарт по основам экономики и предпринимательству. Но потом эту программу благополучно похоронили. Тогда интерес был – сейчас интереса нет. Как нет и системы по выращиванию предпринимателей. Есть только публичные заявления о необходимости поддержки бизнеса. И результат мы все прекрасно видим. Молодежь ориентирована на работу в госструктурах, и мы ни на что не влияем.

Николай ГОРНОВ. А на что мы можем и должны влиять, на ваш взгляд?

Владимир САМОТОЙ. Во-первых, мы должны влиять на отношение общества к предпринимательству. Это отношение должно быть, как минимум, уважительным. А сегодня предприниматель в  понимании обывателя – это человек, занимающийся перепродажей, который пытается обмануть, и все такое прочее. Во-вторых, мы должны влиять на молодежь, обучать ее предпринимательству. И обучать должны не теоретики, а сами предприниматели, которые добились успеха в бизнесе. Успех в большей степени сопутствует  тем, у кого сильная мотивация. Во всем мире из огромного количества стартапов выживают единицы. А у нас в России процент выживаемости еще меньше. В-третьих, государство не должно так часто менять правила игры. Мы не говорим, что государство должно помогать. Пусть не помогает. Но пусть хотя бы не мешает, чтобы можно было полноценно планировать, заниматься стратегией. Сегодня невозможно даже составить бизнес-план, потому что никто не знает, что будет завтра. 

Надежда КАРЕВА. Мы в этом году с моим партнером организовали компанию, и предполагали, что к нам будут приходить люди с идеями, мы будем финансировать реализацию этих идей и станем равноправными партнерами – 50 на 50. Мы рассчитывали, что будем сами вкладываться в стартапы до 5 млн рублей. В результате только 10% людей пришли с идеями, которые требовали небольшого финасирования. Все остальные стартапы требовали финансирования свыше 10 млн рублей. Приходили к нам очень разные молодые люди в возрасте от 20 лет до 30. Но при этом практически у всех бизнес-идеи были непроработанными совершенно. Большинство абсолютно не умеют считать. И вообще не понимают, какие их ждут реальные расходы в процессе реализации их идей.

Мы даже не просили претендентов составить бизнес-план. Говорили: просто распишите на двух листочках свой проект. Напишите количество денег, которое вам требуется, куда вы эти деньги планируете потратить. В итоге стартап, который они оценивают в полтора миллиона, на самом деле будет стоить 15 миллионов. Даже имея порой экономическое образование, люди не знают, куда двигаться. Они теории нахватались, а как посчитать реальные расходы на бизнес-проект – никто не знает. Не хочу никого обидеть, но я не представляю, чему можно научиться заочно. На мой взгляд, первое образование обязательно должно быть очным. Иначе человек не обретет необходимых навыков. Нет, у кого есть дар быть предпринимателем, ему, вполне возможно, нет необходимости получать высшее образование. Но таких единицы.  

Владимир САМОТОЙ. Я знаю успешных омских предпринимателей, у которых устойчивый бизнес, они читают лекции студентам и при этом не имеют никакого профессионального образования. Но зато они всю жизнь занимались самообразованием. И они, что самое важное, обладают определенными личностными качествами, которые и определили их успех в бизнесе.

Николай ГОРНОВ. На мой взгляд, сегодняшние молодые предприниматели – это в массе своей дети успешных предпринимателей или влиятельных чиновников. Только у них есть возможность получить стартовый капитал или использовать административный ресурс. Или я не прав?

Надежда КАРЕВА. Нет, я с вами не соглашусь. Есть и такие, у которых нет ни влиятельных родителей, ни жены, ни мужа. Но их не много. Реализовать стартап, не имея ничего, в нашем государстве очень сложно. 

Владимир САМОТОЙ. А иногда успешные предприниматели буквально тянут своих детей в свой бизнес, а дети не хотят заниматься бизнесом. Не буду называть фамилий, но многие предприниматели уже задаются вопросом, а для чего я строю бизнес, если моим детям ничего этого не надо?

Николай ГОРНОВ. Возможно ли развивать качества, от которых зависит предпринимательский успех? Достаточно ли в обществе людей, которые по своему психотипу могут стать предпринимателями?

Марк ГРИНБЕРГ, директор Центра психологического сопровождения бизнеса «LEGE ARTIS». Мы уже порядка 15 лет работаем со студентами, предпринимателями, и видели очень много людей. С нашей точки зрения, молодой человек может научиться предпринимательству только двумя способами. Способ первый: будущий предприниматель устраивается на работу в какую-то успешную компанию, получает практические навыки, узнает, как это все на самом деле работает, а потом организовывает собственное дело, нередко конкурируя со своим бывшим работодателем. Способ второй: у молодого человека появляется некая бизнес-идея, он приходит к инвестору и под эту идею просит у инвестора деньги на открытие собственного бизнеса.

С чем мы сталкиваемся во втором случае? Большая часть так и остается на первоначальном этапе, считая, что их обидели недоверием, недооценили и так далее. Инфантилизм, о котором в последние годы много говорят, ожидание что «нам должны», мы видим и среди молодых предпринимателей. Меньшая часть все же находит небольшие деньги на реализацию своих идей, вкладывая собственные 15-20 тысяч рублей, занимая у друзей и знакомых, после чего начинающий предприниматель открывает свое дело и, проходя через некоторое количество проб и ошибок, либо приходит к успеху, либо терпит крах.  

Теперь об особом психологическом складе личности предпринимателя. Прежде всего это человек, ориентированный на постановку и достижение цели, готовый к самообразованию и рискам,  сосредоточенный, готовый конкурировать. Таких людей изначально мало. Поэтому мне не совсем понятны призывы: «Давайте всех учить предпринимательству». Наверное, чему-то действительно можно научить. Я вполне допускаю, что в школах даже выделят часы под предмет «Основы предпринимательства». Но что потом с этим делать? Станут ли обученные этим основам школьники предпринимателями – большой вопрос. Из множества людей, которые прошли через наш Центр, я четко могу выделить группу людей, «заточенных» именно на результат. Это люди, которые приехали откуда-то, зачастую люди из неполных семей, из «небогатых». Или те, у которых есть яркий мотивирующий пример, на который они хотят равняться. Из этой группы на моих глазах многие выросли и достигали поставленных целей.     

Максим ДУБОВЕЦ, бизнес-тренер Центра психологического сопровождения бизнеса «LEGE ARTIS». Кроме инфантилизма, есть еще одна проблема, если мы говорим о возрасте до 35 лет. Это явление сейчас принято называть функциональной безграмотностью. Молодые люди зачастую не то что бизнес-план не могут составить, они не всегда могут пересказать прочитанный текст. Как говорится, «много букав». Почему так происходит? А вы посмотрите, сколько молодых людей читают художественную литературу. Единицы. А что такое текст? Он заставляет человека думать. И хорошее образование учит человека думать. А умение думать – это один из главных навыков, без которых предприниматель сможет в лучшем случае поставить батут или открыть ларек. Он не сможет построить бизнес в масштабах города, страны. Обратите внимание, что произошло с Омском. Сегодня достаточно большую и организованную группу населения составляют аграрии в первом или втором поколении. И  значительная часть омских студентов приехала в город из сельской местности. А аграрный сектор – это все-таки другой тип мышления. У людей из аграрной среды не было никогда необходимости мыслить масштабно.

Владимир САМОТОЙ. Да, согласен, образование сейчас думать не учит. Но не могу не высказаться в защиту села. Сейчас очень многие дети на селе лучше подготовлены, чем их городские сверстники.  Причина в том, что село более консервативно, там уровень зарплаты учителей достаточно высок, а детей в классах мало, и все это позволяет добиться достаточно хороших результатов в образовании. На мой взгляд, миграция из сегодняшнего села в город – это совсем не так плохо. Главное, чтобы необходимые личностные качества у них были.   

Николай ГОРНОВ. А как определить наличие этих личностных качеств? На глаз, я думаю, не получится...

Владимир САМОТОЙ. Есть технологии, они хорошо известны. Мы уже много лет занимаемся оценкой способностей, мотивации. Оцениваем 256 личностных качеств. Работаем со всеми – от школьников до руководителей высшего звена. И если мы говорим о профориентации, то необходимо со старшей школы, я считаю, ввести четкую классификацию  по целевым группам и привлекать лидеров бизнеса. В Омске такие есть.   

Максим ДУБОВЕЦ. На мой взгляд, школа должна все же заниматься не формированием неких навыков, а давать возможность ребенку для становлением личности. Если незрелые личности будут приходит в бизнес, ничего хорошего все равно не получится. 

Николай ГОРНОВ. Хотелось бы еще узнать, что думают по поводу перспектив молодежного предпринимательства молодые предприниматели из ОПОРЫ РОСИИ. У вас, если я правильно понимаю, существует система поддержки молодых... 

Александр ФЕДОТОВ, руководитель регионального комитета по молодежному предпринимательству Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ». Да, наш молодежный комитет растет, он существует уже в 18 регионах. И наша система поддержки, способствующая развитию молодежного предпринимательства,  позволяет использовать лучшие практики не только из Омска, но и из многих других регионов. У нас очень хорошие контакты с Санкт-Петербургом, Крымом, Тюменью.

Николай ГОРНОВ. А чем вы сможете помочь при необходимости молодому предпринимателю?

Александр ФЕДОТОВ. Поможем найти общий язык с властью, научим работать с банками и различными фондами, которые оказывают грантовую поддержку. ОПОРА РОССИИ – это площадка, которая аккумулирует инструменты для решения проблем. 

Николай ГОРНОВ. А как пришли в бизнес молодые предприниматели из ОПОРЫ РОССИИ?

Пётр КОЗЛОВ, член координационного совета по молодежному предпринимательству Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ». Оптимальный путь в бизнес для молодого предпринимателя лежит, на мой взгляд, через получение опыта наемной работы. И только потом, набравшись опыта, он сможет открыть собственное дело. Я наблюдал за многими молодыми людьми, которые участвовали в работе различных специализированных площадок и молодежных предпринимательских форумов как омского, так и федерального масштаба. Среди них были и те, кто после участия в этих мероприятиях и получения информации чего-то добился, показал хорошие результаты. Таких меньшинство. Большинство – это те, которых я называю «сидящими на заборе». Их постоянно улыбающиеся лица можно увидеть из года в год на каждом молодежном форуме. Да, многие хотят стать предпринимателями. Но при этом они не хотят брать на себя ответственность и работать по 25 часов в сутки.    

А если говорить о предпринимательстве вообще, то лично я делю предпринимателей на три типа. Первый, и самый распространенный тип — купи-продай. Их примерно 50-60% от общего количества предпринимателей. Второй тип — люди дела. Они очень ответственные, они годами строят свой бизнес, которому преданны, и добиваются всего сами. Таких немного – порядка 10-15%. Бизнес у них публичный. О них пишут в СМИ. И они безусловно являются примером и авторитетом для молодых предпринимателей. А третий тип предпринимателей, который близок мне по духу, – это коммерсанты. Что я вкладываю в это понятие? Коммерсант – это человек, который открыл шиномонтажку, довел ее до определенного уровня доходности, потом продал как готовый бизнес и стал заниматься пекарней. Ему нет разницы, каким видом бизнеса заниматься. Он понимает, как работает система, и извлекает из этих знаний доход. Они создают бизнесы и меняют конфигурации рынков и ведут одновременно пять-шесть направлений. Они не любят публичности. Хотя среди них встречаются и публичные люди.      

Николай ГОРНОВ. В ОПОРУ РОССИИ приходят уже готовые молодые предприниматели или вы им помогаете сформироваться?

Александр ФЕДОТОВ. По-разному бывает. Есть примеры, когда молодые люди, попадая в нашу общественную организацию, получают опыт и становятся вполне успешными предпринимателями. 

Николай ГОРНОВ. Обычно все разговоры о чем-то заканчиваются одним и тем же рефреном: «Государство должно нам помогать». Я не сторонник того, чтобы государство помогало бизнесу. И западные примеры показывают, что бизнес – это саморазвивающаяся система. В развитых странах, ориентированных на конкуренцию, бизнесу помогают негосударственные организации и фонды. У нас предпринимателям государство помогает. И создает специальные фонды поддержки. И это, наверное, хорошо. Просто хотелось бы понять эффективность этой помощи для молодых предпринимателей. Есть в Омске отдельные программы для молодых?

Екатерина ИЩЕНКО, начальник Регионального интегрированного центра – Омская область (Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства). В Омске мы помогаем всем начинающим предпринимателям, вне зависимости от возраста. Фонд предлагает несколько видов поддержки. Для стартапов у нас есть гранты в размере 200 тыcяч рублей. Проекты выбираем по конкурсу, естественно. И делаем акцент на развитие бизнеса в районах области. Там предпринимателям еще труднее начинать свой бизнес, чем в Омске. Одна из важных форм поддержки для молодого предпринимателя – это информационно-консультационная поддержка. У нас в 2011 году создана «горячая линия» для предпринимателей, на которую можно и позвонить, и обратиться он-лайн. Оператор ответит на любые вопросы по ведению бизнеса, проконсультирует, поможет, мы никогда никого не бросаем. И обращений на «горячую линию» довольно много, особенно от молодых предпринимателей.

Уделяем особое внимание и образовательным программам для предпринимателей. Проводим семинары по различным тематикам и привлекаем не только омских экспертов. У нас есть возможность пригласить даже зарубежных специалистов в той или иной отрасли. Фонд, кстати, является инициатором проекта «Административным барьерам – нет», и мы советуем всем молодым предпринимателям, которые столкнулись с административными барьерами, сообщить об этом в Фонд. Реакция на такое сообщение будет в течение двух часов. Если говорить о новых инструментах, то сегодня у нас есть возможность поддержать молодые компании, работающие в сфере IT-технологий. Создан областной IT-парк, и мы сейчас проводим конкурс для тех, кто хочет стать резидентом этого парка.

Николай ГОРНОВ. А в Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства осталось еще молодежное направление?

Оксана БАЧИНИНА, исполнительный директор региональной общественной организации «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства». Из нашего молодежного крыла достаточно много птенцов уже вылетело, перейдя на новый уровень. Кто-то просто не успевает заниматься общественной деятельностью, поскольку полученный опыт позволяет уже поднять на хороший уровень собственный бизнес. Общественная нагрузка – это не очень-то простое дело. Это твое личное время, которое ты забираешь у своего бизнеса. Тем не менее молодежное направление у нас присутствует и работает, есть у нас образовательные проекты «Азбука предпринимательства» и «Семь нот бизнеса», ежегодно мы проводим «Школу молодого предпринимателя «Дело». И ребята есть интересные, талантливые, их нужно только чуть-чуть направить и поддержать. Я когда сама в 93-м году зарегистрировалась как частный предприниматель, мне в то время ни гранты никто не предлагал, ни льготной аренды, ни информации никакой не было. Сейчас все это есть, и нужно этим пользоваться.  

Николай ГОРНОВ. Есть даже специализированные компания, насколько я понимаю, которые сопровождают стартапы...

Юлия СКОБЛЕЙ, директор по развитию компании «STARTUP SERVIСЕ». Совершенно верно. Наша компания занимается консалтингом и сопровождением начинающих предпринимателей. Мы обслуживаем коммерческие проекты «от идеи до прибыли», это слоган нашего предприятия. И мы не ждем, когда к нам обратятся за помощью, мы сами предлагаем свои услуги потенциальным предпринимателям, которые хотели бы открыть свое дело, но по каким-то причинам не могут. И на эту тему, кстати, можно целое исследование написать. Потому что люди, с которыми мы общаемся, очень разные. Есть активные, они всюду ходят, получают поддержку и гранты, а есть совершенно ничем не интересующиеся. Сходили на работу, зарплату получили – и все. Многим этого вполне достаточно. У них нет ни желаний, ни мотиваций. Приходят и люди, которые уже неоднократно обжигались. Они когда-то начинали, но неудачно, «не получилось», «попали под кризис», как они это называют. Есть и такие, кто занимается бизнесом активно, но они не являются учредителями предприятий, они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, не дают никакой рекламы, не создают официальной кадровой службы. И такое нелегальное предпринимательство имеет место. Есть мнение, что все ниши заняты, все давно поделено, и есть те, кто хочет большего и идет по пути к большему. Мы работаем именно с ними.

Николай ГОРНОВ. Правильно ли я понял, что сегодня во множество мест можно обратиться за помощью, если у молодого человека есть действительно интересная идея и он действительно хочет заняться бизнесом?

Владимир САМОТОЙ. Если идея стоящая, то можно обратиться в любую общественную организацию предпринимателей. Ему помогут.

Оксана БАЧИНИНА. Но для начала человек, на мой взгляд, должен самостоятельно или с помощью консультантов сделать технико-экономическое обоснование своего проекта. И когда ко мне приходят, я всегда напоминаю, что предпринимательская деятельность – это деятельность, которая осуществляется за счет собственных средств и на свой страх и риск. И никто никому ничего не должен. И если человек твердо решил открыть собственное дело, вне зависимости от того, получит он поддержку или нет, только в этом случае у него может что-нибудь получиться.

Владимир САМОТОЙ. Хотел бы напомнить, что многие путают автора идеи и предпринимателя. Зачастую тот человек, который приходит к инвестору с идеей, даже интересной и вполне осуществимой, – он не может быть предпринимателем по многим причинам, и вот тут встает вопрос о формировании команды, поиске партнеров, с которыми можно реализовать стартап. Еще мы, на мой взгляд, недооцениваем возможности Омска. У нас огромный невостребованный потенциал на государственных промышленных предприятиях. Численность работников упала в десятки раз, а площади и ресурсы остались. И если мы действительно хотим ситуацию изменить, нам необходимо выходить на следующий уровень и переводить часть производств на аутсорсинг. Я уверен, что среди инженеров госпредприятий нашлись бы желающие зарегистрировать собственные фирмы, чтобы работать на аутсорсинге. Сейчас они уходят из госпредприятий. А зачем им уходить. На предприятиях целые цеха стоят невостребованными. И если бы это слияние омских промышленных предприятий с малым бизнесом состоялось, то омское предпринимательство получило бы очень мощный толчок для развития.

Николай ГОРНОВ. Предложение действительно интересное. Хотелось бы надеяться, что все у нас получится. Спасибо всем, что пришли.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyun/-20/76345