Алексей НЕСТЕРЕНКО: «Я насчитал уже человек шесть приличных ребят, которые вполне могут потянуть участие в выборах губернатора»

Дата публикации: 03 июня 2015

29 мая на пресс-конференции председатель Избирательной комиссии Омской области Алексей НЕСТЕРЕНКО рассказал о том, как проходит подготовка к единому дню голосования, а также прояснил некоторые законодательные нюансы предстоящих выборов губернатора и выборов в органы местного самоуправления. Его ответы на вопросы журналистов записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА:

О едином дне голосования

- В этом году единый день голосования выпадает на 13 сентября. Замещаться будет на территории региона в результате этих выборов 4111 мандатов, включая мандат губернатора. Во всех смыслах выборы в этом году будут необычными. Весь год мы готовились очень плотно к полномасштабной избирательной кампании на уровне местного самоуправления, которая пройдет на всех территориях, за исключением города Омска. Но политическая ситуация так сложилась, что на первый план неизбежно выходят выборы губернатора, которые с достаточной степенью вероятности будут назначены на 13 сентября. По закону выборы губернатора должны быть назначены в срок с 4 по 14 июня, на 11 июня назначено заседание Заксобрания, надо полагать, в этот день мы и узнаем о том, что выборы губернатора назначены. В течение пяти дней после этого решение должно быть опубликовано, и от этого срока рассчитываются все остальные действия.

О муниципальных выборах

Таких масштабных выборов в органы местного самоуправления у нас на территории еще не было. 419 избирательных кампаний, почти 1800 избирательных участков будут открыты.   На каждого избирателя будет приходиться по три бюллетеня (выборы губернатора, выборы райсовета и выборы совета поселения), не считая исключений, как, например, в Тевризском районе, где райсовет избран в 2014 году, или в Омске, где будет один бюллетень. Мы подумаем, может, бюллетень по выборам губернатора сделаем в каком-нибудь другом цвете, чтобы было удобнее работать при подсчете голосов.

О выборах глав районов

Ранее мы ожидали, что вместе с представительными органами местного самоуправления будут избираться еще и главы муниципальных образований, но вы знаете, что в конце апреля был утвержден новый порядок избрания глав муниципальных образований, скажем так, через выборщиков, а выборщиками являются как раз депутаты. По сути дела, та выборная кампания, которая пройдет 13 сентября, будет кампанией по выбору тех депутатов, которые после этого дня определятся с главой соответствующего района или поселения. Мэр города Омска будет избираться по плану в 2017 году, также продолжат исполнять свои полномочия главы тех районов, у которых сроки в этом году еще не истекают, в остальных же районах выборы пройдут по новому порядку. Голосовать будут депутаты соответствующего совета и выбирать из числа кандидатов, представленных специально созданными конкурсными комиссиями, которые проведут профессиональный отбор.

Участие избиркома в этих выборах я не исключаю. Если речь идет о выборах районного главы, комиссия формируется на 50% из назначенных губернатором лиц и на 50% из депутатов райсовета. Если это выборы главы поселения, то комиссия состоит из назначенцев от главы муниципального района и из депутатов сельского поселения – также пополам. Если губернатор или совет определятся, что в состав конкурсной комиссии следует включить члена избирательной комиссии, почему бы и нет. Члены комиссий имеют немалый опыт проверки документов и могут быть полезны.

О выдвижении в губернаторы

Основных особенностей здесь две. Во-первых, кандидатуры могут выдвигать только политические партии, закон не предполагает самовыдвижения. Нужно заручиться поддержкой политической партии, не обязательно парламентской. Партий у нас более 50. Вот мы уже как-то свыклись с мыслью, что кандидатом на пост губернатора будет ныне исполняющий обязанности губернатора Виктор Иванович НАЗАРОВ, но это будет только в том случае, если его выдвинет партия. Он член «Единой России», и надо полагать, наверное, этой партией будет поддержан. Но для того надо пройти еще праймериз. Для избиркома внутрипартийные процедуры значения не имеют, но нужно представить нам решение партийной конференции или съезда, смотря как закреплено в уставе партии, ну и согласие кандидата участвовать в выборах.

Во-вторых, кандидатам нужно пройти так называемый муниципальный фильтр. Кандидату нужно заручиться поддержкой муниципальных депутатов и глав муниципальных образований. И таких подписей должно быть собрано 5% от общего числа депутатского корпуса. Ориентировочно это примерно 240 подписей. При этом законодатель усложняет задачу: из 240 подписей не менее 5% (то есть около 30 человек) должны быть депутаты, как минимум, районного уровня или уровня городского округа. Кроме того, данная поддержка должна быть распределена на большей части территории – эти 30 подписей нужно собрать не менее чем в двух третях муниципальных образований. Каждая подпись заверяется нотариально, сдается в избирком, мы все проверяем, при этом в случае сомнений имеем возможность опросить депутата и удостовериться, что это его подпись. Расписаться дважды за разных кандидатов глава или муниципальный депутат не может. Более того, внеся свою подпись, он не может от нее уже отказаться, чтобы не получилось так, что подставит, отозвав потом свою подпись.

О сенаторе от губернатора

Еще одна особенность этих выборов – потенциальный губернатор должен продемонстрировать некую команду. Сенатора, которого губернатор имеет право назначить на должность после избрания, он должен показать народу. Закон предусматривает, что нужно при регистрации три кандидатуры на пост сенатора предъявить, причем вместе с их согласием. Кандидат в губернаторы может предложить также кандидатуру действующего сенатора при его согласии. По итогам выборов избранный губернатор кого-то одного из этих трех кандидатов должен назначить сенатором от губернатора. Второй сенатор, напомню, идет от Заксобрания, и теперь по новым правилам до назначения сенатором он обязательно должен быть депутатом Заксобрания, а не депутатом сельского поселения, как было раньше.

О затратах

Все будет зависеть от того, во сколько туров мы обойдемся. Избранным губернатором может быть только лицо, которое получило более 50% голосов от числа участвующих в голосовании. Если в первом туре не выйдет явного лидера, то через две недели состоится второй тур, в котором будут участвовать два лидера, и между ними победитель уже будет определен по простому большинству. Так что совсем не обязательно, что 13-го числа уже будет итог. Смету на первый тур мы насчитали на 135 млн рублей. Если будет второй тур, то нужно будет еще 75 млн рублей. Можно пытаться считать, что было бы, если выборы губернатора проводить в 2017 году совместно с выборами горсовета, но не думаю, что экономия была бы существенной. А вот в один тур или в два будут выборы – разница в 75 млн.

Структура расходов на выборы давно устоялась. Основная часть – порядка 80% – денежные выплаты членам участковых комиссий. У нас ведь 1800 комиссий, в каждой от 7 до 15 человек, и они будут работать не только 13 сентября, но и при выдвижении кандидатов, при досрочном голосовании. Уровень оплаты труда, к сожалению, небольшой, но сумма в целом по области выходит приличная. Остальное – это транспортные расходы, расходы на изготовление бюллетеней, на оборудование участков и так далее. Видеонаблюдения на этих выборах не будет, эта затея на федеральные деньги делалась.

Об избирательных фондах кандидатов

Фонд кандидата в губернаторы, предусмотренный региональным законом, составляет максимум 30 млн рублей. Это тот предел, выше которого израсходовать кандидат на выборах не имеет права. Много это или мало, не знаю, у нас давно не было выборов губернатора, в новых ценах измерять сложно. Установлена такая сумма, стало быть, хватит. Надо сказать, что такого низкого уровня в других субъектах я не нашел. Я по соседям посмотрел, минимальная сумма – 80 млн, есть 100, 150 млн. Наши считают, что мы должны вести себя аскетично. Я думаю, что этой суммы хватит. Основные потребители этих средств – как раз СМИ, которые наконец-то почувствовали, что можно и заработать, и ценники задирают нереально. Но так как кандидатам бесплатно предоставляется 30 минут эфирного времени на каналах, возможно, за плату и аппетит не очень большой будет.

О кандидатах в губернаторы

Я насчитал уже человек шесть приличных ребят, которые вполне могут потянуть участие в выборах губернатора. Сколько будет, столько и будет, я всех жду, с большим удовольствием буду работать с каждым. Никаких прогнозов и версий мы традиционно не делаем. Каждый кандидат, независимо от какой партии, будет одинаково любим избиркомом, будем максимально помогать показать себя избирателям. Точный список кандидатов узнаем 29 июля – это последний день, когда кандидаты могут принести документы, правда, потом мы еще 10 дней их будем проверять.

О доверенных лицах кандидатов в губернаторы

У кандидата на этих выборах может быть двести доверенных лиц. А обычно их пять. Доверенными лицами не могут быть выборные должностные лица, но могут быть муниципальные и государственные служащие при условии, если они уходят в отпуск. Я так полагаю, что основная нагрузка по сбору подписей ляжет именно на доверенных лиц. У доверенного лица обязательно долен быть документ установленной формы. Сам кандидат может менять доверенных лиц, они тоже могут в любой момент отказаться от этого бремени.

О нехватке кандидатов в главы поселений

Желающих немного, потому что они смотрят на примеры: избрали человека главой поселения, а он за полгода на штрафах обанкротился, если конечно, их платит из собственного кармана. Раз-раз, и зарплата кончилась, и в отставку подает. А если не из собственного, то под уголовное дело попал. И мы часто на выборах в поселениях не можем найти кандидатур. Это ведь сначала рубаху на себе рвут: я буду главой! А потом оказывается, что это работа, и эту работу надо делать, не просто читать уметь, а законы уметь читать, документы уметь писать. А иначе: нарушение, штраф, скамья подсудимых.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyun/-20/aleksey-nesterenko-