Правозащитник КУЗНЕЦОВ уверен, что РЭК не должна устанавливать тарифы для «газелей»

Дата публикации: 10 июня 2015

А сами перевозчики на заседании рабочей группы уже не митинговали, а ставили условия

Решение Омского областного суда об отмене прошлогоднего тарифа для омских частных перевозчиков все еще не вступило в законную силу, и вместе с вопросом о цене проезда в «газелях» завис вопрос и о новой методике расчета тарифа. Первое заседание рабочей группы, идея создания которой обсуждалась еще в марте, состоялось только на прошлой неделе 5 июня. И значительную часть времени участники рабочей группы опять спорили о том, как бороться с так называемыми нелегалами и нужно ли индивидуальным предпринимателям-перевозчикам, работающим на упрощенном режиме налогообложения, вести бухучет.

Переходный период

РЭК Омской области, напомним, приняла решение об увеличении предельного тарифа для автобусов малого и особо малого класса до 22 рублей вместо 18 рублей в октябре 2014 года, чем вызвала судебный иск со стороны омского правозащитника Валентина КУЗНЕЦОВА. Позже к иску правозащитника присоединилась областная прокуратура, и в итоге Омский областной суд отменил приказ регулятора, мотивируя это тем, что при расчете тарифа перевозчикам учитывались нормативы, а не подтвержденные документами затраты. Правда, со 2 марта, как ожидалось, решение облсуда в законную силу не вступило, поскольку 27 февраля предприниматель Алексей СОКОЛОВ (один из пяти перевозчиков, обращавшихся летом прошлого года в РЭК с заявлением о пересмотре тарифа) обжаловал его в Верховном суде РФ. Жалоба должна была быть рассмотрена 4 июня, но по техническим причинам заседание было перенесено на 17 июня.

Проект новых методических указаний по расчету тарифа с учетом предоставления фактических затрат перевозчиков, разработанный регулятором, обсуждался 20 марта на заседании общественного совета при РЭК Омской области, но в процессе обсуждения возник скандал, инициированный перевозчиками, работающими на упрощенке. Лидеров рынка категорически не устраивает перспектива вести бухучет и нанимать штат работников только для того, чтобы РЭК могла рассчитать им тариф. В итоге общественный совет принял решение создать рабочую группу для обсуждения и корректировки методологии расчета тарифов. От перевозчиков в рабочую группу вошли четверо предпринимателей — Николай АРТЕМЬЕВ, Владимир ГЕВОРГЯН, Михаил ЛОКОТКОВ и Иван МЕНЯЙЛОВ.

С первого раза, как и ожидалось, найти компромисс между интересами власти, пассажиров и перевозчиков не удалось. Глава РЭК Омской области Олег ГОЛУБЕВ, назначенный в январе для исправления ошибок предыдущего руководства, предельно мягко напомнил, что в своей основе методика не изменится и перевозчикам в любом случае придется раскрывать свои фактические расходы. Расчетные тарифы тоже останутся, но они будут применяться только к новым перевозчикам, которым нужно будет получать тариф с нуля. Напомнил Олег ГОЛУБЕВ и про два возможных вида тарифов: общий для всех перевозчиков, если на регулирование заявились более 50% участников рынка, и дифференцированный, когда каждый перевозчик получает тариф только для себя. По мнению депутата горсовета Юрия ФЕДОТОВА, следует обратить внимание и на сроки введения новой методики. Если, мол, все обратившиеся за получением тарифа перевозчики должны будут подтверждать свои расходы, то им необходимо время для организации учета затрат.

— Я думаю, обязательно нужен переходный период, — пояснил Юрий ФЕДОТОВ. — Например, введение новой методики можно предусмотреть с 1 января 2016 года. И тогда какое бы решение ни принял Верховный суд РФ, существующий предельный тариф должен быть до конца года, то есть до момента введения в действие новой методики. И мы обязательно должны все опубликовать, чтобы правила игры были прозрачны и понятны всем участникам рынка. 

Уберите этого с руля

У перевозчиков, отстаивающих свое право жить так, как они привыкли, аргументы не изменились. Мол, что бы власть ни сочиняла, все хорошо будет только на бумаге. А в реальности опять начнется бардак. И выгоду от любых изменений на рынке опять получат нелегалы.

— Если бы на улицах работали только легальные перевозчики, которые участвовали в муниципальном конкурсе, не нужно было бы и тариф повышать. А в реальности работает куча нелегалов и с ними боремся только мы, — возмущался президент НП «Безопасный город» Иван МЕНЯЙЛОВ. — Мало того, по новой методике нужно, чтобы подали заявку более половины перевозчиков. В Омске порядка 100 перевозчиков. 50 перевозчиков никогда в жизни не соберутся, чтобы сделать что-либо вместе. Да и зачем это нужно? Если по формуле можно подсчитать стоимость тонно-километра, то почему так же не подсчитать тариф для пассажирских перевозок?   

Коллегу поддержал предприниматель Михаил ЛОКОТКОВ и попытался в очередной раз объяснить собравшимся, что если вместо 100 машин на маршруте будут работать 200, то никому от этого счастья не добавляется. По его мнению, нужно сделать рынок прозрачным и тогда «лишние» машины сразу будут видны. Но это возможно, только если отбросить политику и рассматривать тарифообразование в пассажирских перевозках исключительно с точки зрения экономики. А глава НП СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН упорно пытался добиться от Олега ГОЛУБЕВА ответа на вопрос, зачем ему нанимать большое количество специалистов, чтобы они вели учет расходов и готовили документы для РЭК, если законодательство разрешает ему учет не вести.  

— У меня есть и свои машины, и привлеченные. И если по своим машинам я смогу обеспечить полный учет затрат, то по привлеченным — не смогу. Где-то чек с заправки водитель потерял, где-то владелец машины отремонтировался подешевле, в какой-нибудь конторе, где чеков вообще не дают. А в итоге получится, что у нас нет полного объема затрат, — пояснял Владимир ГЕВОРГЯН. — Я не говорю, что подсчитать затраты невозможно. Я говорю о том, что сделать это будет трудно. И мне придется содержать дополнительных 20 человек, которые будут считать эти затраты. А потом к моему тарифу придется добавлять несколько рублей, поскольку у меня возникают дополнительные затраты на содержание этих двадцати человек, которые считают затраты. В результате у меня будет очень высокий тариф и я просто не смогу конкурировать с муниципальным транспортом.  

Развеять излишние опасения перевозчиков попытался городской депутат. По мнению Юрия ФЕДОТОВА, как раз введение новой методики тарифообразования и позволит сделать рынок пассажирских перевозок более прозрачным. Индивидуальный тариф по затратам успокоит и омичей, считающих завышенной стоимость проезда в общественном пассажирском транспорте, и поможет убрать с рынка нелегалов, не имеющих договоров с муниципалитетом. Причем схема борьбы с нелегалами будет достаточно проста, как считает городской депутат. Если для перевозчиков не будет приниматься единый для всех тариф, как сегодня, а каждый начнет защищать для себя тариф индивидуально, то и работать на муниципальных маршрутах смогут только те, кто доказал свои затраты и получил тариф. А предпринимателей, работающих без индивидуального тарифа, можно будет привлекать к административной и даже уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.  

Без тарифа

Но самое неожиданное заявление сделал на заседании рабочей группы омский правозащитник Валентин КУЗНЕЦОВ. По его мнению, РЭК вообще не должна заниматься вопросом установления тарифа, поскольку регулирование пассажирских перевозок в городе Омске должно быть прерогативой  муниципалитета. А РЭК пусть занимается своими делами, то есть устанавливает тарифы для монополистов. Как уверяет Валентин КУЗНЕЦОВ, если РЭК будет устанавливать тарифы для частных перевозчиков, то конфликт на рынке пассажирских перевозок не удастся погасить никогда. Он будет лишь временно затухать, а потом разгораться с новой силой. 

— В данной ситуации монополистов нет, — считает Валентин КУЗНЕЦОВ. — Есть рынок, на котором работает много предпринимателей, и если устанавливать для всех единый тариф — это несерьезно. Все улицы, вся транспортная инфраструктура города находится в собственности муниципалитета, от использования этого имущества муниципалитет должен получать прибыль, вот пусть муниципалитет и занимается своими прямыми обязанностями. Пусть проведет новый конкурс на маршруты с учетом пассажиропотока, установит дифференцированный размер платы. Если мы перешли к рынку, то давайте по-рыночному и рассуждать. Или совсем освободим эту нишу от регулирования, или передадим функцию регулирования органу, который обязан заниматься организацией транспортного обслуживания населения Омска.     

Олег ГОЛУБЕВ пообещал рассмотреть предложение Валентина КУЗНЕЦОВА самым внимательным образом и дать мотивированный ответ. А предварительно пояснил, что РЭК работает в рамках своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством. Согласно распоряжению Правительства РФ орган исполнительной власти субъекта РФ в лице РЭК обязан заниматься вопросами ценообразования в пассажирских перевозках. И это положение никак не привязано к субъектам естественных монополий. И если бы РЭК, по его словам, действительно занималась не своим делом, то прокуратура уже давно бы оспорила все тарифные решения в сфере пассажирских перевозок.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyun/-21/76476