Сергей НИКУЛИН: «Если пароходство сейчас стоит на коленях, то в 2013 году оно лежало на боку»

Дата публикации: 17 июня 2015

В понедельник, 15 июня, генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» Сергей НИКУЛИН, выйдя из отпуска, написал заявление об увольнении по собственному желанию, чего от него и добивались новые собственники предприятия. Сначала он требовал, чтобы его уволили по той статье, за которую проголосовали на собрании акционеров, однако собственники затягивали такое решение. «А значит, – заявил «КВ» Сергей НИКУЛИН, – те разоблачения, которые прозвучали в мой адрес на собрании, это была просто игра на публику». Сегодня, 17 июня, ему было уже необходимо выйти на работу в другом городе, поэтому он и махнул рукой. Но перед этим поделился с главным редактором «Коммерческих вестей» Маратом ИСАНГАЗИНЫМ своим видением по поводу фактов, озвученных на собрании акционеров 21 мая.

– Сергей Викторович, на собрании прозвучало, что вам курьером отправили протокол совета директоров о досрочном вызове из отпуска для участия в собрании акционеров. Но вы отказались принять это заказное письмо. Так ли это?

– 18 мая мне был звонок из экспресс-почты о том, что на мое имя пришло письмо, но меня не оказалось дома. Что за письмо и откуда, мне не пояснили. Я сообщил, что меня дома нет и не будет еще, как минимум, неделю. Мне ответили: хорошо, перезвоним через неделю. 26 мая они мне перезвонили. Я сообщил, что скорее всего меня не будет еще неделю. Тогда у меня уточнили, нахожусь ли я в Омске. Я ответил, что в Омске, но нахожусь на стационарном лечении. Тогда в этот же день, 26 мая, курьер привез мне письмо в больницу. Я открыл пакет и увидел выписку из протокола совета директоров, что с 18 мая я отзывался из отпуска. Понятно, что на собрание я не попал, т. к. находился на стационарном лечении с 18 по 29 мая.

– На собрании аудитор КЛЕВАКИН сообщил, что при вашем руководстве ниже рыночной стоимости были проданы теплоходы «Абхазия», «Аджария», «Леонид Соколов», баржа МП-3112 и ряд других судов.

– Во-первых, «Абхазия», «Аджария», баржа-площадка МП-3112 были реализованы в 2012 году еще до моего прихода в ОАО «Иртышское пароходство». Во-вторых, где они взяли рыночную цену данных судов? Заказали у независимого оценщика? Вышеуказанные суда с 2012 года принадлежат другим собственникам, поэтому непонятно, как можно было г-ну КЛЕВАКИНУ сделать их рыночную оценку. Буксир-толкач «Леонид Соколов» не эксплуатировался около 10 лет. Он находился на холодном отстое и уже много лет не предъявлялся к освидетельствованию Российскому речному регистру (далее – РРР). Суда, стоящие на холодном отстое, более подвержены коррозионному износу корпуса, чем эксплуатирующиеся, поэтому мы вынуждены постоянно нести затраты на поддержание таких судов на плаву. Было принято решение, в связи с невостребованностью пароходством т/х «Леонид Соколов», реализовать его. Первыми, кому мы его предложили купить, были представители нынешнего нашего собственника – «Обь-Иртышского речного пароходства». Я связался с Леонидом ТОМАШОМ, нынешним членом совета директоров ИРП, сообщил ему о состоянии судна, его стоимости, классе РРР…

– Как считалась стоимость?

– Была независимая оценка, которая оценила судно, если мне не изменяет память, в 13 – 13,5 млн руб. Я сказал ТОМАШУ, что продавать мы будем выше, чем независимая оценка, как минимум за 14 миллионов рублей. На что он сказал, что им покупать за такую сумму судно, находящееся в негодном техническом состоянии и имеющее класс О2,0, не интересно. Поэтому мы продали судно за 14 млн руб. другой компании. Что касается баржи МП-429, она была, по-моему, реализована за 2,7 млн руб., тогда как независимая оценка ее была ниже. Данное судно тоже уже много лет не эксплуатировалось, т. к. находилось в негодном техническом состоянии. Хочу отметить, что практически все отчуждаемые основные средства перед продажей проходили независимую оценку.

– Кстати, по поводу оценки аудитором было сказано, что в апреле 2014 года, МП-3262 реализована за миллион рублей, тогда как независимая экспертиза «Флагман» в октябре 2013 года оценила ее в 2,8 млн руб.

– У нас есть буксир проекта 07521 МБ-1222 – судно класса М-СП 3,5, которое может осуществлять буксировку барж в районах смешанного (река-море) плавания. Ситуация сложилась такая, что на реке сейчас работы у нас очень мало, а в Обской губе проблем с работой нет. Этим буксиром мы осуществляем там сухогрузные перевозки. Но все пункты назначения в Обской губе располагаются в боковых речках. Например, в р. Нурма-Яхе, Се-Яхе и т. д. Этот буксир с осадкой 2,30 – 2,40 не имеет возможности завести баржи на выгрузку. И мы вынуждены были постоянно обращаться к другим судовладельцам, чтобы они заводили наши баржи. Встал вопрос, что нам необходим буксир класса не ниже чем М-ПР 2,5, мелкосидящий, который бы имел осадку не более 1,4-1,5 м. Начали искать. Дорого. Предлагали дороже 20 млн руб., но класса не выше М. В итоге было принято решение найти судно класса Р 1,2 проекта Р-33Б, заказать проект переклассификации на класс М-ПР 2,5 РРР. Согласно проектной документации производилась смена наружной обшивки судна, подкрепление набора корпуса, замена буксирной лебедки, установка дополнительного радионавигационного оборудования и прочие работы. Принципиально важно было, чтобы это судно было не старше 30 лет, так как при большем возрасте судна переклассификация на класс смешанного (река-море) плавания не разрешается Российским речным регистром. Мы подсчитали, что переклассификация нам обойдется дешевле. В судоходной компании «Сибирь» мы нашли такое судно – РТ-837. Но владельцу деньги были неинтересны, ему была нужна баржа. Было принято решение произвести обмен. То есть не было ни реализации баржи за миллион, ни приобретения теплохода. Был подписан договор мены. В этом договоре указана балансовая стоимость баржи – миллион 33 тысячи рублей. Мы получили буксир, заказали проект переклассификации и приступили к работам.

– Это не тот самый буксир, о котором аудитор говорил, что «Иртышское пароходство» приобрело судно по документам в «нормальном техническом состоянии», но, несмотря на это, на его восстановление потрачено в 2014 году более шести миллионов рублей?

– Да, то. Здесь аудитором осуществлена подмена понятий. Было не восстановление, а переклассификация. Повторюсь, согласно проекту на судне произведена смена днищевой обшивки, подкрепление набора, замена буксирной лебедки, приобретено радионавигационное оборудование. То, что судно находилось в годном техническом состоянии, подтверждают документы классификационного общества – Речного регистра.

– Следующее «разоблачение» из доклада аудитора касалось продажи ниже балансовой стоимости помещений на проспекте Маркса, 20. По его словам, из-за этого пароходство недополучило более 16 млн руб.

– Если я правильно помню, балансовая стоимость этих помещений составляла 32 с лишним миллиона рублей. Реализованы они были за 15,88 млн руб. Это бывшие помещения Электроточприбора.

– А как они оказались у «Иртышского пароходства»?

– По информации, которая была в свое время доведена до меня, дело было так. В свое время пароходство продало за 450 млн руб. компании небезызвестного г-на ДРОКИНА 29 помещений на территории судоремонтно-судостроительного завода на Красном пути.

– Стойте-стойте! То есть ДРОКИНУ была продана не земля, а 29 помещений?

– Да. Земля принадлежала городу. Пароходство имело долгосрочный договор аренды. ДРОКИН сам оформил землю в собственность. Эта сделка состоялась в 2007 году. В этом же году ДРОКИН обратился в пароходство с просьбой предоставить ему на несколько месяцев заем в размере 35 млн руб. Когда подошел срок возврата займа, заемщик заявил, что денег у него нет, и предложил рассчитаться помещениями на пр. Маркса, 20 площадью 353 кв. м. Если бы руководство пароходства отказалось от этих помещений, то просто потеряло бы все деньги. Заключили договор, согласно которому якобы выкупили эти помещения за долг. Получилось практически 100 тысяч рублей за кв. м, хотя рыночная стоимость была в разы меньше. По такой цене помещения и были поставлены на баланс. Офисы были в удручающем состоянии, за их аренду мы получали буквально копейки, да и те приходилось чуть ли не выбивать у арендаторов. Требовался капремонт. Пароходству они были как головная боль. Осенью 2013 года к нам обратилась компания, которая имела помещения в этом же здании, и предложила купить наши помещения за 35 тысяч за кв. м. Нами была заказана независимая оценка, которая выдала заключение, что их цена – в диапазоне от 38 до 44 тыс. руб. за кв. м. Мы реализовали их за 45 тыс. руб. за кв. м – выше рыночной цены. Но ниже балансовой, которая, понятно, была вынужденно завышена.

– Как вы относитесь к словам, которые на собрании сказал новый владелец ОАО: «Еще год-два и пароходство ушло бы под банкротство»?

– Когда месяца два назад г-н МУХУТДИНОВ мне сказал, что «Иртышское пароходство» сегодня «находится на коленях», я ему ответил так: «Если учесть, что в 2013 году оно находилось на боку, то я могу принять, что сейчас оно находится «на коленях». То есть положительная тенденция есть. Абсолютно уверен, что еще год, максимум два, и пароходство работало бы нормально и стабильно. За два года мы восстановили и ввели в эксплуатацию 10 нефтеналивных барж грузоподъемностью более 2000 т каждая, восстановили 16-тонный плавкран, который не эксплуатировался более 15 лет и был полностью разграблен, восстановили и ввели в эксплуатацию два т/х типа «Ленанефть» пр. Р77 (Т. Белозеров и ЛН-2002), 5 тонный плавкран пр.81040, полностью заменили ЛЭП 35 и водопровод на Омском ССРЗ, сделали ремонт бассейна «Иртыш», выполнили ремонт слипа на Омском ССРЗ и т. д. Это к слову о том, что, как заявляют новые собственники, предыдущим руководством ничего не делалось и не ремонтировалось. Хочу отметить, что все это было сделано благодаря самоотверженной и слаженной работе всего коллектива ОАО «Иртышское пароходство». Так как пароходство – это сезонное предприятие, каждый зимний период оно существовало за счет привлечения кредитов. То есть заключались договоры с банками. Причем в некоторые годы не гасились еще даже предыдущие кредитные линии. Мы в 2013 и 2014 году, где-то в августе – начале сентября, гасились в ноль. В 2015 году впервые за много лет у нас началась выборка кредитной линии только в конце февраля.

– Почему тогда новые собственники такое говорят?

– Тому могут быть разные причины. Можно, например, заявить, что пароходство в очень тяжелом состоянии и все появляющиеся признаки стабильности – это-де только наша заслуга. Ничего подобного! Могу точно сказать, что все, что появится сейчас положительного, в том числе, а может, и в первую очередь, благодаря тому, что в течение двух лет всем коллективом велась целенаправленная работа по выводу предприятия из достаточно сложного состояния. Если бы они сказали, что на предприятии все нормально, а если с их приходом пароходство вдруг уйдет в пике, теперь всегда можно сослаться на предыдущее руководство.

– Несколько месяцев назад вами было выставлено на продажу более 50 судов. Продали?

– Нет. Если вы зайдете на сайт «Иртышского пароходства», то увидите, что выставила на продажу нынешняя команда. К реализации выставлен бассейн «Иртыш» на улице Ивана Алексеева. И точно так же в объявлениях висят практически все 57 судов, за некоторым исключением барж пр.942, которые были реализованы в 2014., та же МП-429, о которой говорилось выше. Это к тому, что при предыдущем руководстве все продавалось, а сейчас нет.

– Почему же тогда новая команда свалила на вас все грехи?

– Могу только предполагать… Дело в том, что еще в апреле их руководство мне предложило работать дальше совместно. Я ответил, что совместной работы у нас не получится, и предложил разойтись. У меня принцип: могу и буду работать под началом только того руководителя, которого уважаю…



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyun/-22-/sergey-nikulin-