Адвокаты Василия ДЮБОРЕВА заявили, что, допрашивая жителей, следователь задавал наводящие вопросы
17 июня Центральный районный суд вышел на видеоконференцсвязь с Тарским городским судом, чтобы допросить троих жителей Знаменского района, признанных потерпевшими по одному из двух эпизодов уголовного дела Василия ДЮБОРЕВА. Глава Знаменского района, напомним, обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ).
Жителей района допрашивали по второй части обвинения, где утверждается, что Василий ДЮБОРЕВ незаконно, в обход существовавшей очереди из нуждающихся в жилье, предоставил квартиру своей подчиненной Ирине МОТКОВОЙ. Следствие признало потерпевшими всего двенадцать граждан из нескольких сотен очередников на получение социального жилья. Самый близкий к началу очереди потерпевший стоял под номером 48, самый дальний – под номером 513.
«Мне все равно»
Учитель Знаменской средней школы Елена ЕРМОЛЮК рассказала, что в настоящее время она с тремя несовершеннолетними детьми живет в собственной благоустроенной квартире площадью 97 кв. м, которую в 2013 году ей предоставила районная администрация. В очереди на получение жилья в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий потерпевшая стояла под номером 345.
Елена ЕРМОЛЮК рассказала, что еще в 1996 году в качестве молодого специалиста заселилась в жилье соцнайма – квартиру площадью 42 кв. м. В 2009 году у нее завязался конфликт с неким частным лицом, пожелавшим выселить ее с десятилетним ребенком и годовалыми двойняшками с занимаемой жилплощади. В 2011 году суд вынес решение не в пользу учительницы, однако, как утверждает она сама, на птичьих правах ее семейству удалось остаться в квартире до 2013 года.
– Вам известна МОТКОВА? – спросил прокурор Евгений ТРОЕГЛАЗОВ.
– Знаю, что девушка работает в администрации. Вместе мы учились на права. Больше ничего.
– О том, что она получала какое-то жилье, вам известно?
– Слышала, что она получила жилье, потом его приватизировала и уехала в Москву.
Потерпевшая, по ее словам, стояла в двух очередях на жилье. Одну вела администрация сельского поселения, другую – районная. От сельской администрации она ждала жилье как многодетная мать, от районной – в связи с выселением из предыдущей квартиры. Квартиру Елене ЕРМОЛЮК удалось получить от администрации Знаменского района. Вселившись в нее как в служебную, учительница вскоре получила от районных властей разрешение на приватизацию.
– Вам лично был причинен моральный либо материальный ущерб в связи с тем, что квартира, по которой сейчас проходит судебное заседание, отдана другому человеку? – спросил второй адвокат главы района Игорь ПОЛЯК. – Вы по этому делу проходите в качестве потерпевшей, поэтому хотелось бы узнать ваше мнение.
– Понимаете, я не знаю, почему меня назвали потерпевшей. Я получила повестку в суд, там написано, что я потерпевшая. Все.
По причине наличия противоречий в показаниях потерпевшей прокурор попросил частично огласить текст допроса Елены ЕРМОЛЮК следователем по особо важным делам Следственного управления СК РФ Александром ЧУКЛИНЫМ. Судья Денис КЛОСТЕР зачитал вопрос следователя и ответ Елены ЕРМОЛЮК.
– Считаете ли вы свои права нарушенными в связи с тем, что глава Знаменского муниципального района ДЮБОРЕВ без учета существующей в Знаменском сельском поселении очереди на предоставление жилья предоставил в порядке бесплатной приватизации МОТКОВОЙ, не состоящей в очереди, муниципальное жилое помещение? – спрашивал следователь Елену ЕРМОЛЮК в октябре 2014 года.
– Я считаю, что мои права нарушены, так как квартира предоставлена МОТКОВОЙ в нарушение очереди, – говорится в ее ответе следователю. – Она не состояла на учете в качестве нуждающейся в муниципальном жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма. Я так же, как МОТКОВА, являюсь многодетной матерью, но, в отличие от нее, состою в очереди. Она в Знаменском сельском поселении в очереди не состоит, так как проживала в Завьяловском сельском поселении.
Адвокат Юлия БОРОДИХИНА спросила потерпевшую, знала ли она о ситуации с квартирой до того, как ее подробно описал следователь ЧУКЛИН в ходе допроса. Та ответила, что ничего не знала ни о квартире, ни о приватизации, а саму МОТКОВУ знала лишь потому, что у них в школе учились ее дети. При этом причин сомневаться в словах следователя у нее не было. "Следователь говорит, значит, это правда".
– Согласно уголовно-процессуальному закону постановка наводящих вопросов в ходе допроса свидетелей и участников процесса со стороны следователя не допускается. В настоящем допросе, по мнению защиты, следователем был сформулирован наводящий вопрос, содержащий утверждение, которое сформировало позицию потерпевшего на момент допроса, – сделала заявление адвокат БОРОДИХИНА.
Судья пообещал обратить внимание на допустимость в качестве доказательства показаний Елены ЕРМОЛЮК, сделанных в ходе допроса.
"Проверить нужно"
Еще один потерпевший – тоже учитель, отец троих несовершеннолетних детей Сергей ПОПИКОВ. В качестве работника образования в конце 2011 или начале 2012 года он подавал документы на получение квартиры в доме, который строился в райцентре для учителей. Сергей ПОПИКОВ не смог точно ответить прокурору, включили ли его в список очередников, соответственно, назвать свой номер в очереди. В материалах дела указано, что его номер – 513. Жилье он до сих пор не получил и сейчас вместе с семьей проживает в квартире отца.
На вопрос адвоката Игоря ПОЛЯКА, нарушает ли его права факт предоставления квартиры другому человеку, потерпевший ответил, что не знает, так ли это, потому что, если он и состоит в очереди, то далеко не в первой сотне: "Скорее нарушены права тех, кто стоит в начале очереди".
Как рассказал Сергей ПОПИКОВ, изначально строительством в доме, на квартиру в котором он претендовал, занималось поселение.
– Я собрал все необходимые документы, в том числе о том, что я многодетный отец, и отдал их в администрацию поселения. Потом этим делом начала заниматься администрация района. Я, как человек не сведущий в делопроизводстве, думал, что мои документы были переданы туда, и никаких дополнительных документов от меня не требуется. Оказалось, что это не так. В списках, которые были в администрации района, меня просто не оказалось.
– Я правильно понял, что вы себя не считаете потерпевшим? – уточнил защитник Василия ДЮБОРЕВА.
– Я, честно говоря, не знаю, можно ли меня считать потерпевшим или нет, потому что тогда можно считать потерпевшими всю очередь, которая была в районе. В тех показаниях, которые я давал следователю, по-моему, так и сказано: я не знаю, нарушены ли мои права.
На вопрос о том, чья инициатива была написать заявление о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы, Сергей ПОПИКОВ ответил: «Меня вызвали в полицию. Я пришел – меня попросили».
Василий ДЮБОРЕВ спросил у учителя, направляло ли руководство школы, где он работает, заявление на имя главы района о предоставлении ему жилья. Тот ответил, что с таким заявлением школа в районную администрацию не обращалась. Сам глава района уверен, что именно отсутствие ходатайства со стороны директора школы стало причиной того, что Сергей ПОПИКОВ остался без жилья.
«Нарушены права всей очереди»
Водитель знаменской средней школы Юрий КРУПИН, в отличие от других потерпевших, полностью согласен со своим процессуальным статусом. Как и остальные, в 2010 году он растил троих несовершеннолетних детей и стоял в очереди на получение жилья. В настоящий момент Юрий КРУПИН проживает в деревне Киселевке Знаменского района, в квартире площадью 47 кв. м, которую приобрел совместно с супругой. Свой номер в очереди потерпевший не знает. "Просто перестал интересоваться. При такой очереди в 500 с лишним человек... У нас в районе ничего не строится, поэтому не имеет смысла".
Ирину МОТКОВУ потерпевший знает как учителя слободской школы, кроме того, был коллегой ее мужа в комитете по образованию: "Я работал с ее супругом, поэтому знал, что квартиру она получила на Ленина, 5".
– Подробностей не знал, только на уровне слухов. Но, поскольку привык доверять словам правоохранительных органов, когда следователь сказал, что незаконно получила, и спросил, ущемлены ли мои права... В принципе, поскольку все стояли в очереди – да, считаю, что ущемлены.
– В настоящий момент вы считаете, что ваши права ущемлены? – спросил гособвинитель.
– Как любой здравомыслящий человек, я считаю, что, если человек приехал из другого поселения и получил практически вперед всех квартиру, то это означает, что нарушены права всей очереди.
Потерпевший знал, что у Ирины МОТКОВОЙ в деревне Слободе был дом, но о его статусе и о том, что это за дом, осведомлен не был.
«Не вижу никаких нарушений»
Председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Знаменского района Мария МУРАВСКАЯ также была допрошена в качестве представителя потерпевшего. Она занимает свою должность с 1 июня 2012 года. В 2011 году, когда Ирине МОТКОВОЙ предоставлялось жилье, Мария МУРАВСКАЯ не занималась этим вопросом. По ее информации, МОТКОВА растила троих детей, жила в Слободе и ездила на работу в администрацию Знаменского района за 20 км от дома. Поэтому ей, по данным председателя комитета, было предоставлено служебное жилье.
– Почему ей разрешили приватизацию? – спросил прокурор.
– Знаете, она когда она зашла в это жилье, ей пришлось делать ремонт, замену окон и так далее. Потом она обратилась непосредственно к главе, и он разрешил приватизацию.
– Были ли у МОТКОВОЙ основания получить жилье?
– Да. Мы смотрели с юристам судебную практику, поднимали документы. В Законе "О приватизации" прописано, что служебное жилье не подлежит приватизации, но собственник вправе принять решение и разрешить. Собственником является администрация района в лице главы, так что здесь я не вижу никаких нарушений.
Представитель потерпевшей стороны объяснила, что согласно уставу глава района имеет право распоряжаться муниципальным имуществом. За социальное жилье для многодетных семей и других нуждающихся отвечают сельские администрации и их главы.
– Как представитель потерпевшего считаете ли вы, что приватизация квартиры МОТКОВОЙ причинила ущерб району? – спросил гособвинитель.
– Нет, считаю, что не причинило никакого. Согласно Закону "О приватизации" жилье подлежит бесплатной приватизации. Неважно, МОТКОВА это была или не МОТКОВА, – ответила Мария МУРАВСКАЯ.
– Вы знаете, в каких условиях жила МОТКОВА в деревне Слободе? – спросил адвокат Игорь ПОЛЯК.
– После того как она переехала, мы уже с ней общались, и она говорила, что в Слободе жила в каком-то бывшем ФАПе... Очень сложные были условия, помещение было не приспособлено для проживания.
– Какого рода жилье и на каких основаниях мог предоставить Знаменский муниципальный район? – спросила адвокат Юлия БОРОДИХИНА.
– Он мог предоставить только служебное жилье на время трудовых отношений с администрацией либо муниципальным учреждением. На это есть соответствующее положение, где прописаны категории лиц, которые имеют право на предоставление такого жилья.
Насколько помнит председатель комитета, соответствующий порядок был принят в конце 2011 года Советом Знаменского муниципального района. С этого момента ведется реестр служебного жилья, а также очередь из претендентов на его получение. Решение о предоставлении жилья принимается на комиссии, состоящей из восьми человек (представители руководства районной администрации, полиции, медицинских и учебных заведений и так далее), при этом учитывается не только близость к началу очереди, но и жизненная ситуация заявителя.
– Рассматривается ходатайство работодателя, положение заявителя, в том числе семейное, и по результатам голосования принимается решение о предоставлении жилья, – рассказала Мария МУРАВСКАЯ.