Возрождение минпрома формально произошло 12 марта. И в тот же день министр Виктор БЕЛОВ побывал в редакции «Коммерческих вестей», где за чаем рассказал творческому коллективу газеты о проблемах и достижениях омской промышленности, а также о том, чем будет заниматься в ближайшее время. Сегодня в структуре минпрома уже создано два департамента (промышленности и транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений) и два управления (финансов и организации деятельности). Курировать департаменты будут заместители министра Михаил ДУБРОВИН и Виталий САВЕНКОВ.
– Виктор Иванович, правильно ли мы понимаем, что в минпром указом губернатора было переименовано министерство развития транспортного комплекса? И сколько работников прежнего министерства, кстати, перешло в новое министерство?
– В минтрансе, насколько мне помнится, работало 42 госслужащих плюс 13 иных работников. Управление дорожного комплекса в составе шести человек полностью ушло в минстрой. Вместе с начальником управления. А в минпром пришел департамент промышленности и инновационных технологий из министерства экономики в количестве 19 человек. Всего у нас по штатному расписанию – 62 человека.
– В штатном расписании уже учитываются новые требования президента по сокращению заработной платы чиновников?
– Мы уже в процессе реорганизации минтранса в минпром оптимизировали структуру министерства. Структура получилась компактной – сегодня в новом министерстве два департамента и два управления. Оптимизация коснулась и заработной платы, естественно.
– Про ваши творческие планы мы спрашивать не будем, сформулируем вопрос несколько иначе. На ваш взгляд, какие главные проблемы сегодня приходится решать омской промышленности и какое место в их решении будет занимать минпром?
– Промышленность – она живет той же жизнью, что и вся страна. Я недавно был на слушаниях в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, посвященных теме реиндустриализации. Проводил эти слушания Совет Федерации Федерального собрания РФ, участвовали отраслевые министерства, эксперты. Ситуация в российской промышленности непростая. Если все развитые страны перемещали свои обрабатывающие производства в Китай и в страны Юго-Восточной Азии, то Россия никуда ничего не перемещала, она просто уходила с этого рынка. Сегодня доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны – всего 26%. И сегодня перед всей страной стоит большая задача по техническому перевооружению, по увеличению доли обрабатывающих отраслей, по переводу промышленности на новые технологии. Мне, кстати, было приятно, когда на этих слушаниях в качестве примера приводили Омскую область. В валовом региональном продукте Омской области доля обрабатывающих отраслей по-прежнему высокая – порядка 38%. Это второй показатель в стране. Приводили в пример и ряд омских предприятий, которые, несмотря на сложные годы, смогли провести техническое перевооружение. В частности, речь шла о ПО «Полет», которое наладило производство универсальных ракетных модулей для ракеты-носителя «Ангара». Этой ракетой, как вы знаете, гордится сегодня вся Россия. И я удивляюсь, почему омичи не гордятся Омском, не гордятся своей промышленностью. С этим мнением, которое укрепилось в массовом сознании, что в Омске все разрушено и ничего не производится, – я категорически не согласен. Омск сегодня находится на пятом месте среди российских промышленных центров.
– По большому счету ситуация в ПО «Полет» и в ОАО «Омсктрансмаш» от омского минпрома никак не зависит. Там все происходит по воле федерального центра. И все свои программы они выполнят и без минпрома. Не совсем понятна тогда роль регионального правительства...
– Эти предприятия не в вакууме работают. Они работают в конкретном регионе. И люди, которые трудятся на этих предприятиях, живут в Омске. Пользуются всей инфраструктурой региона. Поэтому все вертикально-интегрированные структуры заинтересованы в сотрудничестве с регионами. Уже в этом году у омского губернатора было две встречи с генеральным директором ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» Андреем КАЛИНОВСКИМ. И на последней встрече предприятие озвучило свою заинтересованность в подписании отдельного соглашения с регионом о социально-экономическом развитии ПО «Полет». Мы находим точки соприкосновения и в вопросах подготовки кадров. По кадрам сейчас готовится отдельная программа, для реализации которой будет создан консорциум учебных заведений и промышленных предприятий. Региону это тоже выгодно. Увеличивая количество рабочих мест, мы получаем дополнительные налоги.
– А будут эти дополнительные налоги?
– Конечно. Это тоже вброс, что все отсюда якобы увозится. Процесс вхождение омских предприятий в вертикально-интегрированные структуры в какой-то мере стал благом и для региона. В итоге все предприятия обеспечены не только государственным оборонным заказом, но и заказами по импортозамещению в рамках холдингов. Импортозамещением наши омские предприятия занимаются очень активно – «Высокие технологии», МашКБ, МоторКБ.
– То есть у омской «оборонки» все отлично?
–У той части омской промышленности, которую принято называть «оборонкой», да, ситуация благоприятная. Начиная с 2001 года оборонная промышленность стабильно растет. Предприятия «оборонки» участвуют в пяти федеральных программах. Если сравнивать по показателям – производительность труда, количество работающих, объем выпускаемой продукции, то мы соответствуем всем тем параметрам, о которых говорил президент России. Мы сегодня меньшим количеством работающих производим больший объем продукции, и у нас производительность труда опережает рост заработной платы, хотя зарплата с 2001 года тоже серьезно выросла. Сегодня на одном из омских предприятий средняя зарплата выросла уже до 60 тысяч рублей в месяц. ПО «Полет» в этом году поставлена задача перейти рубеж в 30 тысяч рублей по средней зарплате. Омсктрансмаш набрал хороший темп и по производительности труда, и по росту заработной платы. У них очередь стоит на работу устроиться. Сегодня 30% российского рынка магниевого литья занимает Омсктрансмаш. При всем при этом надо понимать, что федеральная госпрограмма вооружений заканчивается в 2020 году, и уже сейчас необходимо готовиться, к тому, что объемы госзаказа могут после этого срока резко упасть. То есть нам нужна альтернативная продукция, чтобы мы не столкнулись с тем, что происходило в 90-х, когда оборонные предприятия изготавливали чуть ли не кастрюли.
– Помнится, территория Омсктрансмаша тогда была чуть ли не заставлена гигантскими бутылкомоечными машинами, которые не нашли спроса. Входит ли в сферу интересов минпрома легкая промышленность Омска? Раньше предприятий было много, они хорошо работали, а сегодня от некоторых и воспоминаний не осталось...
– В легкой промышленности проблемы в большинстве такие же, как в обрабатывающих отраслях. Им также требуется техническое перевооружение, они также испытывают нехватку оборотных средств и высококвалифицированных кадров. Причем если крупные предприятия, как мы уже говорили, финансируются очень часто через вертикально-интегрированные структуры, то средним и малым предприятиям легкой промышленности остается только кредитование под 20% в коммерческих банках. Естественно, этим предприятиям нужно помогать. И мы от них не собираемся открещиваться.
– Носки китайские действительно в Омской области производятся или хитрые китайцы делают носки у себя, а этикетки лепят здесь?
– Носки действительно производят. Есть даже две фабрики. Одни начинали с производства сланцев, потом привезли из Китая оборудование для производства носков. У них, кстати, одно время проблема была с сырьем. Не могли найти в России сырья и часть завозили из Китая.
– Сейчас у всех на слуху конфликт между руководителем и работниками областного ОАО «Омский аэропорт». Поскольку ваше министерство будет заниматься теперь всем транспортом, то и проблемы аэропорта будут вашими проблемами. Какие у вас мысли на этот счет?
– На этом участке будет работать мой первый заместитель Михаил ДУБРОВИН, я думаю, он объективно разберется, что происходит в аэропорту и есть ли там действительно угроза безопасности полетов. Когда возникает конфликт на таком предприятии – это очень опасно. А наша задача – чтобы предприятие функционировало безаварийно. Первое правило любого руководителя – находить общий язык с подчиненными. В противном случае это бомба замедленного действия. Мы все помним пример, когда по какой-то необъяснимой причине снегоуборщик во Внуково остался на взлетной полосе и в результате погиб президент одной из крупнейших мировых компаний. Я не сторонник с ходу махать шашкой, да и окончательное решение по руководителю в любом случае будет принимать министерство имущественных отношений, но если такая необходимость есть, то меры нужно принимать.
– Будет ли проводиться аудит в ОАО «Омский аэропорт»?
– Такие решения будет принимать собственник. По формальным показателям, насколько я понимаю, ситуация не выходит за рамки. Резкое снижение показателей в этом году имеет свои причины – это влияние кризиса, который сказывается сегодня на всех отраслях. Что касается сокращений персонала, то оборонная промышленность, если помните, уже пережила аналогичный процесс. Были коллективы по 30 тысяч человек, а сейчас на самых больших предприятиях по 5 тысяч работников. И силами этих 5 тысяч, кстати, производится больше продукции, чем в те времена, когда работали 30 тысяч. Другой технологический уклад, другое оборудование.
– По поводу аэропорта Омск-Федоровка ожидаются какие-нибудь обнадеживающие новости?
– Могу только еще раз сказать про соглашение с Внешэкономбанком. Есть рабочая группа, которая контролирует выполнение всех этапов работ. Сейчас идет согласование рабочей группой аспектов технического задания для подготовки проекта.
– Правительство Омской области запланировало на октябрь первую Международную выставку высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА–Омск–2015». Какие-то планы уже есть?
– Достигнута договоренность, что рамках ВТТА состоится выездное заседание Делового совета по развитию Арктики и Антарктики при Совете Федераций Федерального собрания РФ, на котором с участием потенциальных потребителей продукции состоится обсуждение вопросов участия промышленности Сибири не только в арктических программах, но и в программах развития Крайнего Севера и Дальнего Востока. Буквально вчера мне позвонили и сообщили, что руководством «Норильского никеля» принято решение об участии в нашей выставке.
– Соучредителями ВТТВ-Омск всегда были федеральные структуры. А у ВТТА будет федеральная поддержка?
– У ВТТВ была необходимость в поддержке федеральных структур, поскольку только они обладали правом выдачи разрешений на демонстрацию продукции военного назначения иностранным заказчикам. Нам обязательно нужен был соорганизатор в лице Ростехнологий, Рособоронэкспорта, Минпромторга или Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству. В случае с ВТТА, где будет демонстрироваться гражданская продукция, такой необходимости нет. Выставку поддержит сам Сибирский федеральный округ и Деловой совет по развитию Арктики и Антарктики при Совете Федераций Федерального собрания РФ. Этот орган хорошо известен и в стране, и за ее пределами.
– В этом году на полигоне демонстрации танков уже не будет?
– Танков не будет точно. ВТТА – это гражданская выставка, которая будет проводиться для специалистов. Но от идеи демонстрации техники мы тоже не отказываемся. Мы еще подумаем на эту тему.
– Метро и гидроузел теперь тоже будут вашими?
– По поводу метро я могу только повторить за губернатором: все определяется финансированием и ресурсами. Первое, что необходимо сделать, на мой взгляд, завершить строительство двух станций, расположенных в центре города, и провести работы по их консервации. Они сегодня сильно сдерживают развитие транспортной инфраструктуры Левобережья. Проблемы метро и гидроузла, как вы знаете, связаны еще и с банкротством НПО «Мостовик». С этой компанией нужно цивилизованно «развестись».
По поводу гидроузла. На минувшей неделе состоялось заседание экспертного совета при Федеральном агентстве водных ресурсов РФ. В нем участвовал и заместитель председателя правительства Омской области БОНДАРЕВ Игорь Сергеевич. Специалисты, кто занимается этими вопросами, после тщательного рассмотрения приняли решение рекомендовать продолжить строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. По их оценке, в перспективе город не сможет обойтись без этой плотины. Более того, после заседания экспертного совета неосвоенные «Мостовиком» за предыдущие годы средства – порядка 1,4 млрд рублей – было решено перечислить в областной бюджет.
– Какая часть гидроузла уже завершена?
– В данный момент готовность объекта составляет 50%. Построена вся левобережная часть плотины. Если бы «Мостовик» успел установить навесы и экран, который должен быть над плотиной, мы бы уже могли разобрать перемычки и затопить эту часть. А теперь придется ждать, пока определится новый подрядчик строительства гидроузла.
– То есть этим летом строительные работы на плотине вестись не будут?
– Мы сейчас рассматриваем разные варианты. Есть возможность, как говорят специалисты, работать в рамках локальных смет по существующей проектной документации. Но это опять же в том случае, если мы решим вопросы с «Мостовиком». Пока де-юре «Мостовик» остается на объектах, мы не можем даже объявить конкурс, чтобы найти нового подрядчика.
– В прошлом году много было разговоров о том, что омские филиалы НПЦ газотурбостроения «Салют» и ГКНПЦ им. Хруничева станут самостоятельными юридическими лицами, зарегистрированными в Омске. От этой идет отказались?
– Нет, не отказывались. Губернатор обращался с предложением, чтобы омские филиалы НПЦ газотурбостроения «Салют» и ГКНПЦ им. Хруничева были зарегистрированы как дочерние предприятия этих холдингов. Нам направлен ответ за подписью генерального директора корпорации «Ростех» ЧЕМЕЗОВА, что к этому вопросу они вернутся, как только завершится процедура акционирования. Это 2015-2016 годы.
– Пару лет назад «Салют» собирался освободить часть территории ОМО им. Баранова и сконцентрироваться на меньших площадях. Не получилось?
– Почему? Предприятие продолжает реализовывать свой план реорганизации, которым предусмотрено в том числе высвобождение части территории. ПО «Полет», кстати, тоже будет освобождать территорию, которая вдоль улицы Богдана Хмельницкого. И для Омсктрансмаша, у которого есть большие незадействованные площади, бронетанковый холдинг «Уралвагонзавод» разрабатывает планы реорганизации. И это правильный, рациональный подход.
– Все перечисленные вами предприятия не платят налог на землю. Им можно иметь и свободные площади...
– А зачем нужны эти площади, если они не используются? Территория должна работать.
– Что происходит с Омскшиной? Ходят слухи, что у завода большие проблемы и фактически он находится на грани банкротства. Часть территории Омскшины, как говорят, отходит к НПП «Прогресс». Это уже решенный вопрос?
– Нет, вопрос по территории, которая граничит с НПП «Прогресс», и недостроенному корпусу еще не решен. Хотя НПП «Прогресс» действительно заинтересован в площадях. Этот интерес связан с планами по созданию на базе предприятия федерального центра по новым материалам. Эта концепция уже рассмотрена и одобрена Минпромторгом РФ. Процесс уже запущен. Теперь что касается шинного завода. У предприятия есть программа обновления производства, в прошлом году была запущена новая линия в рамках концепции техперевооружения. Есть и проблемы, конечно. Шинная промышленность тесно связана с автомобильной. А сегодня падают объемы производства на автопредприятиях. Это во-первых. Во-вторых, растет импорт дешевой шинной продукции из Китая. Насчет возможного банкротства сказать ничего не могу. Скорей всего, это просто слухи.
– Большие планы были у московского ООО «ГринЛайт», которое выкупило имущественный комплекс обанкротившегося ООО «Омск-Полимер». Ничего не получается или это был очередной прожект? Когда в гостях у «КВ» был Михаил СУТЯГИНСКИЙ, то он говорил, что все оборудование «Омск-Полимера» режут на куски и продают как металлолом.
– Скажем так, компания «ГринЛайт» пока существует. Но те планы, которые эта компания рисовала, не исполняются, к сожалению. Там московские собственники, судя по всему, перекупают друг у друга доли, и больше ничего не происходит.
– Рабочая группа по организации перевозок в районах недавно принимала решение о сокращении на 10% маршрутов. Потом губернатор сказал, что ничего меняться не будет, после чего все окончательно запутались. Так изменится или нет объем перевозок по областным маршрутам?
– В сфере пассажирских перевозок проблем очень много. В том числе есть проблема и с рациональной организацией сети, и с так называемыми нелегальными перевозчиками, которые возят пассажиров без билетов и не платят налоги. Там целый букет проблем, которые нужно решать. Причем решать их нужно одновременно. Были бы деньги – вопросов бы не было. А денег в бюджете, как вы знаете, на все не хватает, поэтому сегодня мы должны определиться с тем, как имеющиеся небольшие ресурсы потратить рационально. И как заинтересовать в решении транспортных проблем глав муниципальных районов.
– Как планируете сохранять электрички?
– Сегодня, к счастью, есть предложения на уровне Российской Федерации, как облегчить нагрузку на региональные бюджеты. В частности, предлагается ввести нулевой НДС. Но вообще ООО «ОмскПригород» работает. Омское предприятие сегодня в числе лидеров среди всех российских предприятий, занимающихся пригородными перевозками. Все направления нам удалось сохранить. Хотя определенная оптимизация тоже проводилась, насколько я знаю. Сокращались и рейсы, и количество вагонов.
– Спасибо, Виктор Иванович, что приняли наше приглашение на чай. Успехов вам и вашему министерству.