Вадим ЧЕЧЕНКО: «Корпорация развития станет управляющей компанией для Фонда поддержки предпринимательства и для бизнес-инкубатора»

Дата публикации: 04 марта 2015

Министр экономики Омской области Вадим ЧЕЧЕНКО 26 февраля побывал на кухонных посиделках в «Коммерческих вестях» и ответил на многочисленные вопросы творческого коллектива редакции. Вадим Александрович рассказал о плане антикризисных мероприятий, разработанном региональным правительством, о тех мерах, которые министерство принимает для сдерживания цен в области. Любопытные моменты этой беседы записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.

Правительством Омской области разработан антикризисный план. Расскажите, в чем этот план заключается.

– Официально документ называется так: «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Омской области в 2015 году и 2016 – 2017 годах». Это те мероприятия, которые позволят произвести модернизацию экономики с учетом сегодняшних обстоятельств. Комиссия, созданная для разработки и реализации плана, ставит перед собой практические цели – повышение доходов, сокращение расходов, повышение эффективности расходов. План состоит из 44 мероприятий, сгруппированных по таким направлениям, как поддержка среднего и малого бизнеса, импортозамещение, увеличение доходов бюджета, оптимизация расходов, обеспечение социальной стабильности – занятости населения, социальной поддержки граждан.

Каковы основные мероприятия этого плана?

Во-первых, хочу сказать, что в настоящих условиях мы не предполагаем снижать объем поддержки малого и среднего бизнеса, более того, этот объем может быть увеличен. Минэкономики будет вводить новые формы поддержки и корректировать существующие. Например, мы сделаем одним из условий получения субсидии увеличение средней зарплаты по предприятию, что сократит сегмент «серых» зарплат и, соответственно, увеличит доходы бюджета. Востребованной инициативой наверняка станет предоставление субсидий на компенсацию затрат по сертификации продукции для получения возможности поставок стратегическим акционерным обществам.Такие предприятия, как Газпром или Роснефть, закупают продукцию, сертифицированную только по определенным стандартам. Не обладая нужной сертификацией, товаропроизводители не имеют возможности участвовать в конкурсах на поставку. Своей инициативой мы даем возможность малому и среднему бизнесу увеличить сбыт продукции за счет поставок нашим стратегическим корпорациям.

В сфере оптимизации расходов мы осуществляем сокращение расходов бюджета, в том числе сокращение зарплат госслужащих на 5%, сокращение численности работников органов госвласти. Сокращение расходов будет предусмотрено уже мартовскими изменениями в региональный бюджет.

Минэкономом совместно с минфином проводятся мероприятия по доработке методики определения эффективности расходов. Будет осуществлена приоретизация мероприятий государственных программ в целях перераспределения объемов финансирования на наиболее эффективные направления. Эта работа – по определению эффективности тех или иных расходов – будет проводиться уже при формировании бюджета на 2016 год.

В плане первоочередных мероприятий предусматриваются также меры по развитию импортозамещения. Мы видим решение этих вопросов во взаимодействии с крупными предприятиями, построенном на оказании поддержки в модернизации производств. У нас есть положительный опыт сотрудничества с «Полетом», «Высокими технологиями». На омском нефтезаводе сейчас идет серьезная модернизация, в том числе благодаря соглашению, подписанному губернатором в сентябре прошлого года с руководством «Газпром нефти». За 2014 год в завод вложено порядка 9 млрд рублей. Одним из результатов модернизации стало то, что на омском нефтезаводе освоен выпуск катализаторов крекинга – российской разработки. Теперь перед нами стоит масштабная задача – создать условия для расширения производства, чтобы обеспечить импортозамещение катализаторов в общероссийском масштабе.

Как сокращение расходов на госслужащих и сокращение штатов коснулось собственно минэкономики?

– Мы отказываемся от 10 штатных единиц. Это помимо того, что 19 человек – специалисты департамента промышленности – в полном составе уйдут в минпром, который создается с 12 марта. Расходы также будут сокращены, на 5% сокращен фонд зарплаты. У меня до сих пор есть вакансии трех начальников управлений, и я не могу найти людей. Четыре кандидата было, ни один не согласился работать за такие деньги.

– С того времени, как Виктор Иванович пришел на пост губернатора, вы уже четвертый министр экономики. Все ваши предшественники сидели у нас «на кухне» вот на этом же месте, где вы сейчас, и все рассказывали о перспективных планах. Которые не осуществились. Не чувствуете над собой дамоклова меча? Какие слабые точки были у ваших предшественников?

– У любого руководителя есть сильные и слабые стороны. Что ТРИППЕЛЬ, что ВЫСОЦКИЙ, что ТРЕТЬЯКОВ, на мой взгляд, обладали необходимыми для этой должности качествами. Те наработки, которые сейчас реализуются, были подготовлены в том числе и предыдущими министрами. Например, проект ИТ-парка, который под Новый год удалось сдвинуть с мертвой точки. Мы зарегистрировали сделку по приобретению здания для ИТ-парка на проспекте Комарова буквально «на флажке», 31 декабря за несколько часов до Нового года.

– И за сколько его купили? У кого оно в собственности?

– Отдали 75 млн рублей, в этом году необходимо еще 25 млн отдать, и еще 50 млн в течение пяти-семи лет, за счет операционной деятельности. Организовывать работу ИТ-парка будет Фонд поддержки предпринимательства, в его собственности сейчас находится и здание. На данный момент уже подобраны 40% резидентов.

Концепция ИТ-парка дорабатывается, причем минэконом рассматривает две модели – создать управляющую компанию или пойти по пути самоорганизации резидентов. Пока мы не определились, какая модель будет лучше и насколько необходимо туда входить областным структурам. Я сторонник того, что, помогая бизнесу, нужно не навредить. Для нормального развития проекта должны работать именно экономические рычаги.

– Президент РФ озвучил, что в ближайшее время появится в России около 30 площадок, на которых бизнес получит различные льготы. Будет ли Омск такую площадку иметь?

– Вы, судя по всему, подразумеваете создание свободных экономических зон (СЭЗ). Бизнес в такой зоне может получить нулевую ставку по налогу на прибыль, и – самое главное – право на снижение таможенных пошлин на ввоз оборудования. Для инвестора последнее крайне важно, потому что при реализации инвестпроектов, как правило, значительна доля импортного оборудования.

Мы, безусловно, будем претендовать на создание в регионе свободной экономической зоны, но, к сожалению, во всех инициативах Федерации Сибирь на карте России отсутствует. Ставка делается на развитие Дальнего Востока, юга России. Да, существует отдельная программа развития Сибири, но в реальных федеральных проектах она пока почти не выражается.

Процедура создания СЭЗ непростая. Тюмень пыталась ввести такую зону под один масштабный проект, но даже у них пока не получилось. И это при том, что Тюмень занимает 4-е место в стране по объему инвестиций.

– На каком этапе находится у нас создание индустриальных парков, о которых на протяжении ряда лет говорят?

– На сегодня у нас планируется два индустриальных парка. По одному из них мы буквально на прошлой неделе получили, наконец, земельный участок в поселке Солнечном, порядка 230 га. Проект будет называться «Индустриальный парк «Солнечный», оператором площадки является Корпорация развития Омской области. Сейчас минэкономики заканчивает разработку концепции этого парка, определяет якорных резидентов. Будем заявляться в этом году на федеральное финансирование. По этому проекту сейчас предлагаются очень привлекательные условия субсидирования: 93% дает Федерация и только 7% – субъект. В итоге мы рассчитываем привлечь на инфраструктуру до 300 млн рублей федеральных средств. Придется оперативно над этим работать – долго решался вопрос с землей, и времени у нас осталось совсем мало.

Второй индустриальный парк мы рассчитываем открыть в районе завода «Полиом». Там также пока есть проблемы с оформлением земли, но площадка интересная. Парк будет привязан к двум якорным производствам – действующему «Полиому» и находящемуся в стадии строительства «Биокомплексу». Как раз эту площадку, на наш взгляд, и можно заявить под свободную экономическую зону, ведь только в «Биокомплекс» предполагаются инвестиции на уровне 40 млрд рублей.

– Каково ваше восприятие тех событий, которые сейчас происходят в аэропорту Омск – Центральный?

– Сегодня новый руководитель аэропорта пытается оптимизировать структуру предприятия с учетом требований современного менеджмента. Любая оптимизация сопряжена с социальным недовольством, независимо от того, как действует руководитель. С одной стороны, вроде бы и до этого аэропорт неплохо работал, с другой стороны – проблема аэропорта в том, что ряд показателей, такие, как скорость обслуживания авиакомпаний, не позволяет претендовать на увеличение количества рейсов. Именно по этим причинам и началась оптимизация. Если все правильно сделать, это приведет к улучшению показателей. Но никто не отменял и разумность подхода. Аэропорт не овощехранилище, и если будут допущены какие-то ошибки, может возникнуть и снижение квалификации персонала, и, не дай бог, какие-то вопросы по безопасности. В любом случае, по поручению губернатора уже проводится компетентная проверка, по результатам которой и будет сделана объективная оценка деятельности руководства аэропорта.

– Вопрос о росте цен. Минэкономики определенные меры предпринимает по этому направлению, но все же какова здесь ситуация, как-то реально можно на нее повлиять?

– Я на самом деле рыночник и уверен, что директивные меры если и должны присутствовать, то в ограниченном количестве. Сама идея искусственного замораживания цен противоречит законам развития экономики и может в перспективе серьезно навредить не только бизнесу, но и жителям региона.

Объективные причины роста цен, конечно, есть. Это в первую очередь волатильность рубля и сезонность. С этим, например, связан рост на 30% цены на белокочанную капусту. Но есть и необъективные, и наша задача – их выявить. По направлению контроля за ростом цен организована масштабная работа, мы сами ведем мониторинг, граждане постоянно звонят нам на «горячую линию», еженедельно предоставляют информацию муниципалитеты. Необоснованный рост цен можно попытаться подогнать под тему кризиса – такие факты уже зафиксированы министерством.

У минэкономики, напомню, нет прямых рычагов воздействия на производителей, оптовиков и розницу. Все рычаги у прокуратуры и антимонопольной службы, и мы с ними активно взаимодействуем. Если мы видим, что по тому или иному продукту пошла серьезная динамика роста, сообщаем в УФАС. Так, по сахару мы хорошо отработали, и со дня на день УФАС будет вынесено решение в отношении поставщиков, допустивших нарушение.

– А вы можете предложить производителям, поставщикам, сдерживающим цены, какую-то «морковку» впереди?

– У нас нет права вводить какие-то прямые ограничения цен и даже ограничение торговых надбавок. Мы нашли другое решение – обратились ко всем крупным розничным сетям, предложив организовать акцию «Держим цены!». Суть акции в том, что на определенную группу товаров сеть устанавливает надбавку не более 10%, поставщики тоже снижают свою надбавку, и фактически получается низкая цена на продукт по всему городу. Первым откликнулся «Холидей», который выразил готовность ограничить надбавку, он привлек и своих поставщиков, они на это согласились, мы пообещали населению об этом рассказать. Сегодня согласилась подключиться к акции и сеть компании «Формат» – это супермаркеты «Победа» и «Еда». В итоге это выгодно и сетям, к которым пойдет покупатель, и населению.

– Что будет сделано в рамках плана на 2015 год не в части сокращения расходов, а в части развития? Или развиваться в таких условиях невозможно?

– Развиваться можно при любых условиях, как при благоприятных, так и при неблагоприятных. Важно, чтобы был стимул к развитию и желание. В нынешней сложной ситуации надо проблемы решать, а не уходить от них. Важно делать ставку на экспортоориентированные предприятия, поскольку падение национальной валюты создает благоприятные условия как раз для конкуренции на внешнем рынке. Да, усугубилась проблема с инвестициями, кредиты невыгодно брать при высоких процентных ставках. Но инвестиции все равно есть, пусть и не западные, а восточные. Для нас на самом деле не важно, откуда деньги идут, в хорошем смысле этого слова.

Есть инвесторы, которые готовы вкладывать в развитие производства в Омской области. Но для большинства из них важна не столько финансовая поддержка, сколько отсутствие административных барьеров. Во многих регионах этот запрос бизнеса уже поняли. Та же Тюмень, например, начала работу по снятию административных барьеров еще в начале нулевых. Нам тоже надо это делать, ведь снимать барьеры по оформлению земли, по подключению к сетям, выдаче техусловий можно при любом курсе рубля и любой цене на нефть. Такую задачу поставил перед правительством и министерством экономики губернатор.

– Вы затронули тему административных барьеров. Ведь возникают они и из-за наличия коррупционных схем: справку, которая готовится месяц, можно получить и за три дня, заплатив кому надо.

– Коррупция – это болезнь общества в целом, не только чиновников, но и тех людей, которые эти взятки дают. Это системная проблема, и решать ее нужно комплексно.

Недобросовестный чиновник, беря взятку, все равно решает вопрос в основном, так сказать, легальным путем. В большинстве случаев есть законные возможности сократить сроки прохождения документов. И чиновник, разбирающийся во всех тонкостях регламентов, попросту использует эти исключительные случаи, когда ему необходимо ускорить процесс. Получается, что бизнесмену на поверку предъявляют средние либо длинные пути решения вопросов. И только за вознаграждение – короткие.

Как бороться с коррупцией? Нужно четко разобрать регламенты, понять, как проходят эти процессы, и легализовать данные схемы во взаимодействии с административными структурами. Поправить законодательство, где это возможно.

– Как вы видите эту борьбу с барьерами на практике? Вы же не можете вмешиваться в работу контрольно-надзорных органов, например, или нарушать регламенты.

– В большинстве нормативных актов есть определенные «вилки», и можно выбрать оптимальные пути. Надо определить проблемные места и предложить варианты, как законным путем сократить сроки прохождения тех или иных процедур. Планируется, что в ближайшее время в правительстве будет утверждена проектная группа, на ее базе будут решаться два вопроса – по оформлению земли и по подключениям к коммуникациям. Для работы будут привлечены эксперты, те, кто непосредственно этим занимается.

– Один знакомый застройщик говорил нам недавно, что в Омске он сделает свой последний проект и из города уйдет, потому что в той же Тюмени он проходит на прием к любому чиновнику без вопросов, доступность власти полная, и все договоренности соблюдаются, а здесь ничего этого нет.

– Никто не отрицает, что такая проблема есть. Чтобы улучшить взаимодействие с бизнесом, сейчас мы перестраиваем свои структуры. Нам нужен четкий алгоритм, чтобы работа с инвесторами была отточена до мелочей и никаких лишних вопросов не возникало.

Мой подход: посмотреть сначала то, что у нас уже создано, почему не работает. Зачастую вместо того, чтобы плодить новые структуры, легче, дешевле и быстрее наладить эффективную работу уже существующих механизмов.

Корпорацию развития Омской области не пинал только ленивый, и вопросов к ней действительно много. Тем не менее основная проблема в том, что нет четких механизмов взаимодействия Корпорации с госструктурами и бизнесом. Поэтому мы перестраиваем структуру корпорации, оптимизируем ее с точки зрения затрат, и, самое главное, мы пропишем регламенты, кто за что должен отвечать, чтобы, если инвестор что-то не получил, было понятно, кто недоработал. Немаловажную роль играет и система мотивации специалистов. Принято решение сократить количество сотрудников корпорации в соответствии с действующей нагрузкой. Структура была сформирована, что называется, на перспективу, но с такой большой нагрузкой ни дня не работала. Сейчас модель будет рабочая, а штат если и будет увеличиваться, то только с увеличением нагрузки. Мы собираемся более гибко организовать расчет заработной платы. Базовые ставки будут невысокие, а бонусы выплачиваться только за реально достигнутые результаты.

Помимо Корпорации развития, напомню, у нас есть Фонд поддержки и развития малого предпринимательства, есть бизнес-инкубатор, к работе которого тоже накопилось много вопросов. Мы хотим поменять структуру: корпорация станет управляющей компаний для фонда и для бизнес-инкубатора. Таким образом, уже по 2015 году затраты на содержание этих трех учреждений сократятся более чем в два раза, а со следующего года мы планируем вывести их на самоокупаемость.

В бизнес-инкубаторе в феврале был запущен центр прототипирования. Сейчас главное – вывести центр на ритмичную работу. Он должен приносить реальную пользу для омских предприятий – создавать новые модели и техпроцессы для изготовления сложных деталей и промышленной оснастки. Запущенная в центре установка по спеканию металлических порошков по-своему уникальна – она единственная за Уралом. Поэтому мы можем максимально быстро помогать омским промышленным предприятиям внедрять в производство самые современные и качественные комплектующие.

– Раньше, при ШРЕЙДЕРЕ и ПОЛЕЖАЕВЕ, были комиссии по зарплатам, на которых предприятия, где средняя зарплата была меньше общеотраслевой, песочили.

– Если вы имеете в виду комиссию по увеличению поступления доходов в бюджет, то она работает и сейчас. Она объединена с комиссией по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций Омской области. Такое слияние оправданно – если по каждому вопросу создавать отдельную комиссию, их будет больше, чем людей в правительстве.

Объединенную комиссию возглавляет зампредседателя правительства Игорь Сергеевич БОНДАРЕВ. Там обсуждаются практические вопросы, и один из ключевых – по легализации бизнеса и противодействию теневой экономике. Сейчас очень остро стоит проблема с нелегальными перевозчиками. Выясняется, что надзорные органы поодиночке ничего сделать не могут: один не имеет права остановить маршрутку, чтобы посмотреть документы на осуществление пассажирских перевозок, другой может останавливать маршрутку, но не имеет права смотреть документы, и так далее. В рамках комиссии надзорные органы договорились об организации совместных рейдов. Конечно, каждого недобросовестного маршрутчика догнать нельзя, но если правильно подать точечные результаты работы в СМИ, кто-то, может, и испугается нарушать, а общественность в целом поймет, кто их на самом деле возит.

Но только силовыми методами вопрос легализации теневой экономики мы решить не сможем. Любую проблему, связанную с экономикой, нужно решать в первую очередь экономическими методами. Такое понимание на сегодняшний день есть не только у меня, но и у большинства членов комиссии.

Самый напрашивающийся метод борьбы с теневой экономикой: прилагая титанические усилия, людские и финансовые ресурсы, попытаться сломать уже сложившуюся систему. Но я глубоко убежден, что нам нужно в первую очередь создать экономические предпосылки для легализации теневого бизнеса. Создать нужный вектор движения: с одной стороны на теневую экономику давят надзорные органы, с другой – идет встречное предложение, например, оправданное смягчение по налогам.

Знаете, как говорит Герман ГРЕФ: когда разрабатывают новый самолет или космический шаттл, руководствуются законами аэродинамики, иначе не полетит. Но почему-то зачастую когда пытаются провести какие-то решения в области экономики, то законы экономики, которые тоже существуют, никто не уважает и в расчет не берет.

Любые проблемы – будь то коррупция, будь то теневая экономика или рост цен, нужно решать прежде всего экономическими методами.

– Вадим Александрович, как вы себя ощущаете в новой должности? Вы чем должны руководить, на ваш взгляд, экономикой региона или экономическим развитием?

– Экономическим развитием. Но надо понимать, что без отчетов и бумажек тоже не обойтись. Например, есть определенные запросы из федеральных органов, которые тоже нужно выполнять, отчетность и различные мониторинги. У нас раньше был крен то в одну, то в другую сторону. Сначала в отчеты, и с развитием были проблемы. А когда крен был в развитие, так вышло, что были допущены серьезные послабления в организации работы, и некоторые процессы встали. Так что необходимо и тем и другим заниматься. Губернатор передо мной так и ставил задачу – заниматься и реализацией Стратегии развития региона, и привлечением инвестиций, но вместе с тем разобраться с межотраслевыми процессами. Последнее – достаточно рутинная работа, но хороший продукт может вырасти только в хорошо возделанной почве.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/mart/-8/vadim-chechenko-