Об этом заявил в Омске представитель Минэкономразвития РФ. В Минэкономики Омской области тем временем фиксируют отток специалистов и падение интереса к закупкам у бизнеса, а в Омском УФАС — огромный рост количества нарушений
5 марта в Омске открылся "Большой сибирский конгресс участников госзаказа 2015". Весь день предприниматели, чиновники и эксперты в области госзакупок из Сибири и обеих столиц обсуждали законодательные новшества и перспективы контрактной системы, делились наболевшим и опытом решения проблем, а также знакомились с судебной практикой неисполнения обязательств в сфере госзаказа. Организаторами встречи выступили правительство Омской области, РОО Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» и ООО «Региональная группа снабжения».
Закон — хороший
Говоря о Федеральном законе № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", первый заместитель председателя правительства Омской области Вячеслав СИНЮГИН заметил, что после года его реализации уже можно подводить предварительные итоги.
— В силу моей предыдущей работы мне довелось участвовать в качестве эксперта при подготовке закона о федеральной контрактной системе. Мы достаточно бурно обсуждали его в стенах Государственной думы с участием ключевых экономических ведомств, — рассказал Вячеслав СИНЮГИН. - Есть разные оценки: что закон решил одни проблемы, но создал другие, что достаточно много новых процедур появилось в процессе его реализации. Я думаю, сегодня у нас есть хорошая возможность обсудить первые итоги этого закона и выработать рекомендации, которые касаются как улучшения практик, так и уточнения подзаконных актов, а в будущем, возможно, и отдельных положений закона.
Заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Алексей ГАЛКИН заявил, что первый год работы 44-ФЗ говорит о "положительных результатах его применения".
— В 2013 году и в начале прошлого года вы, должно быть, слышали прогнозы о том, что 44-ФЗ не даст той экономии, которая была при 94-ФЗ, — обратился г-н ГАЛКИН к собравшимся. — Так вот, статистика, которая уже официально есть, свидетельствует о том, что экономия возросла на 50%, и в рублевом эквиваленте выросла с 400 млрд рублей по итогам 2013 года до практически 900 млрд рублей по итогам 2014 года. Видите, все те инсинуации, которые звучали в прессе по поводу того, что 44-ФЗ — неэффективный, трудный и не будет приносить такого положительного эффекта, были необоснованны.
Оценим в 2017-м
Федеральный чиновник рассказал о планах Минэкономразвития перевести все контрактные процедуры из бумажного в электронный формат, что должно упростить жизнь и заказчикам, и поставщикам. Это, по его словам, будет сделано уже в 2015 году,"если позволит время и депутаты Госдумы". Окончательно довести до ума контрактную систему планируется в 2017 году.
— Сейчас мы имеем только каркас контрактной системы, так как еще не запущена единая информационная система, не загружен каталог товаров, работ и услуг, не введено планирование закупок, которое позволит делать более детальные планы закупок на три года. Когда все это запустится, можно будет говорить о том, что контрактная система введена в эксплуатацию, и можно будет оценить, эффективна ли она либо неэффективна.
По данным Алексея ГАЛКИНА, контрактная система регулирует порядка 25% ВВП страны, и в сложных экономических ситуациях, аналогичных сегодняшней, является "самым действенным и быстрым" механизмом перенаправления денежных потоков на поддержку отечественного малого бизнеса.
С изменением условий участия в госзаказе субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ число заключенных с ними прямых контрактов, по статистике Минэкономразвития, выросло на 60%, принеся малому предпринимательству 350 млрд рублей.
– Не меньшую сумму, по нашим оценкам, составляют субподряды с малым бизнесом, — сказал г-н ГАЛКИН, добавив, что постановление о поддержке малого бизнеса в рамках 223-ФЗ также уже принято.
УФАС не приветствует опыты на детях
О проблемах в системе госзакупок первым заговорил руководитель Омского УФАС России Сергей СУМЕНКОВ. За годы работы в этой сфере антимонопольная служба получила серьезный опыт, который в последнее время стал накапливаться в геометрической прогрессии. Если в 2007 году по 94-ФЗ местным участникам госзаказа было выдано 41 предписание, то в 2013 году по тому же закону — 300, а в 2014 год, уже по 44-ФЗ — 1300 предписаний. "В первую очередь, мы видим большие проблемы у заказчиков, — сказал Сергей СУМЕНКОВ. — Нам было бы изумительно приятно, если бы и уровень жалоб, и уровень выданных предписаний снизился. Это и нам бы облегчило работу. Не будучи загруженными этой работой, мы занимались бы другими делами, а они у нас, поверьте, тоже есть».
Он понимает, что решение проблем, связанных с резким переходом с 94-го на 44-ФЗ и изданием множества подзаконных актов, потребует времени, потраченного на изучение и отработку правоприменения. Сейчас учреждения образования и здравоохранения, по словам главы УФАС, с большим трудом находят персонал для работы в контрактной системе. "Если в медицинских учреждениях еще побольше персонала, то представьте себе школу или детский садик, где нужно найти профессионального контрактного управляющего при минимальном штабе, чтобы он всей этой техникой овладел", — замечает Сергей СУМЕНКОВ. Действующая практика объединения госзакупок с назначением уполномоченных органов на более высоком уровне не отменяет трудностей, возникающих при приемке товара заказчиком.
— Ну, хорошо, разместили качественно госзаказ, пошло его исполнение. Начинается проблема при приемке товаров. Возьмем те же детские садики. Какой персонал в садике может квалифицированно принять, к примеру, мясо для питания детей? Некоторые участники, выигравшие заказ, недобросовестно поставляют некачественный товар. Процедуры экспертизы при приемке достаточно сложны и не отработаны. Сам персонал детского садика не может в них разобраться. Некачественный товар выявляется в виде случаев попадания детей в больницу и так далее. Тогда начинается разбирательство: что же на самом деле поставили в детский садик?
Участников госзаказа руководитель УФАС похвалил, сказав, что, в отличие от заказчиков, они быстрее овладевают изменениями в законодательстве и более обоснованно предъявляют свои претензии, что зачастую позволяет предотвратить нарушения.
60 млрд рублей работали на банки
Об идеях совершенствования системы госзакупок рассказывал Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ — первый заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Менять необходимо многое, в частности, предъявляемые к участникам требования по обеспечению исполнения контрактных обязательств. Проанализировав данные электронных площадок, эксперты пришли к выводу, что в 2014 году для участия в госзакупках бизнесу пришлось вывести из производства и разместить на счетах порядка 60 млрд рублей.
-Мы сформировали рабочую группу по разработке механизмов финансового обеспечения контрактных обязательств — банковских гарантий поставщикам товаров, работ и услуг, — рассказал Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ. — Такая работа была выполнена. В целях реализации решения была разработана концепция антикризисной программы "Территория бизнеса-2015", одной из целей которой стало решение вопросов по созданию комфортных условий для участия в госконтракте, в том числе, по 223-ФЗ.
Сами заказывайте и сами исполняйте
Замминистра экономики Омской области Ольга ШИПИТЬКО рассказала, что по итогам 2014 года совокупный объем закупок для нужд Омской области составил 30 млрд рублей, из которых 15,5 млрд приходится на государственные закупки и более 14 млрд рублей — на муниципальные. Всего заказчиков в Омской области более 1,6 тысячи, поставщиков, подрядчиков и исполнителей — более 3,5 тысячи. Более 80% контрактов заключается путем проведения закупок конкурентными способами. В 2014 году эффективность, по данным регионального минэкономики, составила 11,8%, а общая экономия бюджетных средств за счет снижения первоначальных цен госконтрактов — 1,7 млрд рублей.
— Проблемы в нашем регионе не исключительны и понятны всем участникам госзакупок. Прежде всего это кадровые проблемы. По 44-ФЗ работают 1600 заказчиков, а закон обязывает каждого из них создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Все сотрудники должны не только получить соответствующее образование, но и нести персональную ответственность за результат закупок, — сказала Ольга ШИПИТЬКО. — На сегодня в Омской области обучено порядка 3,5 тысячи специалистов, выполняющих соответствующую функцию, но появилась другая проблема: получив представление об огромном объеме работы и возникающем с новым законом грузом личной ответственности, обученные сотрудники начали увольняться. Зарплата работников бюджетных и казенных учреждений несопоставима с административными штрафами в 30-50 тысяч за некорректное исполнение закона.
В отличие от главы УФАС представитель минэкономики предпринимателей не похвалила. Их "неготовность или нежелание узнавать о новых правилах участия в госзакупках" привели к тому, что заявки стали массово отклоняться из-за неправильного оформления. Более 20% контрактов в прошлом году было заключено по итогам несостоявшихся конкурентных процедур.
-О снижении активности участия в закупках говорят цифры. В 2014 году уровень конкуренции среди участников закупок снизился по государственным заказчикам с 4 до 3, по муниципальным — до двух, — доложила Ольга ШИПИТЬКО.
Добрые намерения
После пленарной части Алексей ГАЛКИН рассказал журналистам, что Минэкономразвития готовит в 2015 году послабления для малого бизнеса.
— Так как самая большая проблема у субъектов малого бизнеса — это недостаток оборотных средств, многие из них не идут на госзаказ. Поэтому мы хотим внести в закон или подзаконные акты поправки, которые понизят требования к малому бизнесу по обеспечению контрактов либо вообще их отменят, — рассказал он.
-Это было бы здорово, — поддержал депутат Заксобрания Омской области Вадим МОРОЗОВ. — Предпринимателям приходится отвлекать от оборота деньги. Мало того что их невозможно спокойно взять в кредитных организациях в силу, опять же, специфики 2015 года, — эта возможность ограничена изначально. Чтобы предприятие развивалось, будет лучше, если средства останутся в производстве.