«Мы котята слепые в этой ситуации»

Дата публикации: 11 марта 2015

Работники «Омского аэропорта» рассказали министру СОБОЛЕВУ и его заместителю СОЛОВЬЕВУ, что оптимизирует и на чем не экономит их гендиректор ТИТАРЕВ

3 марта в административном здании ОАО «Омский аэропорт» сотрудники предприятия (по несколько человек от каждой службы) встретились с министром имущественных Омской области Виктором СОБОЛЕВЫМ и его заместителем, председателем совета директоров акционерного общества Аркадием СОЛОВЬЕВЫМ. Самого Виктора ТИТАРЕВА на встрече не было, от руководства был финансовый директор-главный бухгалтер Виктор СМЫКОВ.  Поводом для собрания, проведенного по поручению губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА, стали коллективные обращения к нему и к Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ работников ОАО «Омский аэропорт», возмущенных управленческой политикой гендиректора Виктора ТИТАРЕВА, который руководит организацией с конца 2013 года. Под более ранним обращением к ПУТИНУ, напомним, стояло 84 подписи. Под письмом в адрес НАЗАРОВА к моменту встречи подписались уже 422 работника. В зале присутствовали и те, кто оставляли свои подписи под обращениями, и те, кто поддерживает его авторов устно, а также сотрудники, категорически с ними не согласные.

Директора видят только по телевизору

Виктор СОБОЛЕВ сказал, что цель их визита – не оправдать или, наоборот, очернить кого-то, а выяснить конкретные причины сложившейся ситуации – «разложить по полочкам все претензии, понять, реальные они или выдуманные, и попытаться докопаться до истины». За предшествующие собранию полторы недели министр и его зам уже встречались с бывшими и нынешними работниками предприятия, а также «теми, кто там никогда не работал, но каким-то образом с аэропортом связан».

– За время правления г-на ТИТАРЕВА я его видел только на фотографиях и по телевизору, – сообщил один из сотрудников. – Кто-то видел ТИТАРЕВА на реактивной стоянке? (никто из присутствующих не отозвался. – И.Б.).Если старые директора приходили, спрашивали, разговаривали, советовали, что-то доводили до людей, то сейчас до нас никто ничего не доносит. Нам вменяют какие-то обязанности, а на основании чего, для чего и из-за чего – мы не знаем.

Когда кто-то из работников сказал, что их рапорты начальству остаются безответными, начальник отдела корпоративной культуры и внешних коммуникаций ОАО «Омский аэропорт» Елена ШТЕЙНБРЕХЕР возложила ответственность за это на руководителей среднего звена: «Вчера на производственном разборе руководителя службы спрашивали, поступали ли ему обращения от работников. Он сказал, что у него было два письма. Его напрямую спросили, почему он с этими письмами не пришел к генеральному директору».

Начальник одной из служб на это заявил, что между ним и гендиректором уже почти год стоит бизнес-тренер Филипп  МУРАШОВ, а все указы, в том числе судьбоносные, принимаются без консультаций с их будущими исполнителями.

– Июнь месяц. Я нахожусь в отпуске, – рассказал начальник службы связи аэропорта Сергей ШИНКЕВИЧ. – Меня вызывает главный инженер, теперь уже бывший (Сергей ЗЕЗЮЛЯ. – Прим. «КВ»), и говорит, что его вызвали генеральный директор вместе с главным бухгалтером и сказали ШИНКЕВИЧА уволить. Не объясняя, что и почему. После того как коллектив весь собрался и выступил за меня и главный инженер довел это до генерального директора, меня оставили. Выхожу из отпуска – другое распоряжение: раздел службы и сокращение. Вообще никого не спрашивали, хотя в Положении о службе написано, что начальнику службы представляются предложения как по уменьшению, так и по увеличению штата.

Представление ТИТАРЕВА о представлении прокурора

– Хоть я и не являюсь специалистом в аэропортовой деятельности, но понимаю, что нормы авиационной безопасности «написаны кровью». Надо полагать, это область, в которой все задокументировано, запротоколировано и законодательно установлено, – заметил министр имущественных отношений и попросил рассказать, какие именно показатели в Омском аэропорту расходятся с установленными.

Водитель аэропорта поведал свою историю. С недавних пор ему вменили в обязанность новые функции – грузчика. Зарплата при этом изменилась незначительно и составила 20 тысяч рублей в месяц. Доплата за одну смену с нагрузкой составляет 140 рублей.

– Я ставлю машину сейчас в неположенном месте. Мне непонятно, должен я ее глушить или нет. Потом захожу в самолет и выгружаю весь груз. Выхожу весь в поту, мокрый весь. Тоннами грузишь, тоннами! Потом захожу в машину и еду уже другой самолет обслуживать. Функции эти нереальные!

Работник объяснил, что к самолету необходимо подъезжать ювелирно – задним ходом, тормозя на расстоянии 10 см. Запыхавшись и с трясущимися от тяжестей руками сделать это, мягко говоря, проблематично. Пока водитель работает грузчиком, машина стоит без надзора, что тоже не положено.

Его коллега добавил, что под сокращение попали 4 грузчика. Их обязанности  руководство переложило на 12 водителей. Сумма, которая выделяется им на доплаты, незначительна для каждого сотрудника в отдельности и, конечно, не стоит угробленного здоровья, однако в общей сложности, утверждают в коллективе, почти перекрывает зарплату сокращенных грузчиков.

Представитель службы спецтранспорта рассказала, что за день до собрания для одного из водителей-грузчиков пришлось вызывать «скорую».

– Водитель пришел на работу с нормальным настроением, нормальным давлением, вроде бы здоров. Я захожу в медпункт в 10 минут шестого – у него давление 170, его всего трясет-колотит. При этом, говорит, у него ничего не болит. Просто перед этим 2 тонны на складе загрузил и 1,5 тонны снял с одного только рейса. Это еще нет летнего периода.

С той же проблемой один из сотрудников аэропорта обратился в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру, попросив проверить законность нового регламента работы реактивной стоянки. Ответ ему пришел заказным письмом за подписью заместителя прокурора. «В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства РФ о безопасности воздушного транспорта, – зачитал автор заявления. – В соответствии с требованиями законодательства функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функции по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения выполняются лицами из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющими выданное уполномоченным органом в области гражданской авиации свидетельство. Водители службы специального транспорта ОАО «Омский аэропорт» не относятся к службе авиационного персонала, в связи с чем категорически не могут обслуживать воздушные суда. В целях устранения выявленных нарушений закона в адрес генерального директора «Омского аэропорта» внесено представление».

Заметим, что 2 марта на сайте телеканала «Антенна 7» появилась следующая цитата начальника службы организации перевозок ОАО «Омский аэропорт» Михаила ВЛАСЕНКОВА: «Мы с 2014 года ввели единицу – водитель-грузчик. На которых возложили дополнительные функции грузчиков. То есть водитель во время движения выполняет функции водителя. А во время обслуживания самолетов выполняет функции грузчиков. То есть чего-то нарушающего в этом у них в технологии нету».

Возвращаясь к содержанию встречи, в коллективе признают целесообразность совмещения некоторых специальностей в инженерно-авиационной службе, службе спецтранспорта и некоторых других, но «совмещать несовместимое – недопустимо».

– Все, что связано с обслуживанием самолетов, – надо грудью встать и не допустить таких вещей.

«В среднем голубцы»

На встрече дошло и до цитирования кандидатской диссертации Виктора ТИТАРЕВА, объектом исследования которой был возглавляемый им в период распада Сибзавод.«Политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников предприятия. Кризисная ситуация на предприятии – признак или слабой стратегии, или ее плохой реализации, или того и другого вместе», – не без удовольствия зачитал представитель аварийно-спасательной службы.

– Мы хотим работать, и наш работодатель в лице генерального директора должен обеспечить нас работой. Но почему от нас уходят авиакомпании, которые ей нас обеспечивают? Почему не работает на полную мощность цех бортпитания, а его работники отправляются в отпуск без сохранения заработной платы? Почему от нас ушла авиакомпания «ИрАэро», которая базировалась у нас в аэропорту и для технического обслуживания самолетов которой были специально подготовлены специалисты инженерно-авиационной службы? Была закуплена специальная техника и прочее. Вот это непонятно.

А почему РЖД сетку сокращает в два раза? – вступила Елена ШТЕЙНБРЕХЕР.

Здесь Виктор СОБОЛЕВ уже попытался защитить руководителя аэропорта от преждевременных нападок: «Мы видим, что случилось с экономикой. Если мы возьмем любое областное или даже не областное акционерное общество, безусловно, снижение везде: объемы оказываемых услуг, валовой выручки, рентабельности и так далее. Это не потому, что везде плохие директора. Люди стали меньше летать, на поездах меньше ездить».

Что касается сокращений, он заметил, что и эта тенденция коснулась многих, в том числе областного правительства. Другое дело, как эта оптимизация проводится.

– С профсоюзным комитетом еще в ноябре 2014 года согласовывалось сокращение лиц, – рассказала одна из профоргов. – Я насчитала 46 человек рабочих специальностей. Профкомитет выступал по некоторым категориям с мотивированным мнением в адрес генерального директора, на что говорилось: «Мотивированное мнение принято». Да и только.

До середины 2015 года, по данным того же профорга, руководство аэропорта планирует сократить еще 90 человек. И это – на фоне снижения заработной платы оставшихся сотрудников в среднем на 6-8 тысяч рублей в сравнении с прошлым годом.

– Условия оптимизации не оговариваются. Виктор ТИТАРЕВ на заседании профкомитета заявил следующее: «Если вы сократите 300 человек, то на 5% мы вам увеличим заработную плату». А кто будет за эти 300 человек работать?

– Средняя заработная плата у нас, говорят, 35 тысяч, – сказал кто-то из зала. – Как это получается? Одни едят мясо, другие едят капусту. В среднем получаются голубцы.

«Давайте ужиматься все»

– У меня сестра работает в цехе бортового питания, она мать-одиночка. У нее ребенку 4,5 года. Ее выгнали без содержания. Чем она должна кормить сына? – спросил у Виктора СОБОЛЕВА тот же работник аэропорта, который подавал жалобу транспортному прокурору. – Когда г-н ТИТАРЕВ находится в командировке, две машины работают, пока его нет. Мы просто по предварительным данным прикинули по бензину. Бензин «G Drive98», который стоит порядка 36 рублей за литр, сжигается его на 12 тысяч рублей в неделю. Это только джип, без «Тойоты Камри». Почему он выгоняет мою сестру в отпуск без содержания, а тратит такие деньги – порядка 50 тысяч рублей в месяц – только на один бензин, помимо аренды и всего остального? Кто позволяет такую оптимизацию делать? Если мы оптимизируемся и все плохо, то давайте ужиматься все, везде и во всем. Почему мы можем дать рекламу в «Арене Омск» на 2,5 миллиона или проспонсировать  «Омичку» на несколько миллионов, а у людей дома дети маленькие голодные?

В доказательство своих слов он передал министру квитанции со сведениями о том, сколько и какого топлива заправлялось в джип Виктора ТИТАРЕВА за счет организации, пока он был в заграничной командировке (по словам работников, в Амстердаме) – «тоже за счет аэропорта».

– Какая оптимизация, в чем суть этой оптимизации? Мы ничего не знаем, мы котята слепые в этой ситуации. До нас доходят частями документы, которые мы, как сейчас, – передаем, передаем.

Методом проб и ошибок

С медицинской службой «Омского аэропорта» новый руководитель, утверждают работники, тоже не сильно считается.

– Ломается десятилетиями слаженная структура аэропорта. За прошлый год таких структур поменялось пять. В этом году уже три было. То есть работа идет, конечно, исключительно методом проб и ошибок, – считает представитель медицинской службы. – Существует руководство по аварийно-спасательной работе, которое регламентировано приказом Министерства гражданской авиации № 65. Оно, конечно, старое, 1991-го года, но никто его не отменял и ничего нового взамен не придумал. Всю жизнь это был законодательный документ. Вообще в авиации любой документ написан кровью – кровью тех, кто пострадал, погиб в авиационных происшествиях. Однако от нового руководства получен официальный ответ о том, что это теперь рекомендательный документ. Этот документ регламентирует штаты аварийно-спасательной службы. Из медиков по нашей категории аэродрома там должно быть 4-5 человек. У нас сегодня в смене 3 человека. В принципе на пределе мы справляемся. Но мы ведь говорим об экстренных ситуациях. Недавно садилось воздушное судно, в котором было пассажиру очень плохо, – так все, кто у меня есть, поехали на борт встречать пассажира.

Начальник аварийно-спасательной службы Юрий УСАЧЕВ сказал, что данная информация доведена до начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта в Новосибирске, который потребовал от генерального директора «Омского аэропорта» восстановить численность людей, которых не хватает в аварийно-спасательных расчетах. По тем же нарушениям начальник службы обратился в транспортную прокуратуру.

Были сделаны измерения

– Ну, сэкономили мы какие-то деньги на этих сокращениях. Кому отдали? Филиппа Константиновича опять наняли. Приезжает в следующий раз. Ведь миллионные контракты с ним заключаются, понимаете? Миллионные! – сокрушался один из авторов коллективных писем.

Речь идет о московском эксперте в области бережливого производства, гендиректоре компании «Кросс индустриальные производственные системы» Филиппе МУРАШОВЕ. Сотрудники жалуются, что отстаивать свою позицию относительно тех или иных идей руководства им приходится именно перед ним – человеком, не имеющим отношения к авиации. В коллективе рассказывают, что, придя в компанию в качестве консультанта, он начал свои занятия «с каких-то элементарных вещей, которые было даже смешно слушать».

– Кубики-рубики, рожицы всякие…

– Я представляю, что это такое. Бизнес-тренинги, – сказал Виктор СОБОЛЕВ.

– А потом говорит: «Этих оставляем, тех убираем».

– А когда это было?

– Весь прошлый год он регулярно сюда приезжал, начиная с апреля. В этом году 19 января прилетел на месяц.

– Это решение по водителям-грузчикам было принято не г-ном МУРАШОВЫМ единолично, который поставил всех перед фактом, а была создана группа людей среди работников аэропорта, которые своими исследованиями, измерениями это показали, – сказала представитель нового в ОАО «Омский аэропорт» отдела стратегии качества. – В эту группу входили работники всех производственных служб. Были сделаны определенные измерения, все выходили на аэродром.

– Это зафиксировано в протоколе? – поинтересовался министр.

– Велся не протокол, а были подведены итоги, была сделана презентация, где все это изложили. Была защита перед генеральным директором, перед всеми руководителями служб. Работники своим руководителям презентовали данную информацию. Руководители были извещены до того, как это все начали внедрять, о том, что придут вот такие перемены.

Запланировали 11, купили 1

Один из противников политики скандального руководителя рассказал, что с тех пор, как ТИТАРЕВ, пообещав сотрудникам аэропорта «научить их работать», в 2010 году покинул «Омский аэропорт», где занимал некоторое время должность зама гендиректора по стратегии и финансам, уехал «поднимать с колен Краснодар да Калининград» – они там «как-то работали». В частности, приобретали новую технику.

– Как водитель скажу: в 2010 году в его отсутствие мы закупили 19 единиц техники, в 2011 – 14, в 2012 – 10, в 2013 – 10. Когда он к нам заступил, запланировали 11, а купили – одну. Куда пошли эти деньги? Год был хороший. Отдали «Омичке», «Авангарду». Если это с разрешения совета директоров, то люди должны слышать это все.

Виктор СОБОЛЕВ сказал, что принял к сведению изложенную информацию, и пообещал довести свои выводы до губернатора в начале следующей недели, после встречи с еще «парой человек». Стало понятно, что проблема быстро не разрешится.

В правительстве Омской области пока еще не принято решение о проведении внешнего аудита в ОАО «Омский аэропорт». Стоит ли тратить на это деньги, по словам министра, решит губернатор.

– Чем бы не закончилась данная ситуация, совет директоров будет требовать от генерального директора – любого генерального директора «Омского аэропорта» – соблюдения трудовых прав, – пообещал Виктор СОБОЛЕВ.

После собрания он готов был оставить Аркадия СОЛОВЬЕВА в стенах аэропорта, чтобы те, кто не решается что-то сказать на публику «под страхом сокращения или по иным причинам», поделились с ним своим «сокровенным». Также глава минимущества предложил в случае необходимости устроить личный прием «для небольшой группы, представляющей интересы большинства».

Генеральному директору ОАО «Омский аэропорт» В. В. ТИТАРЕВУ

Уважаемый Виктор Владимирович!

При осуществлении контроля по обеспечению требований пожарной безопасности в авиапредприятиях (согласно п. 2.4. «Положения о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России», утвержденного приказом ФАС России от 11.12.1998 № 361) в ОАО «Омский  аэропорт» выявлено несоблюдение нормативов численности личного состава нештатных аварийно-спасательных расчетов (далее АСР) установленной 7 категории по уровню требуемой пожарной защиты (далее УТПЗ), согласно Приложения 1, таблицы 6 РПАСОП ГА-91 (утверждено приказом МГА СССР от 28.03.1991 № 65).

Согласно представленным данным (письмо от 26.11.2014 № 4.3-01577) на настоящее время в ОАО «Омский аэропорт» нештатные АСР составляют:

1 Нештатный АСР АТБ (ИАС) – 9 человек, что соответствует 5 категории УТПЗ (минимальная норма 7 категории – 13 человек).

2. Нештатный АСР АС – 3 человека, что соответствует 6 категории УТПЗ (минимальная норма 7 категории – 4 человека).

3. Нештатный АСР МС – 3 человека, что соответствует 6 категории УТПЗ (минимальная норма 7 категории – 4 человека).

Напоминаю Вам, что согласно п. 1 Приложения 1 РПАСОП ГА-91 данные нормы определены на основе обобщенного опыта проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях и специальных исследований, выполненных ГосНИИ ГА, и на данном основании установлена минимальная численность ПСР и АСР, необходимая для проведения основных этапов аварийно-спасательных работ, к которым относятся:

– тушение пожара на ВС и вентиляция салонов после пожара;

– эвакуация пассажиров и экипажа из аварийного ВС;

– оказание первой помощи пострадавшим.

Численность личного состава ПСР и АСР определена для наиболее сложного случая авиационного происшествия на аэродроме.

Исходя из вышеизложенного, предлагаю срочно привести численность нештатных аварийно-спасательных расчетов в соответствие с нормами, установленными в Приложении 1, таблица 6 Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР для установленной 7 категории УТПЗ аэродрома Омск (Центральный). О выполнении указания доложить в адрес Западно-Сибирского МТУ ВТ Росавиации.

И. о. начальника управления В. В. СОРОГОВЕЦ



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/mart/-9/my-kotyata-slepye-v-etoy-situatsii