Первый этап реконструкции Привокзальной площади Омска начнется в 2015 году

Дата публикации: 11 марта 2015

Общая стоимость реализации проекта составит около 3 млрд рублей

5 марта в омском городском пресс-клубе состоялся круглый стол, на котором обсудили концепцию реконструкции Привокзальной площади. До 300-летнего юбилея Омска с данной территории на улицы Труда и Котельникова перенесут разворотные площадки для транспорта, выполнят благоустройство площади с частичным расширением дорог, увеличением площади существующего сквера, организацией парковок вдоль пр. Маркса и возле здания Почты России.

Проект, который давно обсуждали

Как рассказал первый заместитель мэра Омска и руководитель созданной в ноябре 2013 года в городской управе рабочей группы по организации мероприятий, связанных с реконструкций Привокзальной площади, Александр ПОПОВЦЕВ, перспективу реализации данного проекта обсуждали с 2000-х годов, а окончательное решение по нему было принято в 2011 году.

В ноябре 2014 года власти региона и ОАО «РЖД» подписали соглашение о реализации соответствующего инвестиционного проекта. Стороны утвердили план, предусматривающий развитие транспортно-логистического узла при железнодорожном вокзале с привлечением внебюджетных ресурсов.  Железная дорога уже приступила к выполнению взятых на себя обязательств и демонтировала свое здание, располагавшееся в зоне реконструкции.

Концепцию реконструкции одобрил Союз архитекторов России, а также – с замечаниями – градостроительный совет Омска. Работы на объекте поделили на три этапа, первый из которых будет реализован в 2015-2016 годах – к 300-летию города, а второй и третий этапы будут выполнены до 2019 года.

Более подробно о том, что предполагается изменить на Привокзальной площади, рассказал один из авторов концепции Ефим ФРЕЙДИН из ООО «Архитектурное ателье «РИМ».

По его словам, разработанная концепция включает в себя три уровня работы с объектом – формирование пешеходного и архитектурного пространства площади на участке 3,2 тыс кв. м, а также зоны рекреации и развлекательного комплекса, создание транспортного узла, информационное обеспечение на объекте.

Так, с территории площади вынесут стихийную отстойную площадку для транспорта, пешеходные потоки в зоне благоустройства организуют с использованием подземного пространства. В общественном комплексе, на кровле которого разместится сквер, появятся вертикальные коммуникационные узлы с лифтами, эскалаторами и лестницами, которые обеспечат безбарьерную пересадку с поезда на автобус и т. д. На привокзальной территории создадут паркинги на 575 машино-мест, 465 из которых будут находиться под землей. По расчетам специалистов городской управы, сейчас потребность в парковках на территории объекта составляет 518 машино-мест. В настоящее время на территории площади стихийно организовано около 150 мест для авто. Таким образом, количество парковочных мест троекратно увеличится, кроме того, они будут упорядочены.

Расположенные на Привокзальной площади подземные пешеходные переходы, выходящие на железнодорожный вокзал, также попадают в зону реконструкции (но не первый ее этап). Их планируется соединить с подземной парковкой.

В перспективе за счет «оптимизации территории» Почты России в северной части площади предлагается строительство многофункционального общественного комплекса, в составе которого будет автостанция Облавтотранса (южное направление), а также открытая автопарковка на уровне железнодорожной платформы.

Расположенный в центре площади сквер расширят до 6 тыс. 443 кв. м (сохраняемая часть – 620 кв. м). Памятник Ленину при этом останется на прежнем месте. На участке появятся пассажирские терминалы, элементы навигации. Также предполагается установить на площади бассейн или фонтан. Эти благоустроительные работы оплатит РЖД.

В результате площадь застройки территории составит 20 тыс. 880 кв. м. Общая площадь зданий и сооружений достигнет 52 тыс. 600 кв. м, в том числе подземный паркинг – 18 тыс. 470 кв. м (первая и вторая очереди). Подземный общественный комплекс расположится на 19 тыс. 950 кв. м, а автостанция займет 590 кв. м. В северной наземной части будет площади развлекательный комплекс площадью 10 тыс. 380 кв. м.

На сегодня стоимость реализации проекта оценивается в 3 млрд рублей.

Что успеют к юбилею

Первый этап работ, планируемый к реализации до 300-летия Омска в 2016 году, предполагает,в первую очередь строительство новых разворотных площадок для общественного транспорта на улицах Труда и Котельникова для выноса площадок отстоя автобусов и троллейбусов с Привокзальной площади. Таким образом будет создана предусмотренная законом зона безопасности шириной 30-50 метров.

На ул. Труда, 42 решено создать площадку для пассажирского автотранспорта, а на ул. Труда, 46 предусмотрена зона для маршрутных такси. Как рассказал Александр ПОПОВЦЕВ, техзадания для выполнения этих работ уже подготовлены, осталось лишь провести проектные работы, на которые предполагается потратить 4-6 млн рублей. Стоимость же строительства площадок, по предварительным подсчетам, составит 70 млн рублей. В том числе на ул. Котельникова, где будет останавливаться электротранспорт, необходимо освоить 20-22 млн. На новых площадках предусмотрят линии освещения, ливневую канализацию и другие инженерные коммуникации, а также диспетчерскую. Вице-мэр уточнил, что для начала работ нужно решение горсовета.

В этом году надо пройти проектные работы и обеспечить финансирование. На основании этого проекта и экспертизы мы сможем заложить соответствующие затраты в бюджет города на следующий год. Решение горсовета должно быть принято в ближайшее время, – прокомментировал Александр ПОПОВЦЕВ.

Остановка общественного транспорта у железнодорожного вокзала станет транзитной. При этом, как уточнил еще один участник мероприятия – начальник городского департамента транспорта Вадим КОРМИЛЕЦ, ее предполагается максимально приблизить к главному входу вокзала, чтобы людям не приходилось тащить тяжелые чемоданы через всю площадь. Также в рамках первого этапа будет выполнено описанное выше благоустройство, в том числе озеленение, установка дорожных знаков, расширение улиц Марченко и Рождественского, организация парковок вдоль пр. Маркса и возле здания Почты России.

Мэрия должна разработать дорожную карту по первому этапу реконструкции Привокзальной площади до 20 марта и представить ее в региональное правительство.

Инвестор работ второго и третьего этапов реконструкции, включающих строительство подземного паркинга, а также ряда зданий, пока не определен. По словам заммэра, его можно выбрать после того, как Заксобрание Омской области примет решение о критериях отнесения проекта по масштабности к проектам федерального или регионального значения. А произойдет это не раньше апреля текущего года.

Для автовокзала места нет

Один из резонных вопросов, прозвучавших на мероприятии, касался вопроса создания единого городского транспортно-пересадочного узла в районе железнодорожного вокзала. Речь шла о переносе автовокзала к ж/д вокзалу, а также о возможности запуска автобусного экспресса (или – в самых смелых мечтах – экспрессс-электрички) по выделенке в аэропорт.

Директор ООО «РИМ» Олег ФРЕЙДИН признал, что удаленность автобусного и железнодорожного вокзалов – проблема для города и идею совмещения этих объектов авторы проекта обсуждали.

Наша концепция является одним из вариантов. До этого мы рассматривали другие варианты, в том числе с размещением автовокзала и гостиницы на месте жилого 89-квартирного дома около железнодорожного вокзала. Когда мы стали анализировать этот момент, то пришли к выводу, что в ближайшие 20–30 лет не сможем этот дом снести, т. к. нагрузка по организации переселения (первый этаж полностью коммерческий, и все квартиры приватизированы) слишком велика. Ни один инвестор пока не пойдет на это. Мы предлагаем здесь на ближайшее время реконструкцию этого дома и в перспективе, когда он придет в состояние аварийного, тогда решать вопрос за счет бюджетных средств. Что касается переноса автовокзала, то если не сносить этот дом, то место для его размещения найти сложно, – рассказал архитектор.

Он также добавил, что есть другой вариант – на перспективу в 50-70 лет – с переносом ж/д вокзала в сторону станции Входная, куда можно перенести и автовокзал.

Риски проекта и выгоды инвестора

На вопрос из зала, существует ли опасность того, что после реализации в 2016 году первого этапа реконструкции остальные этапы работ будут затянуты или вообще не начнутся, Александр ПОПОВЦЕВ ответил, что такой риск есть. Чиновник также уточнил, что на стадии подписания с инвестором соглашения мэрия постарается подстраховаться и предусмотрит в документе ответственность за невыполнение принятых на себя сторонами обязательств.

– Если смотреть на центральную часть комплекса, то практически 70-80% подземной части составляет паркинг и общественный центр, который почти на 60% занят пешеходным трафиком. Эта центральная часть наименее выгодна для инвестора. Конечно, здесь будут еще общепит и торговля. А вот за счет застройки части перед Почтой России инвестор может получить прибыль – здесь планируется строительство двухэтажного торгово-развлекательного комплекса и больших (около 3000 кв. м) гостиницы и бизнес-центра. Общая площадь комплекса, который будет слева от развлекательного центра, – порядка 10-12 тыс. кв. м. Та организация, которая заказала нам проект, много делает в Ленинском округе. Она заинтересована в общем повышении уровня среды района, она тут строит много жилья. Поэтому на выходе здесь получает и город, и инвестор, – добавил Олег ФРЕЙДИН.

По мнению руководителя департамента городской экономической политики Гульнар АЙТХОЖИНОЙ, риски «нереализации» второго и третьего этапов реконструкции минимизируются за счет того, что на первом этапе проект воплощают в жизнь безвозмездно. Но в дальнейшем инвестору нужно компенсировать затраты, потому затягивать второй и третий этапы реконструкции ему экономически не выгодно.

Добавим, что этот круглый стол первый в серии подобных мероприятий, проводимых в преддверии 300-летнего юбилея Омска и посвященных реализуемым в городе к юбилею инвест-проектам.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/mart/-9/pervyy-etap-rekonstruktsii-privokzalnoy-ploshchadi-omska-nachnetsya-v-2015-godu