Сыщик Маша, БРОДСКИЙ среди нас, пираты и Робинзон на Марсе

Дата публикации: 13 мая 2015

Книжный клуб с 6 по 13 мая 2015 года 

 

Дарья ДЕЗОМБРЕ

Тайна голландских изразцов

М.: Эксмо, 2015 год. – 320 стр.

Тираж 10 000 экз.

«Демонстративная отстраненность»

Сыщик всегда найдет себе дело

«Маша зашла на кухню и зажмурилась от солнца, бившего в широкое трехстворчатое

окно. Подле окна стоял большой круглый стол, накрытый скатертью с мережкой. Слева по

стенке располагались плита и длинный разделочный стол, справа – массивный буфет с

посудой и диванчик, покрытый старым пледом. То, что самая большая комната в квартире

была отдана под кухню, удивляло всех гостей, измученных убогим советским метражом, и

казалось бессмысленным пространственным расточительством... Но на самом деле

таковым не являлось». Маша – это некая Мария по фамилии Каравай, которая до самого недавнего времени работала сыщиком на Петровке (привет Насте Каменской!), а теперь приехала в Санкт-Петербург к своей бабушке. Можно даже сказать, что убежала из Москвы, поскольку решила завязать со своей жесткой и страшноватой профессией. «Кухонная комната была самой радостной, в любое время года, несмотря на погоду, светлой. Там царил уют, и можно было делать кучу разных дел, и все – приятные: готовить и поедать приготовленную еду, пить вино или чай с друзьями, читать книжку на продавленном диванчике, изредка поднимаясь, чтобы достать себе песочного печенья из буфета. В этой квартире, так же как во всем петербургском бытии, наблюдалась некая демонстративная отстраненность от московского приземленного прагматизма. Здесь легче дышалось, и именно сюда, к бабке, Маша всегда приезжала зализывать раны и оглядеться, чтобы решить, что делать со своей жизнью». Пожить спокойно, однако, Маше не удастся. Странная кража случится в особняке в Царском Селе – неизвестный заберет два десятка изразцов фламандской работы. Заинтригованный хозяин дома попросит экс-сыщицу заняться частно этим делом.

Е.К.

Эллендея ПРОФФЕР ТИСЛИ

Бродский среди нас

Пер. с англ. Виктора Голышева

М.: АСТ: CORPUS, 2015 год. – 224 стр.

Доп. иираж3 000 экз.

«Жить так, как будто он свободен»

Американская славистка о поэте и друге

«Дом Мурузи, 1969. Двадцать второго апреля 1969 года мы входим в комнатку Бродского, хозяин ее похож на американского выпускника. На нем голубая рубашка и вельветовые брюки. Очень западного вида брюки – прямо вызов режиму. Двадцатидевятилетний Бродский – интересный мужчина, рыжий, веснушчатый, что-то в нем от Трентиньяна. Личность его обозначает себя сразу – юмором, умом, очаровательной улыбкой. Курит беспрестанно и эффектно. Самое замечательное в Бродском – решимость жить так, как будто он свободен в этой распростершейся на одиннадцать часовых поясов тюрьме под названием Советский Союз. В противостоянии с культурой “мы” он согласен быть только индивидуалистом – или не быть вообще. Кодекс его поведения выработан опытом жизни в тоталитарном обществе: человек, который не думает самостоятельно, который растворяется в группе, – сам часть пагубной системы». Для тех читателей, кому слово «Ардис» давно знакомо, а поэзия Иосифа Бродского дорога, книга скорее всего будет интересна. В начале семидесятых годов прошлого века  американские слависты Эллендея и Карл Проффер создали издательство «Ардис», где печатали на русском и в переводе на английский книги, которые по цензурным соображениям не издавались в СССР. Во время одной из своих поездок в СССР американцы познакомились с Иосифом Бродским. Этому поспособствовала Надежда Мандельштам, и, как пишет Эллендея, она «была одним из первых наших проводников по неведомому советскому миру. Мы согласились встретиться с Бродским просто потому, что она так хотела». Когда поэта выдворили из страны, именно Карл ПРОФФЕР с большим трудом добился для него въездной визы в США и помог получить место университетского преподавателя. Так было положено начало эмиграции. Книга невелика по объему, читается, как говорится, в один присест, оформлена художником Андреем Бондаренко и неплохо иллюстрирована.

Е.К.

Жорж БЛОН

Пираты, корсары, флибустьеры

Пер. с фр.

Спб.:Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 год. – 448 стр.

Тираж 4000 экз.

«Вольный добытчик»

Ветер странствий и Флибустьерское море

Книги о невероятных приключениях и морских путешествиях всегда были предметом восхищения детворы. Иной раз стоит вспомнить об этом и перечитать одну из самых знаменитых книг французского писателя Жоржа БЛОНА (1906-1989). Одна из самых ярких и драматических страниц этой истории – рассказ о пиратах Карибского моря, легендарных флибустьерах. «Данное повествование ограничено географическими рамками, поэтому главное внимание мы сосредоточили на деяниях исккателей приключений в Карибском море и на островах Вест-Индии, в частности на Тортуге и Ямайке, где осели эти странные люди. Они вошли в Историю под именем флибустьеров, а посему в годы расцвета их промысла воды, омывающие Центральную Америку, по праву называли Флибустьерским морем. Французское слово «флибустьер» присходит от староанглийского флибьютор, или фрибьютор, или фрисбутер, или фрибейтер – «вольный добытчик», иначе говоря, пират». О разнице между пиратом, корсаром и флибустьером Жорж БЛОН пишет так: «Пират, от латинского пирата, в свою очередь идет от древнегреческого пейратес (корень пейран означает «пробовать», «пытаться», в значении пытать свою судьбу на море). Греки были отменными мореходами, знавшими все тонкости этого ремесла и связанной с ним деятельности. Пират – это морской разбойник, человек вне закона, грабивший кого ему заблагорассудится. <...> Что касается корсара, то этот человек не стоял вне закона. Он получал от своего государя жалованную грамоту или поручительство, разрешавшее ему «добывать» торговые суда противника. Одни корсары были капитанами королевского флота – Жан Барт, Дюгэ-Труэн, Форбен; другие, как Сюркуф, были капитанами торговых компаний». Разбой на море, а это штука жестокая и кровавая, странным образом  породил не один романтический миф. Читатели, выросшие при советской власти, хорошо помнят песню «Бригантина», написанную в 1937 году Георгием Лепским на стихи Павла Когана и признанную одной из первых бардовских песен. «Надоело говорить, и спорить, / И любить усталые глаза... / В Флибустьерском дальнем синем море \ Бригантина подымает паруса...»

Е.К.

Энди ВЕЙЕР. Марсианин.

М.: АСТ, 2015 год. – 382 стр.

Тираж 5000 экз.

Я все еще жив!

Робинзон на Марсе

«Я застрял на Марсе. Я не могу связаться с «Гермесом» или Землей. Все считают меня мертвым. Я сижу в жилом модуле, рассчитанном на тридцать один день обитания. Если сломается оксигенератор, я задохнусь. Если регенератор воды – умру от жажды. Если в модуле появится дыра, я лопну. Если ничего этого не произойдет, в конце концов у меня кончится пища и я умру от голода» – это из начальных страниц дневника Марка УОТНИ, единственного, если не считать микроорганизмов, кто есть живой на Марсе. Живой по недоразумению: началась буря, его скафандр проткнула антенна, пробив компьютер биомониторинга. Другие члены команды увидели, что металлический стержень воткнулся в него, он упал и скатился вниз по холму, скрывшись в поднявшейся пыли. Единая сеть показала, что давление в его скафандре упало до нуля, после чего все данные о жизненных показателях отключились, в это время буря начала опрокидывать взлетный модуль, и необходимо было срочно стартовать. Экипаж был подавлен, но за мертвым телом не вернулся – это гигантский нерациональный расход топлива. И полетел на Землю. А Марк оказался жив. И ему надо было еще долго выживать с учетом того, что сообщить о своем «восстании из мертвых» он не мог. Через четыре года на Марс должна прибыть очередная экспедиция, место посадки – в 3 200 км от того места, где находится Марк. А еды у него – на год. Но есть 12 живых клубней картофеля и собственные отходы. УОТНИ провел на Марсе 549 марсианских дней, каждый из которых был наполнен борьбой за жизнь. Больше всего Марк напоминает инженера Сайреса Смита из романа «Таинственный остров». Да и сама книга весьма близка к Жюлю ВЕРНУ множеством расчетов, как изготовить кислород, как сделать воду, как растянуть еду, сберечь тепло, и множеством других мелочей, каждая из которых может стоить жизни. Главному герою все удалось, хотя с определенной периодичностью неизменно срабатывал закон Мерфи, или, как он называется по-другому, – закон подлости. Впрочем работать сутками невозможно даже литературному герою, и тогда вставал не менее острый вопрос: как провести время, чтобы не завыть от тоски. Первое время спасали случайно оставшиеся в модуле личные вещи экипажа: электронное собрание сочинений Агаты Кристи и записанные в цифре американские телесериалы.

Mif1959



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/may/-17/knizhnyy-klub