Алексей ЕЛИЗАРОВ: «ОмГУПС – это не только рельсы, шпалы и паровозы»

Дата публикации: 27 мая 2015

21 апреля подведены итоги конкурса «У.М.Н.И.К.-2015» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эксперты отметили 14 проектов молодых омских ученых, которые получат финансирование в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных идей

Этой весной одним из победителей конкурса «У.М.Н.И.К.» стал студент 4 курса ОмГУПС Алексей ЕЛИЗАРОВ. О сочетании реального и виртуального в своем проекте он рассказал корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Алексей, тема вашего проекта имеет интригующее название…

– Я назвал разработку «Дополненная реальность второго поколения». Первое поколение – это когда гаджетом, тем же смартфоном наводишь на здание, и на дисплее появляется информация о том, что в нем находится. Другой пример: во время Олимпиады на соревнованиях по плаванию, когда финалист подплывает к финишу, на его дорожке появляется надпись – фамилия и время. На сегодняшний момент ИТ-технологии зашли очень далеко и грань между реальным и виртуальным миром практически стерлась. Наш проект предлагает совместить эти два мира. С его помощью при помощи обычного мяча или другого предмета можно будет воздействовать на стереоизображение, созданное проектором. Скажем, создав виртуальную кеглю, мы сможем ее увидеть, сбить настоящим шаром для боулинга (если попадаем, она упадет, если нет – останется стоять), но тем не менее физически она не существует.

– Это очень похоже на голографию из фантастических фильмов...

– Наподобие этого. Мы создаем эффект присутствия, можем не только смотреть на изображение, как в кинотеатре, но и физически воздействовать. Наша трехмерная картинка отреагирует на любые действия, поскольку имеет органы «зрения» – обычные веб-камеры. Они сканируют изображение в зоне воздействия, передают данные на компьютер, где их обрабатывает специальная программа. На сегодняшний момент в мире есть, конечно, разработки подобного плана. Однако в направлении, где можно воздействовать на стереокартинку абсолютно любым предметом, пока реализованных проектов нет.

– Каким увидят пользователи изображение?

– Конечно, оно будет несколько отличаться от реального. Пока, чтобы смотреть на картинку, придется использовать стереоочки. Без них изображение, как и в кинотеатрах, будет размытым. Хотя в мире сейчас технологии имеют тенденцию к тому, чтобы совсем отказаться от их использования.

– Где ваша идея может найти применение?

– Для начала мы предлагаем использовать ее в сфере развлечений как в домашних условиях, так и в культурно-досуговых центрах. Подобные заведения смогут в одном и том же помещении запускать разные игры для посетителей: им не придется физически менять интерьер, программа все сделает виртуально. Кто-то захочет поиграть в боулинг, кто-то в городки, кто-то в волейбол. Вообще же методика может использоваться не только для развлечения, но и применяться в более серьезных сферах, например моделировании тренажеров для медиков. Дополненная реальность позволит сымитировать учебную ситуацию – как поставить укол. При этом медицинский персонал сможет не только все видеть, но чувствовать.

– Чувствовать?

– Да, если добавить дополнительное устройство, немного усложнить программу, то это возможно. За счет специальных перчаток будут ощущаться усилия, которые человек прикладывает во время обычной процедуры.

Как родилась ваша тема?

– У меня есть младший брат, с которым в свободное время мы играем в подвижные игры, в том числе баскетбол, волейбол. У родителей двор большой и места достаточно, а у бабушки площадь поменьше, тесно, нет возможности мячик и попинать, и в баскетбольное кольцо побросать. Я стал думать, как это можно технически решить. Так и возникла идея. Начал заниматься ею в прошлом году, консультировался со специалистами, в декабре сделал первые попытки моделирования, к февралю все получилось. Решил выйти на конкурс.

Что сказали эксперты на «У.М.Н.И.К.Е.»?

– Они были, мягко говоря, удивлены. Задавали вопросы. Многие из них связаны с темой «опять дети будут к компьютеру привязаны». Мы объяснили, что и дети, и любой человек от 0 до 99 лет с помощью дополненной реальности второго поколения сможет играть в подвижные игры. Не через джойстик, клавиатуру, мышку, а как в 20 веке и ранее – в городки, в мяч. Только при помощи иллюзии, когда вместо реальных спортплощадки и снарядов используется их стереоизображение.

На какой стадии реализации сейчас проект?

– Уже подготовлен алгоритм, по которому он работает, написана программа, проверяющая теоретическую возможность реализации данного процесса. Это было предоставлено экспертам, они посчитали, что с точки зрения теории это возможно. Теперь осталась детальная проработка и исключение различных воздействий. Таким образом, наука подтверждает, что создать дополнительную реальность второго поколения возможно, осталось с наименьшей погрешностью и высокой точностью сделать это. Думаю, года через два первая небольшая игра уже будет создана. Начнем с кегли, в дальнейшем попробуем запустить «мячик в полете», предлагая сбить предмет, который находится не в покое, а в движении. Это первоочередные цели, к которым нужно двигаться.

Вы просчитывали бизнес-план?

– На суд экспертов конкурса «У.М.Н.И.К.» мы представляли стоимость готового продукта – игры либо платформы, на основании которой желающие смогут создавать свои игры. Если сравнивать с существующими аналогами, тем же Kinect от Microsoft, то стоимость примерно такая же. Одна игра обойдется потребителю в 5-10 долларов. Человек устанавливает ее на обычном компьютере, подключает проектор, две-вебкамеры и может наслаждаться. Мы рассчитываем поставить программу не только на платформу Windows, но и на Linux и других системах.

Во сколько обойдется разработка проекта?

– Придется потратить всю сумму гранта – 200 тысяч рублей, потому что необходимо оформление документов, подача заявки на патент, различные командировки, испытания.

«Автоматика и телемеханика» – специальность, по которой вы учитесь, помогла вам в работе?

– Конечно. Она требует самых разных умений и навыков, начиная от работы с ломом и лопатой и заканчивая программированием микропроцессоров. Я не шучу, так оно и есть. Специалисты данной отрасли должны уметь многое. Поэтому многие знания из области ИТ-технологий я почерпнул, не только индивидуально занимаясь с профессионалами, но и за студенческой партой.

Вы собираетесь продолжать учебу в аспирантуре?

– Наука меня интересует, особенно современные информационные технологии, которые сейчас очень нужны и позволяют человеку под другим углом взглянуть на окружающую реальность. Я привык решать задачи по мере их поступления, тем не менее, заглядывая в завтрашний день, могу сказать, что скорее всего захочу остаться учиться в аспирантуре в родном вузе. Я представлял на конкурсе Транспортный университет, было бы нечестно выдвигаться самому, потому что очень много людей помогли мне. Есть желание поднять престиж вуза и показать, что ОмГУПС – это не только рельсы, шпалы и паровозы. Мы смотрим на мир и «меняемся для вас», как в девизе ОАО «РЖД».

После окончания работы над проектом вы продолжите развивать эту идею?

– Думаю, да, ведь это только росточки темы. Ее потенциал намного серьезнее. В принципе в сфере ИТ-технологий наука тесно связана с бизнесом. Чтобы изобретения не залеживались в архивах, необходимо делать какие-то  маркетинговые ходы. Бизнес является трамплином, для того чтобы в науке можно было подняться на более высокий уровень. Да, без него она может обойтись, но тогда к прогрессу придется идти дольше и труднее. Идеален синтез, когда бизнес выступает как средство для зарабатывания денег на науку.

Алексей, как вы проводите свободное время?

– Четвертый курс – времени мало. Но стараюсь чаще встречаться с друзьями, с близкими мне людьми на свежем воздухе. Люблю прогуляться по парку. Кроме того, отец меня с детства приучил к рыбалке и охоте, поэтому как только появляется возможность, то с удовольствием предаюсь этому занятию. Я не омич, приехал из Ишима Тюменской области. Охочусь в основном там: в сентябре, перед учебой, на водоплавающую дичь, а на ноябрьские праздники – на косуль.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/may/-19/aleksey-elizarov-