Магазин без человека – так образно вендеры называют автоматы, торгующие кофе, жвачкой, чипсами, шоколадом, бахилами, линзами, сувенирами и многим другим. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО решила выяснить, насколько этот бизнес выгоден в современных условиях и какие у него подводные камни.
Один автомат на 200 жителей
Региональный рынок вендинга пока находится на стадии формирования. Однако, несмотря на кризис, продолжает развиваться, ежегодно пополняясь на 15-20 процентов. Сегодня в Омске, по оценкам участников вендингового сегмента, всего работают около 5 тысяч автоматов разной направленности: одно устройство на 200 жителей города. Для сравнения: в Японии соотношение один автомат на 23 человека, в США — на 35. Из этих цифр видно, что вендингу в регионе есть куда развиваться. Тимур СКЛЯРОВ, учредитель торгово-сервисной компании «Coffice», считает:
– Насыщенность омского рынка вендинговым оборудованием не превышает четверти. «Кофейников» традиционно чуть больше, других автоматов поменьше.
Автоматов, продающих кофе, по оценкам компании «Ре дель Каффе», около тысячи. Чуть уступают им в количественном отношении снековые, колеблясь в районе 500 – 700 штук, на третьем месте – торгующие газировкой. Вендинговых компаний в Омске около двух десятков, из них крупных 5-6, остальные имеют небольшой парк автоматов, не превышающий 10 – 15 единиц оборудования.
У этого рынка свои особенности, которые не видны простым потребителям. Одна из них – засекреченность расположения автоматов. Ни один вендер не предоставит вам полную информацию о том, какое количество у него техники и где она работает. Можно только гадать, сколько ещеавтоматов, кроме заявленных в налоговой декларации, имеется у компании. Это обусловлено тем, что налоги в этом бизнесе берутся с каждого устройства. Сами вендеры уверяют, что потребителю совершенно ни к чему знать, кто владеет автоматом, он должен наслаждаться как раз безликостью данного сервиса.
Доходы – скромно и в рублях
Между тем люди не перестают интересоваться прибылью, которую можно получить от модного сегодня вендинга. 5 автоматов могут обеспечить ежемесячный доход в 20–25 тыс. рублей. На их покупку потребуется один миллион рублей, а если решиться на приобретение техники б/у, то всего 500 тысяч. При этом новая техника окупится через 3-5 лет, б/у за 1-2 года. Между тем, чтобы компания развивалась, необходимо постоянно вкладывать средства в обновление парка оборудования. Коммерческий директор компании «Инкомпо ПС» (дочернее предприятие ООО «Ре дель Каффе», владеющее примерно одной пятой омского вендингового рынка) Алексей ЗАВАРЗИН поясняет:
– Хотя сейчас, в кризис, это тяжело, продолжаем развиваться, покупаем новое оборудование, внедряем современные технологии. В этом бизнесе нельзя останавливаться. В противном случае через некоторое время конкуренты вас просто съедят. Выход только один – инвестировать и постоянно заниматься ротацией оборудования, перенося его на более качественные места. По-другому работать не получится.
Многие участники рынка уверены, что ожидать быстрых доходов от вендинга – это иллюзия, которую поддерживают продавцы оборудования. Алексей ЛОМОНОСОВ, руководитель компании «ВендОмск» рассказал:
– Компания основана около пяти лет назад, однако техника пока не окупилась, потому что постоянно вкладываем деньги в обновление оборудования и расширение парка. Приходится в дополнение к вендингу вести параллельный бизнес: все яйца в одну корзину складывать нельзя.
Арендная плата: высокая или символическая
Чтобы автомат начал приносить прибыль, он должен быть установлен в удачном месте. Во-первых, в день в среднем мимо него должно проходить не менее 200 человек. Во-вторых, в идеале это должна быть зона ожидания, где у людей есть время для чашечки кофе. В Омске самыми «вкусными» для вендинга местами являются торговые центры, гипермаркеты, вузы, вокзалы, аэропорт. Однако не пренебрегают компании и офисными центрами, спортивными, развлекательными комплексами, поликлиниками. Все эти места также обладают заданными условиями.
Большую роль в деле заключения договора аренды играют человеческие взаимоотношения, ведь, чтобы установить автомат, необходимо согласие и поддержка владельца здания. По отзывам вендеров, хозяева часто противятся захождению автоматов на их территорию или заламывают слишком высокую стоимость аренды – 5-10 тыс. рублей в месяц. В этом случае окупаемость оборудования остается под вопросом.
Средняя арендная плата в крупных торговых центрах Омска 2–5 тыс. рублей, в офисных – от 500 рублей. В целом она колеблется от максимума в 10 – 15 тыс. рублей до минимума, который выражается в нуле. Такую цену устанавливают владельцы, заинтересованные в наличии на своей территории автоматов. Это могут быть автосалоны, крупные офисы, компании, желающие создать сотрудникам комфортные условия за их счет, частные школы. Ставка делается на сервис, а не на доход с аренды квадратного метра. Компания предлагает услугу, создает атмосферу спокойного ожидания.
– Нас часто просят поставить оборудование за весьма условные деньги. Владея пятью тысячами метров офисного здания, стремиться заработать тысячу рублей с кофейного автомата смешно, а вот создать в зоне ожидания посетителей уютный уголок, где можно спокойно попить кофе, – это нормально. Это показывает уровень, – уверен Тимур СКЛЯРОВ.
Многие контракты на аренду заключаются по азиатскому принципу– друзьям, родственникам, знакомым и знакомым знакомых даются преференции и скидки. Ярким примером важной роли личных взаимоотношений и договоренностей может служить автомат, продающий бахилы. Без явного одобрения и поддержки руководства медицинского учреждения он — один из самых убыточных, потому что большинство людей пойдет за бахилами к бабушке-гардеробщице, причем за те же деньги. Другое дело, когда каждого посетителя обяжут при входе приобретать за 5 рублей шарик с бахилами. В этом случае недорогой бахильный автомат быстро окупится и начнет приносить прибыль.
Производители торговых автоматов есть и в Омске
В вопросах выбора производителя также большую роль играет человеческий фактор. Игроки отдают предпочтение разным брендам. Однако пока основной тренд – приверженность к зарубежным автоматам. Хотя на российский рынок вышли уже несколько отечественных производителей оборудования для вендинга, в частности, компания «Ювенко», которая в 2009 году победила в тендере, объявленном ОАО «РЖД», и получила право на установку торговых автоматов «Уникум» собственного производства на вокзалах по всей территории страны.
Есть производитель автоматов и в Омске. ООО «Технослот» создает десять разновидностей автоматов, торгующих жвачкой, игрушками-сюрпризами, конфетами, бахилами. Этот ассортимент легко может быть расширен, ведь, как говорят вендеры, автомату все равно, чем торговать.
– В капсулы большего размера мы могли бы упаковывать даже одноразовые медицинские халаты и марлевые повязки, но спроса на этот товар пока нет, – рассказал директор и учредитель ООО «Технослот» Сергей ОСИНЦЕВ.
Продукция предприятия успешно вышла на рынки Казахстана и Беларуси, причем, львиная доля из тысячи выпускаемых им за год автоматов идет именно в эти страны, на экспорт. В нашем же городе «Технослот» свое оборудование не продает, самостоятельно держит практически весь рынок детских автоматов. Кроме них, в этой нише в Омске можно найти лишь устаревшие механические модели, которые чаще всего украшают небольшие магазинчики «у дома».
Из отечественных автоматов в городе можно увидеть музыкальные, произведенные в Санкт-Петербурге. Они располагаются в некоторых кафе, в саунах. Стоят недорого, около 100 тыс. рублей, но, ввиду того, что наши люди пока не привыкли заказывать музыку за деньги, особой популярностью не пользуются, поэтому малорентабельны.
По большей части вендеры предпочитают европейские автоматы, в частности, итальянские. В этих предпочтениях большую роль играет возможность бесперебойно получать комплектующие и запчасти. Немецкие и испанские кофейные автоматы ценятся за качество напитков, однако имеют слаборазвитую сервисную поддержку в России. Самыми ужасными, по мнению омских вендеров, являются китайские — они постоянно ломаются и имеют очень короткий срок службы.
Что касается ингредиентов и стаканов для вендинговых автоматов, то здесь мнения разделились. Одни вполне удовлетворены качеством отечественных комплектующих и работают на них, другие обожглись и лишний раз не хотят рисковать, закупая отечественные аналоги, способные подорвать авторитет сети.
Вендинг, которого в Омске пока нет
В европейской части России уже несколько лет назад в подъездах многоэтажных домов стали появляться автоматы с чистой питьевой водой. Жителям не нужно идти в магазин и каждый раз оплачивать стоимость тары, они бросают монету и наливают воду в свою бутылку, не выходя из дома. Удобно? Несомненно.
Другой интересный пример вендинга, который пока в Омск не пришел,-прачечные. Они всем знакомы по американским телесериалам 20-летней давности: в многоквартирном доме в отдельном помещении устанавливаются стиральные автоматы, человек бросает монету, закладывает белье и ждет. Тимур СКЛЯРОВ рассказывает:
– Одна Санкт-Петербургская компания адаптировала модели автомата под Россию и распространяет оборудование по схеме франшизы. Для нас это не очень удобно. Думаю, пока они не начнут продавать свое оборудование, бизнесу них будет идти тяжело. Сейчас вендинговых прачечных нет даже в Екатеринбурге.
Однако и в омском вендинге в последнее время появилось несколько интересных новинок. Сбербанк установил автомат для чистки обуви с экраном для транслирования рекламы. В Омском Посаде заработало устройство, торгующее мороженым, а в МЕГЕ – распечатывающее фотографии из «Инстаграм». Их стоимость варьируется от 50 до 100 рублей в зависимости от формата.