В минувшую пятницу, 22 мая, омский мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ без малого два часа посвятил общению с Омским областным союзом предпринимателей. Встреча в ресторане «Сенкевич» проходила в формате «без галстуков», предприниматели получили возможность в неформальной обстановке задать главе миллионного города любые вопросы, которые считают важными, да и мэр воспользовался возможностью задать напрямую вопросы предпринимателям. В итоге обе стороны оценили встречу как успешную. Мол, еще раз сверили позиции и убедились, что они во многом сходятся. Предлагаем читателям «КВ» ознакомиться с мнением Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО по наиболее значимым городским проблемам, озвученным в ответах на вопросы.
О сохранении единого налога на вмененный доход
Когда появилась законодательная норма, что в 2018 году этот спецрежим намерены отменить, мы сразу же включились в процесс по его сохранению. По инициативе администрации этот вопрос рассматривал Омский городской совет, после чего мы вышли с законодательной инициативой в Законодательное собрание Омской области, чтобы через него выйти уже на Государственную думу РФ. И хотя Законодательное собрание нас не поддержало, мы не считаем, что все возможности исчерпаны. Мы работаем сегодня со всеми депутатами Государственной думы, которые избраны от Омской области. Все этой темой озадачены. Всем, кто готов нам помогать в этом вопросе, мы будем благодарны. И есть надежда, на мой взгляд, что этот вопрос депутаты вернут к обсуждению, так что давайте коллективными усилиями двигаться вперед.
О рекламных конструкциях
Когда задумывалась программа по изменению облика города, связанная с размещением рекламы, мы преследовали две цели. Во-первых, нужно привести рекламные конструкции в соответствие с новыми нормативами, во-вторых, будем откровенно говорить, город несколько неопрятно выглядел, и нужно было выйти на более цивилизованный уровень. Сегодня этот вопрос пробуксовывает, поскольку мы так и не определились до конца, как относиться к требованиям ГОСТа – как к обязательным или как к рекомендательным. Я думаю, после того как мы создадим постоянно действующий экспертный совет, наши действия по наведению порядка в вопросе размещения рекламных конструкций будут более энергичными и взвешенными.
О киосках и павильонах
Мы все были едины в том, что объекты нестационарной торговли, установленные в соответствии с существующими правилами в городе Омске, должны в городе остаться. Установленные с нарушениями – должны быть демонтированы. Если говорить о Привокзальной площади, то там мы занимаемся киосками по мере реализации проекта реконструкции. И не все торговые объекты сразу убираем, а перемещаем, легальным киоскам предлагаем компенсационные места. Собственно, по такой же схеме мы действуем и в других местах города. Причем в процессе обсуждения этих вопросов принимаем зачастую решения в интересах предпринимателей. Если изначально планировали оставлять не более трех торговых объектов на остановках общественного транспорта, сейчас склоняемся к тому, чтобы их было шесть.
О сложностях земельного законодательства
Прежнее земельное градостроительное законодательство было очень сложным. Сейчас внесли изменения с целью это законодательство упростить, но все равно осталось очень много тонкостей. И мы сейчас разработали специальную программу обучения, чтобы дать полную информацию, каким образом будут проходить процессы выделения и оформления земельных участков. Будем обучать и начинающих предпринимателей, и общественные организации. В первую очередь, конечно, будем образовывать комитеты территориального самоуправления, чтобы они знали и последовательность действий, и какие органы власти в этом процессе участвуют, и какие документы необходимы, и сколько времени занимает та или иная операция с землей.
О собственности Минобороны РФ
Земельных участков, по поводу которых город многократно обращался в Министерство обороны РФ, — минимум семнадцать. За все время нам передали только земельный участок в 70 га, который находится в поселке Степном, да и тот мы пока не можем принять в муниципальную собственность, поскольку там территория более чем в гектар в течение двадцати лет заливалась мазутом. Мы нашли предприятие, которое согласилось профинансировать изыскательские работы на этом участке, и после бурения первых скважин стало понятно, что ситуация даже хуже, чем мы ожидали. Мазут опустился уже на девять метров. То есть стоимость рекультивации этой земли выходит, будем говорить, на астрономические величины. А таких денег у нас пока нет. По остальным землям, повторюсь, есть обращения в Минобороны РФ, и наши депутаты Госдумы ШРЕЙДЕР Виктор Филиппович и СМОЛИН Олег Николаевич предметно этим вопросом занимаются.
О парковках в городе
Парковки – это очень сложная проблема. Когда город планировался, таких норм по размещению легкового автомобильного транспорта вообще не существовало, поэтому организацией только лишь плоскостных парковок проблему не решить. У нас нет такого количества земли. Сегодня только в личном пользовании у омичей находится порядка 367 тысяч легковых автомобилей. Тем не менее вопрос поставлен правильно, искать пути решения нужно обязательно. В центре города мы решили пойти по тому же пути, по которому пошли Москва, Санкт-Петербург и уже Краснодар. Мы будем организовывать платные парковки. С этой целью уже выделяем земельные участки, формируем инвестиционную программу, ищем активных предпринимателей, которые готовы этим заниматься. Проблему парковок у социально значимых объектов – больниц и так далее – мы тоже стараемся решить. Ищем варианты. Хотя большой динамики я обещать не могу. Что же касается придомовых территорий, то здесь спасение только одно – нужно строить парковки в разных уровнях. Необходимы многоэтажные и механизированные парковки. Насколько этот вопрос успешно продвигается? Здесь похвастаться нечем, как говорится. Но мы готовы рассматривать любые предложения от предпринимательского сообщества.
Об омских дорогах
Дороги – это еще более сложная тема, чем парковки. С 2011-го по 2014 год мы на содержание и текущие ремонты всех омских дорог, не считая объектов по программе подготовки к 300-летию, имели в год 680 млн рублей. На 2015 год у нас еще меньше – 640 млн рублей. А чтобы омские дороги всех устраивали и соответствовали заявленным нормам, нам нужно минимум 3 млрд рублей в год. Отсюда и проблема. В этом году Федерация вроде бы выделила на дороги для Омской области 250 млн рублей, из которых 200 млн рублей по решению губернатора будут переданы в город Омск. Но пока, к сожалению, еще не подписано соглашение между Министерством транспорта РФ и минстроем Омской области. Мы каждый день ждем, чтобы приступить на эти деньги к запланированному ремонту дорог.
О мусоре
Да, город не идеален, но эта весна прошла лучше, чем прошлогодняя. Это объективно. Мы ежесуточно вывозим мусора из города примерно на 200-300 кубов больше, чем прошлой весной. И земли с прибордюрного пространства вывозим в сутки почти 500 тонн, что примерно на 200 тонн больше, чем в прошлом году. Что касается вывоза ТБО, твердых бытовых отходов, то проблемы есть, конечно. Они связаны и с недобросовестностью некоторых управляющих компаний, и с тем, что не все жители многоквартирных домов регулярно оплачивают услугу по вывозу ТБО. Сдерживающим фактором является и нехватка специализированной техники. В прошлом году мы приобрели 30 единиц новой техники. В этом году приобрели на 57 млн рублей еще 34 единицы, в том числе машины для уборки улиц и 10 самосвалов КАМАЗ большой вместимости, чтобы в следующем году мы могли быстрей управиться с вывозом снега. Но если по большому счету, то спецтехники у нас очень мало – ровно 30% от необходимого количества.
Что касается утилизации ТБО, то сейчас у нас только один действующий полигон, который в Надеждино. Два омских полигона хоть и получили отсрочку судебного решения по закрытию, но там мы можем только временно складировать ТБО, чтобы потом их вывезти на полигоны, которые получат официально лицензию на утилизацию, а такая схема получается существенно дороже, поэтому все возят далеко, то есть в Надеждино. Некоторые возят еще дальше – в Азовский и Кормиловский районы. Мы прекрасно понимаем, чем это грозит, поэтому все муниципальные работники в округах сегодня внимательно следят, чтобы в лесополосах, кюветах, гаражных кооперативах и прочих местах не появлялись новые несанкционированные свалки. Но мы очень надеемся, что в ближайшие три-четыре месяца откроется полигон шинного завода в Богословке, который уже подал документы на лицензирование.
О проблемах озеленения
Я скептически отношусь к высказываниям, что 10 лет назад Омск был городом-садом. Ни за 10 лет, ни за последние три года площадь зеленых насаждений в городе не сократилась. Да, у у нас стало меньше цветов, и здесь я абсолютно согласен. Но я категорически против бессистемности в решении вопроса с озеленением. Если помните, в прошлом году была общественная активность по бесплатной раздаче саженцев березы. И какой результат? По нашим оценкам, прижилось максимум 20% этих саженцев, которые раздавались на каждом углу. Да и дальнейшая их судьба неизвестна, поскольку они высаживались, во-первых, по принципу «есть пустое место и неплохо бы иметь здесь дерево», без учета тех же подземных коммуникаций. Во-вторых, менее 1% саженцев, высаженных людьми, этими же людьми и выхаживались. То, что некоторые саженцы прижились, это можно сказать случайность. Поэтому, если вы обратили внимание, мы идем по пути профессиональной зеленой архитектуры. Посадками у нас занимаются только профессионалы. Мы высаживаем деревья строго в определенных местах и строго определенных пород. Причем не саженцами, а крупномерами, у которых очень высокая выживаемость и которые почти сразу после посадки включаются в городской ландшафт. Я надеюсь, что через год-два уже будет заметен результат.