Областной суд вменил администрации Омска начать работы по освобождению Ленинской и Кировской свалок от накопившегося за 60 лет мусора
6 мая Омский областной суд укрепил решение Центрального районного суда от 4 февраля 2015 года, подтвердив, что обязанность разработать и согласовать проект рекультивации земельных участков под Ленинской свалкой лежит только на администрации города Омска без ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс», эксплуатировавшей эту свалку. Месяцем ранее, 8 апреля, тот же областной суд принял аналогичное определение о Кировской свалке, подтвердив, что администрация Омска обязана рекультивировать землю под ней без участия ООО «Экологические технологии».
Миллиарды
Оба раза с апелляциями в областной суд обращались городской прокурор и администрация Омска, которые не согласились с решениями Центрального районного суда. Напомним, что речь идет о рекультивации земли под свалками, то есть о необходимости освободить эту землю от копившегося десятилетиями мусора. 2 апреля на внеочередном заседании комитета по вопросам ЖКХ и транспорта омского горсовета соучредитель ООО "Омская клининговая компания "Норма плюс" Виталий ПУТИНЦЕВ подсчитал, что для вывоза (без рекультивации) мусора с арендуемого им Ленинского полигона потребуется порядка 8 млрд рублей. Собственник и руководитель ООО "Экотехнологии" Григорий ГОРОВОЙ сообщил, что очищение от мусора и рекультивация земли Кировского полигона обойдется в 10-11 млрд рублей.
Для того чтобы осуществить другой вариант: рекультивация самих свалок, что обошлось бы в разы дешевле – меньше миллиарда рублей, необходимо их внести в федеральный реестр полигонов твердых бытовых отходов и получить лицензию. Первые шаги для этого были сделаны: 17 декабря 2014 года Омский горсовет исключил из границ населенного пункта территории обоих полигонов. Была также произведена замена территории полигонов ТБО на вышеназванных земельных участках на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Однако 5 марта 2015 года Арбитражный суд Омской области отказал департаменту имущественных отношений Омска в требовании признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о снятии с кадастрового учета Ленинского и Кировского полигонов. Они были поставлены на учет в августе предыдущего года в качестве единых объектов недвижимости — это необходимое условие для включения в госреестр.
Временное складирование
Лицензии на размещение ТБО в границах Ленинской и Кировской свалок закончились в феврале-марте 2014 года и не были продлены. С этого момента мусорные операторы производили накопление (временное складирование) ТБО на специально выделенных площадках, с которых накопившийся за прошедший год мусор они должны будут вывезти в любом случае.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов — это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Эти «шесть месяцев» продолжались с некоторыми перерывами до 1 мая 2015 года. Предполагаю, временное складирование продолжается и сегодня уже без всякого на то разрешения, но с учетом того, что администрация Омска обратилась в суд для продления его срока (об этом сообщил на пресс-конференции на прошлой неделе областной прокурор). Свозить весь городской мусор на единственный официальный полигон в Надеждино просто невозможно.
Апелляция
В апелляционном представлении прокурор Омска заявил, что в соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ «в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот». А значит, ОКК «Норма плюс» и «Экотехнологии» как арендатор обязаны участвовать в работах по рекультивации всех выделенных им участков.
Администрация города Омска в апелляционной жалобе напирала на то, что данные участки еще в 50-е годы горисполкомом были выделены в пользование Тресту очистки города и использовались под поля ассенизации и под свалку твердых нечистот. С 1970 года земельные участки находились в ведении Специализированного хозяйства по уборке города. То есть свалки существовали до нынешнего природоохранного законодательства и вывезти оттуда весь накопившийся за полвека мусор нереально.
Была еще и неудачная попытка просить суд об экспертизе для разрешения вопроса о необходимости проведения рекультивации земель и способе ее проведения. И тоже неудавшаяся попытка заявить, что ранее на спорных земельных участках Кировского округа располагались скотомогильники: «При этом ни в судебном заседании суда первой инстанции, ни в апелляционных жалобах на указанные обстоятельства не ссылались, какие-либо подтверждающие документы в материалы дела не представлены».
Суд отклонил довод представителей администрации Омска и департамента городского хозяйства о нецелесообразности и невозможности проведения мероприятий по рекультивации земельных участков до завершения мероприятий по приведению усовершенствованных свалок в соответствие с экологическим и природоохранным законодательством в соответствии с Концепцией по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Омской области, утверждённой приказом министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 24 декабря 2014 года № 63.
ОКК «Норма плюс» и «Экологические технологии» просили оставить в силе решения первой инстанции, сообщив, что эксплуатируют свалки только с 2008 года и не могут отвечать за отходы, накопившиеся там с 50-х годов.
В итоге «вопреки доводам апелляционного представления, анализируя положения постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», п. 1 которого предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель», судебная коллегия не усмотрела в действиях ООО «ЭкоТехнологии» и ОКК «Норма плюс» нарушений, которые бы давали основания возложить на них обязанность по разработке и согласованию проекта рекультивации вышеуказанных земельных участков и проведению мероприятий по их рекультивации. То бишь плодородный слой был снят с земли до того, как эти компании стали эксплуатировать свалки.
Кроме того, как решил суд, «факт передачи земельных участков в аренду не освобождает органы местного самоуправления от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов».