Накануне Дня предпринимательства о предпринимательском сословии: ожидания и реальность

Дата публикации: 20 мая 2015

Мы опять живем в переходный период. Третий раз за последние 25 лет. Кто играет первую скрипку? Если говорить об «экономическом оркестре», то можно выделить три исторических тренда. При сплошном дефиците девяностых это были те, кто мог быстро и бесстрашно занять деньги – купить, где есть – довезти туда, где нет – продать и разделить деньги с кредиторами. Этакий «деляческий актив». В начале двухтысячных настала эпоха приватизации и захвата ресурсов – начала звучать «скрипичная партия» менеджеров и чужеродцев: ресурсами надо управлять, поэтому наши стали учиться у западных. Научились. Наши вообще способные. А что же сейчас, когда и дефицита нет, и ресурсная база Советского Союза давно распределена? Настало время создавать новые ресурсы – «пойди туда не знаю куда…». Какая сила в обществе реально может это делать? Очевидно, что только предприниматели.

Новое в экономике – это новые способы получения добавочной стоимости, создание которых по силам только предпринимательству с его профильными способностями и навыками, специфическим типом активности, особым профессиональным кодексом. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы появились предприниматели, которые на своих «предпринимательских скрипках» сыграют победный марш нашей экономики. Но пока бизнес слышит звуки похоронных труб, к сожалению. Вопросами я заинтересована, будучи бизнес-консультантом по управлению персоналом, и занимаюсь выявлением и подготовкой предпринимательских кадров как в профессиональной деятельности, так и через общественную сферу. С интересом отслеживаю, как развивается у нас в Омске эта профессия.  

Понятие «предприниматель» определено в работах Й. ШУМПЕТЕРА (не цитирую, для заинтересованных лиц это хорошо известно). Да и в самом термине «предприниматель» можно увидеть суть. «Давайте ПРИМЕМСЯ за дело!» – говорит бизнесмен, подразумевая, что само ДЕЛО уже есть. И рассчитывает, что его усилия окупятся через год. Он стремится  сконцентрировать средства и силы на минимальном временном промежутке и по типу своей деятельности прав. А если ДЕЛА нет? За что приниматься? Дело, успешное вчера, сегодня в лучшем случае позволяет работать на нулевой рентабельности с ежемесячным риском попасть в зону неокупаемых долгов – банкам по кредиту, работникам по зарплате, поставщикам и … Можно не продолжать.  Многие монобизнесы сейчас умирают. Собственники и директора это знают или хотя бы чувствуют, а сами думают: «Да ладно, так не будет!» Так вот ПРЕД-приниматель – это тот, кто ПЕРЕД тем,  как ДЕЛО появится, ПРИНИМАЕТ на себя все риски по его созданию. А ДЕЛО – это и есть та машинка, которая способна ковать добавленную стоимость.

Бизнес явно нуждается в новых людях, способных как-то выкручиваться и приносить прибыль новыми способами, потому что по-старому ничего не работает. Все вынуждены искать дополнительные источники. Тема зазвенела в 2008-2009 годы, и тогда директора и собственники омских компаний стали принимать регулярное участие в кадровых форумах, пытаясь донести свои чаяния «персональщикам»: найдите нам «буйных».

Я с глубоким уважением подчеркиваю значимость и уникальность Омского кадрового форума – он как бы собирает на себе отраслевые научные знания и проявляет тренды, складывающиеся в реальной практике. В этом году на пленарном заседании Форума явно проявились уже не отдельные чаяния, а собранные в общий тренд разносторонние оценки потребности региона в предпринимательских кадрах. Научный подход был выражен Т. Ю. БАЗАРОВЫМ – российским ученым, который зафиксировал профессиональные  проблемы современного рынка труда – как найти людей и определить критерии  профпригодности для той деятельности, которой еще нет? Он же выделил одну из базовых предпринимательских способностей: человек должен быть способен начинать дело, быть «начальником». Не случайно этот термин был закреплен в русской деловой культуре! Потребности в предпринимательских кадрах  четко обозначили руководители структур по УП крупнейших Омских производственных предприятий: ФГУП «НПЦГ «Салют» (филиал ОМО им. П. И. Баранова) и ОАО «Газпромнефть – Омский НПЗ».

Этот же приоритет был заявлен первым замом губернатора Омской области В. Ю. СИНЮГИНЫМ, который обозначил «поддержку предпринимательских талантов» как одну из важнейших кадровых задач Правительства Омской области.  Постоянное внимание и организация такой поддержки уже дает значимые плоды. В нашем регионе широко разворачивается одно из направлений предпринимательской активности – социальное предпринимательство (для справки: два других направления – инновационное и инженерное предпринимательство). Четыре года подряд в Омске впервые в России проводятся форумы по социальному предпринимательству: идеи, обмен опытом, реализованные проекты, решенные социальные проблемы – с детскими садиками, например. Не случайно на федеральном уровне Омск признан регионом с самой высокой социальной активностью. Общественники наверняка помнят зарождение идеи «Омск – социальная столица», и какое активное участие было принято общественными организациями и движениями в разработке стратегии социально-экономического развития Омской области, когда  вопросы социального благополучия стали важным дополнением к стратегии, разработанной профессиональными консультантами SPG. Ценность омских инициатив зафиксирована и тем, что буквально через две недели по инициативе Правительства Омской области в нашем городе состоится  Всероссийский «Форум социальных инноваций регионов».  О его масштабах и практическом значении можно судить по уровню участников: мы ожидаем визит и выступление  и председателя Совета Федерации ФС Российской Федерации Валентины МАТВИЕНКО, нескольких федеральных министров и губернаторов.

В силу своей профессии я активно общаюсь с бизнес-персонами и представителями деловых общественных организаций Омска и Северного Казахстана. Время от времени слышу от обеих сторон один и тот же вопрос: «Ну, как там? Что с бизнесом? С экономикой?» При этом каждый надеется услышать ответ, что у него-то получше, что он-то покруче, что правительство у него разумнее и т.д.

Это такая скрытая, даже не конкуренция в ее экономическом смысле слова, я бы назвала это социальной соревновательностью. Как в нашем детстве – Красноярская СШ № 1 всегда старалась обыграть Красноярскую СШ № 2. И наоборот. По любому поводу: олимпиада по математике, фестиваль ко Дню Победы, спортивные соревнования или урожайность на полях летних ученических бригад. Но детство в прошлом, соцсоревнование как явление общественной жизни не существует, а бизнес-конкуренция всех достала. А вот добрая  соревновательная жилка по-прежнему есть в каждом из нас. И может быть имеет смысл присмотреться к ней и использовать в практическом, прикладном значении к сегодняшним условиям? Тем более что и на уровне государственной политики наши страны в хорошем смысле соревнуются. Наши уважаемые президенты, безусловные национальные лидеры в своих странах, оба говорят об активизации работы по поиску и оформлению национальных идей. И даже в таком непростом вопросе, явно присутствует  соревновательность: совсем недавно Н. А. НАЗАРБАЕВ на Ассамблее народа Казахстана объявил, что Казахстан может стать первой (!) страной в мире, где будет документально закреплена национальная идея.

Естественно, что в сфере экономики, где все или почти все измеряемо, сам бог велел считать очки.

Благодаря профессиональной и общественной практике у меня есть возможность сравнивать и хоть немного, но типизировать бизнес-поведение омских и казахстанских бизнесменов. Не в пользу Омска, к сожалению.

Мы попытались с несколькими омскими компаниями начать работать в логике развития предпринимательских проектов – не двинулись дальше благожелательных разговоров о предпринимательской корпоративной культуре. А вот на территории Петропавловска есть примеры, когда компания задает стратегическую цель – создать не менее 3-5 новых предпринимательских проектов за ближайший год при долевом распределении прибыли между материнской компанией и инициаторами проектов.

Другой пример. Мы с коллегами по ОПМ «Ноев ковчег» отработали более десяти предпринимательских проектных сессий, в том числе в рамках проектного клуба НП «ИТ-Кластера Сибири», который стал возможен во многом  благодаря личной активности А. Н. ПРОСКУРНИНА, на тот момент исполнительного директора ИТ-кластера. По итогам всех проектных сессий явно стало видно, что омские бизнесмены сориентированы на развитие частных проектов и пока не готовы думать об общей инфраструктуре. Зато почти параллельно в Кокшетау начался интересный и необычный консалтинговый проект. Из диалога с собственником бизнеса: «Молодежь не удерживается.  Они даже на хорошую зарплату не имеют права на море съездить, потому что отпуск в сельском хозяйстве только зимой, а зимой печи в домах надо каждый день топить, иначе все перемерзнет. Поэтому есть решение заниматься развитием села, его инфраструктуры – материальной и социальной: садики, бани, кочегарки, клубы, и спортивные секции – бизнесу приходится заниматься всем».

Но не только на уровне частных инициатив в Казахстане загорается огонек предпринимательской инициативы. С большим уважением отзываются сами казахстанские бизнесмены о работе  Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, общественной организации,  относительно недавно созданной совместным решением Правительства РК и Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен». С уважением и надеждой, что на уровне государства есть реальная готовность к практическим шагам в развитии  делового партнерства бизнеса и власти.

Как бы так начать думать и действовать, чтобы лучшие предпринимательские практики были возможны к взаимному обмену? Соревновательность в основе развития. Не конкуренция, когда хочу уничтожить других, а соревнование, когда хочу сравнить, кто выше, дальше, сильнее.  Вызвать на предпринимательскую беговую дорожку наших коллег  из Казахстана что ли? Или соединить положительные опыты двух регионов – создавать межрегиональные пакеты проектов и межрегиональную инфраструктуру. Это даст существенны прирост количества предпринимателей для обеих стран,  масштабирует их видение и способности предпринимать. Тем более что пакет проектных идей, которые можно использовать для стартовых переговоров уже есть*.

* См. материалы сайта www.nacionalnaya-ideya.ru, раздел «Замысел «РУСЬ-трапеция», подраздел «Практическая основа».

Важнейший опыт, полученный мной  прошлый год: бизнес не может в своей основной массе увидеть ни смысл, ни ресурсы для объединения своих усилий. Все рассчитывают, что должны быть созданы условия, а уж тогда они развернутся! Интересно, кто будет эти теплицы для бизнеса создавать?

Работая в ОПМ «Ноев ковчег», мы выделили несколько типов предпринимательских проектов разного уровня. Первый – это частные проекты, бизнесы в обычном понимании. Второй – ассоциативные проекты, в которых осуществляется кооперация нескольких экономических субъектов из разных отраслей. Только здесь, на уровне бизнес-ассоциаций становится возможным развитие отраслевых систем общего пользования – инфраструктуры, которая может в свою очередь приносить пользу и выгоду частному бизнесу. Но каждый бизнес в отдельности не может ее ни построить, ни поддерживать в работоспособном состоянии – средств не хватит. На это способны деловые общественные организации и бизнес-ассоциации, договорившись между собой о порядке взаимодействия для всех участников отраслевого и смежных рынков.

Очень сложным оказывается переход на такой тип взаимодействия со сторонними структурами. Это возможно только при условии сочетания частного интереса каждого участника и выделения общих интересов, под которые люди смогут совместно выделять ресурсы и разделять риски. Это нестандартная работа – необычные переговоры и необычные реакции окружения, по-другому организуемые события и т. д. Возникает естественный страх новизны. Сейчас на фоне нарастающих экономических угроз и законодательных ограничений бизнес наконец-то начинает понимать, что в одиночку не справится. И компании ищут возможности для объединения в различные некоммерческие и сетевые партнерства под влиянием внешнего давления, как, например, происходит на рынке российских ломбардов: в связи с последними законодательными изменениями ЦБ они вынуждены входить в сетевые структуры  для сохранения самой возможности деятельности.

Следующий уровень проектов – проекты городского, регионального, межрегионального масштабов. Их реализация требует кооперации и совместных усилий бизнеса, общественных структур, власти, населения. Только при реализации таких проектов возможно развитие инфраструктуры территориального значения. А это уже и есть те условия, которых все так ждут.

Сейчас выделяются средства для поддержки предпринимательских инициатив и в первую очередь молодежных. Фактически это хорошее подспорье молодым активным ребятам, которые пытаются развивать свои проекты.  Они сориентированы на обеспечение себе рабочего места и формирование личного дохода, их личные задачи успешно решаются. Вот только к изменению  общей экономической ситуации это отношения не имеет.

Давайте посчитаем. Гранты и субсидии на поддержку молодежных проектов в среднем начинаются от ста тысяч рублей. 100 тысяч сегодня – это ФОТ трех-четырех сотрудников  средней квалификации. Предполагаем, что эта сумма выделена начинающему «предпринимателю» в качестве субсидии и он как-то умудрился (иначе и не скажешь) организовать на них три постоянных рабочих места с заработными платами по 20 тысяч рублей. Сколько денег вернется в бюджет за год? Около 390 000. Вроде бы неплохое вложение. А теперь сравним: сколько стоит один километр асфальтированной дороги? Из открытых источников – начиная от 14 млн рублей и до бесконечности. Сколько раз по 100 тысяч надо выделить начинающим бизнесменам? Получается, что 36 раз. Это на год. И на 1 км. самой дешевой дороги. А чтобы на деньги от молодежного предпринимательства заасфальтировать все дороги в Омской области, надо все цифры умножить. В тысячи раз. И даже если государство найдет эти деньги, то кому оно их субсидирует? Где у нас тысячи начинающих предпринимателей, желающих самостоятельно формировать добавочную стоимость и хотя бы по три рабочих места обеспечивать?

Таких людей чрезвычайно мало! И сейчас такое время, когда их надо специальным образом готовить (потому что поддерживать некого).  Закономерный вопрос – КАК?

Смею взять на себя ответственность обобщить опыт ОПМ за предыдущий год. Единственный пока найденный нами технологический инструмент – это предпринимательские проектные клубы при деловых общественных организациях. Только такая регулярная форма работы, проходящая на глазах у значимых друг для друга коллег, позволяет не соскочить от обязательств и удержать предпринимательские тип мышления и тип действия. В проектных клубах можно будет создавать условия постоянного делового взаимодействия в новой парадигме – предпринимательской, когда реально создается НОВОЕ ДЕЛО. Это еще один важный вывод из профессиональной практики за последние 2–3 года: для того чтобы спящие предпринимательские способности начали активизироваться, надо чтобы человек, привыкший действовать определенным образом,  попал в режим регулярной ДЕЛОВОГО взаимодействия. Только так, в сравнении с другими, он может оценить свои действия, увидеть успешность/неуспешность своего проекта, сопоставить скорость и масштаб развития – будет вынужден работать по новым правилам, чтобы удержать марку. В противном случае, как только человек остается один на один, он почти сразу же по окончании встречи возвращается к привычному образу действий. Поэтому однократные события, сколь бы масштабными и интересными они ни были, сколько бы государственных денег ни распределялось на них в качестве помощи – это не решает вопрос масштаба предпринимательской активности.

Так сложилось в нашей культуре, что накануне значимых профессиональных дат отраслевой актив проводит как бы внутренний аудит – что было сделано и какие задачи стоят на новом этапе.  Все сейчас озадачены поиском проектов под инвестиции или наоборот – инвестиций под проекты. Это ложный путь. Искать нужно ЛЮДЕЙ. Вернее, их надо готовить.

Формирование предпринимательского сословия – это и есть достойная и стратегически важная задача ближайшего периода  для омского  бизнеса и деловой общественности. Примерно на десятилетие. Только внутри предпринимательского сословия может сформироваться  экономическая элита – прослойка людей, способных постепенно осваивать и брать на себя ответственность за развитие не только частного бизнеса, но и за экономическое благополучие своего города, региона, страны.

Наиболее эффективными площадками  такой подготовки мы считаем регулярную работу проектных клубов при деловых общественных организациях и готовы сотрудничать со всеми объединениями, кому данный вопрос будет интересен для практической реализации. Здесь есть только одно принципиальное условие – важно, чтобы актив организации решил для себя пройти серию проектных экспертиз и видел своей целью создание на базе частных проектов  пакета проектов другого масштаба – ассоциативных и территориальнозначимых.

 

(Консультант: Сергей ГАНЧАРУК,

содержательный координатор ОПМ «Ноев ковчег»)

 

Ирина РУДЕНКО, организационный координатор ОПМ «Ноев ковчег», директор ООО «Предпринимательский консалтинг»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/may/01_kv_18_sovmjpg/75998