«Чтобы конкурировать с производителями овощей из Казахстана и Китая, электроэнергия должна быть не дороже 2 рублей за киловатт»

Дата публикации: 20 мая 2015

Участники омской дискуссионной площадки Общероссийского народного фронта обсудили перспективы развития малой генерации

На круглом столе, который проводился 15 мая по инициативе руководителя рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Евгения РЕДДИХА, рассматривались вопросы эффективности использования малой электрогенерации в агропромышленном кластере Омской области на примере агрохолдинга «Дружино». Предлагаем вниманию читателей «КВ» наиболее интересные моменты из этой полуторачасовой дискуссии.

Денис ДЕНЕЖКИН, директор ООО «Агрохолдинг «Дружино». Наш агрохолдинг создан всего несколько месяцев назад, но базируется он на теплично-парниковом комбинате «Агрокультура», который работает с 2003 года. В настоящее время наше производство размещается на шести гектарах. В этом году мы начинаем реализацию инвестиционной программы по расширению производства овощей закрытого грунта с объемом инвестиций более 1 млрд рублей. При этом у нас порядка 60% в себестоимости продукции занимает электроэнергия, то есть объемы потребления достаточно большие, поэтому с ростом производственных мощностей возникает проблема с энергообеспечением. Мы этой проблемой сейчас активно занимаемся, смотрим различные предложения, в том числе по собственной электрической генерации.

Сергей МОДЕНОВ, директор филиала ОАО «МРСК Сибири – Омскэнерго», президент Ассоциации предприятий энергетики Омской области. Выбирать способ обеспечения электрической энергией – право потребителя. Он выбирает такой вариант, который более выгоден и целесообразен с учетом не только первоначальных затрат, но и на весь период жизни инвестиционного проекта. Если расчеты показывают, что выгоднее развивать свою генерацию, то нужно однозначно идти по этому пути. Тем более, как я понимаю, в Дружине есть газ. Раньше в энергетике было принято разрабатывать так называемое предварительное технико-экономическое обоснование, в котором определялись четко цели и проводился сравнительный анализ различных вариантов энергоснабжения. Я предложил бы агрохолдингу не торопиться с принятием окончательного решения, а взять тайм-аут и еще подумать. По нашей приблизительной оценке, в данном случае затраты на собственную генерацию и на присоединение к внешним сетям – они будут практически одинаковыми.

Николай КОЗУБОВ, представитель «ВТ Энерго». Наше предприятие является подразделением компании «Восточная техника». На рынке мы больше 10 лет, поставляем и обслуживаем газопоршневые установки и дизель-генераторы Caterpillar. За это время мы установили энергооборудования примерно на 600 МВт. В том числе один энергоблок на тепличном комплексе в Томске и два – в Новосибирске. Наши газопоршневые установки оснащаются системами для комбинированной выработки электроэнергии и тепла. Когенерационные установки позволяют снизить на 40% расход топлива по сравнению с раздельным производством тепловой и электрической энергии, а суммарный КПД установки повысить до 86%. Плюс наших систем в том, что они достаточно гибкие, вводятся в короткие сроки и все затраты – как капитальные, так и операционные – достаточно прозрачны.

Андрей ЗОТИКОВ, представитель «ВТ Энерго». Добавлю, что мы обычно рассматриваем три варианта малой генерации. Первый вариант – так называемый островной режим, когда энергоисточник работает только на одного потребителя. Второй вариант – это параллельный режим с сетью и нулевым экспортом, когда энергоблок находится под постоянной нагрузкой, но в пиковые моменты потребитель добирает нагрузку из внешней сети. Третий вариант – параллельный режим с экспортом в сеть. Это как блок-станция, которая работает в компании «ТГКом». В третьем варианте избыток произведенной электрической энергии направляется во внешнюю сеть, и это, конечно, самый эффективный вариант. Тепличные комплексы в Европе – они все работают именно в параллели с сетью и продают свои излишки электроэнергии, утилизируя тепло и СО2. Им это выгодно. В наших условиях в тепличных комплексах достаточно сложно сделать станцию, экспортирующую электроэнергию в сеть. Хотя, конечно, многое зависит от перспектив развития бизнеса.

Евгений РЕДДИХ, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика», председатель совета директоров ОАО «Электротехнический комплекс». Чтобы принять правильное решение, нужно четко определиться с режимом, в котором энергооборудование будет эксплуатироваться. Надо быть готовым к тому, что озвученные большие цифры КПД – это в том случае, если утилизируется тепло. И точно знать ответ на вопрос, что делать с теплом в летний период.

Денис ДЕНЕЖКИН. Особенность тепличного комплекса – примерно равное с сентября по май потребление электрической и тепловой энергии. Сейчас у нас для производства тепла используется газовая котельная. Исходя из этого, мы и считали, что тепличные комплексы являются оптимальными с точки зрения установки блок-станций, работающих в режиме совместной выработки тепла и электроэнергии. К тому же у нас есть своя специфика. Мы строим логистический комплекс, где нам очень нужен холод. А современные системы тригенерации позволяют производить еще и холод, кроме электроэнергии и тепла. В зимний период будем греть, в летний период – охлаждать.

Александр МЯСНИКОВ, исполнительный директор Союза работодателей Омской области. Если я правильно понимаю, агрокомплекс «Дружино» хотел бы видеть свое энергохозяйство в качестве отдельной бизнес-единицы.

Денис ДЕНЕЖКИН. Естественно. Меньше всего мы бы хотели заниматься энергетикой. Производство овощей и энергетика – они очень далеки друг от друга. Но при этом мы приезжаем к коллегам из Белгородской области и они нам говорят, что если бы не собственная генерация на газе, то они никогда не стали бы строить теплицы на площади 20 гектаров. При другом варианте бизнес у них не окупался бы. И мы задумались тоже. Особенно после того, как заплатили за сезон несколько десятков миллионов рублей Омской энергосбытовой компании.

Евгений ЕВСЕЕВ, главный энергетик ПО «Иртыш». Мы два года назад запустили свою блок-станцию, но тут необходимо учитывать, что мы осуществляем круглогодичное горячее водоснабжение микрорайона «Радуга», поэтому вопросов с утилизацией тепла у нас вообще не возникает. Зато очень хлопотно запускали энергоблок. Заплатили немцам деньги, они привезли нам установки, запустили, уехали и почти сразу обанкротились. Мы остались один на один с этими машинами. Пришлось разбираться самим. Сразу скажу, ничего в них страшного нет. Это обычные газовые двигатели, к которым присоединены генераторы. И в режиме параллельном с сетью эти машины у нас работают очень хорошо и надежно с 2013 года. Работают на 75% от нормативной загрузки. Что могу сказать по поводу экономии. Если без утилизации тепла, то стоимость электроэнергии получалась бы примерно такой же, по которой мы покупаем электроэнергию у Омской энергосбытовой компании. С утилизацией тепла экономика получается другая, себестоимость произведенной электроэнергии – от рубля до полутора рублей. Что хотелось еще сказать. Если говорят, что коэффициент загрузки оборудования такой-то – эту информацию нужно всегда воспринимать критично. Знаем на собственном опыте, всегда что-нибудь да произойдет. То масло закапало, то свеча из строя вышла. И нужно еще учитывать время поставки запчастей. Даже если запчасти поставляются из Новосибирска, то и в этом случае можно потерять неделю. А если из Германии нужно привозить?

Евгений РЕДДИХ. В 2014 году сколько у вас часов простоя было?

Евгений ЕВСЕЕВ. Не меньше 25% простоя – это точно. При том что общая номинальная загрузка машин, как я уже говорил, – порядка 74%. Это реальные цифры. Мы получаем экономию, мы ее считаем, всем экономия нравится, но все же мы получили не совсем то, на что рассчитывали изначально.

Евгений РЕДДИХ. Возврат инвестиций в вашем случае не предусматривается?

Евгений ЕВСЕЕВ. Нет, не предусматривается. 

Сергей МОДЕНОВ. Не могу не отметить один нюанс. ПО «Иртыш» — это и завод, и сетевая организация в одном лице. То есть у ПО «Иртыш» нет проблем ни с присоединением, ни с работой в параллели с сетью. Собственно, если встала у них турбина – они берут электрическую энергию из сети в нужном количестве. 

Александр МЯСНИКОВ. А на какую экономию рассчитывает агрохолдинг «Дружино» при условии ввода собственной генерации?

Денис ДЕНЕЖКИН. По опыту коллег из Новосибирска, Белгорода и Подмосковья – примерно на 30% снижается общая себестоимость продукции.

Евгений РЕДДИХ. Это при условии, что все хорошо и не происходит сбоев.

Денис ДЕНЕЖКИН. Конечно, и мы это понимаем, и не говорим, что завтра перерубим провода и будем обеспечивать себя электроэнергией сами. И анализ мы проводим очень тщательный. А потом еще в Сбербанке будут практически под микроскопом наши расчеты смотреть. Мы просто хотим добиться эффективности в нашем бизнесе. Чтобы тепличное хозяйство производило овощи по конкурентным ценам с производителями из Казахстана и Китая, стоимость электроэнергии не должна превышать 2 рублей за киловатт-час. По энергоэффективности теплиц вопросов у нас уже нет. Мы используем голландские технологии, которые позволяют увеличить производительность в сравнении со старыми советскими теплицами в 4-5 раз. 

Евгений РЕДДИХ. Компания «Электротехнический комплекс» весьма успешно реализовала проект по вводу блок-станции из трех газопоршневых агрегатов, поставщиком которых является «ВТ Энерго». Хотя все получилось не так хорошо, как мы ожидали, когда входили в проект. Ожидания изначально были большие, а по итогу было некоторое разочарование, когда мы поняли, что купить и смонтировать – это только половина дела. Не менее важна эксплуатация. И особенно много вопросов, если станция эксплуатируется в параллель, да еще и с экспортом в сеть. Скажем прямо, у нас достаточно дорогостоящий получился проект. Причем в бизнес-плане цифры  были одни, а на практике – совершенно иные. У нас, как и полагается, было два сценария – оптимистичный и пессимистичный. Пока мы даже до пессимистичного не дотягиваем.

Аркадий ЛУНЕВ, директор ОАО «Электротехнический комплекс». Подтверждаю слова коллег из ПО «Иртыш»: иметь некую независимость от энергосистемы – это, наверное, хорошо, но производство электрической энергии на газопоршневых установках без использования производимой тепловой энергии экономически себя не оправдывает. Если вам не дали деньги без возврата – нет смысла даже начинать проект. Работа блок-станции в островном режиме никогда не окупится. Подтверждаю и то, что декларации завода-производителя и продавца об эксплуатационных характеристиках и эксплуатационных затратах всегда, мягко скажем, слишком оптимистичны. Сумму затрат, которую вам назовет продавец, нужно еще умножать на коэффициент погрешности и при этом иметь в виду колебания курса доллара. Декларируемые 8 тысяч часов в год наши газопоршневые установки еще ни разу не отработали. Наладка и настройка режимов работы машин заняла, как минимум, год. Я не знаю, бывают ли в агрохолдингах достаточно квалифицированные энергетики, но я совершенно точно могу сказать, что для обслуживания собственной генерации понадобится команда специалистов. Вряд ли можно будет привлечь какую-то компанию, которая согласится оказывать такие услуги на аутсорсинге. Что касается себестоимости, то нужно понимать, что на время возврата кредита себестоимость, если учесть первоначальные вложения, получится соизмеримой с ценой сбытовой компании. 

Сергей МОДЕНОВ. Конечно, можно поставить малую генерацию и работать как остров. Проблем нет. Но нет и экономического смысла, поскольку придется думать о резервировании и так далее. А если ставить генерацию в параллель с сетью, то в любом случае придется нести затраты на присоединение к сетям МРСК Сибири. К вопросам развития собственной генерации нужно подходить очень тщательно. По большому счету, в России очень мало примеров успешной малой генерации. Если говорить об Омской области, то успешных примеров всего два. Самый успешный опыт – это генерация Техуглерода. Условно успешный – запуск блок-станции компанией «Электротехнический комплекс». С учетом того, что Евгений Робертович все равно доведет этот проект до ума.

Денис ДЕНЕЖКИН. Поверьте, у нас нет желания изобретать велосипед. Мы просто хотим построить тепличный комплекс, который работал бы эффективно, а для этого нам нужно принять максимально обдуманное, оптимальное решение. Мы прекрасно понимаем все плюсы большой энергетики. Но в большой энергетике большие сроки. 10 МВт ниоткуда не возьмутся по щелчку пальца. А если необходимо запустить тепличный комплекс именно сейчас, поскольку так диктует рынок, а свободных мощностей в ближайшее время не предвидится, то и выбора особого нет, кроме собственной малой генерации.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/may/01_kv_18_sovmjpg/76006