Вадим ДРЯГИН: «Чтобы НАЗАРОВ и ДЕНИСЕНКО не зависели друг от друга, должны появиться два технических кандидата»

Дата публикации: 20 мая 2015

О том, зачем губернатору Омской области понадобилось уйти в досрочную отставку, кто может оказаться в числе кандидатов на пост главы региона и  каковы перспективы избирательной кампании-2015 в целом, «КВ» расспросили политтехнолога, директора ООО «ГЭПИЦентр II» Вадима ДРЯГИНА.

– Вадим Владиславович, как вы считаете, зачем все-таки губернатору НАЗАРОВУ надо было просить президента о досрочной отставке?

– Во-первых, все действия губернаторов, связанные с их дальнейшим нахождением на посту, согласовываются с президентом. Мы достоверно знаем только одно, а именно то, что видели на Первом канале: Виктор Иванович сказал: разрешите, Владимир Владимирович, уйти в отставку, потому что хочется понимать перспективы региона. Не совсем понимаю, как связана отставка с перспективами региона, но так как президент сказал «угу» и кивнул головой, значит, эта комбинация в Кремле уже понимается на уровне жеста, а не какого-то содержательного заявления.

И все же почему губернатор не попытался до 2017 года остаться в своем кресле?

– Мы все знаем, что деятельность нашего областного правительства сейчас находится в зоне объективной критики, в зоне реальных проколов, провалов. При этом в российской политической практике все последние 10-15 лет существует твердая позиция о том, что нужно заранее готовиться к выборам в Госдуму и к выборам президента. С апреля  всех назначенных губернаторов приглашают в Кремль, и с ними со всеми проговаривается вопрос о досрочной отставке, чтобы переизбраться 13 сентября этого года. Это необходимо для того, чтобы получить полностью легитимных губернаторов к выборам, предстоящим 4 декабря 2016 года. По закону выборы губернатора могут состояться только в сентябре, в единый день голосования. Поэтому до 2016 года нынешний сентябрь – это последняя дата, когда губернатора-назначенца можно сделать избранным губернатором. Тактика усиления губернаторов до выборов в Госдуму – это не явление нынешнего сезона, это практика, известная с нулевых годов, со времени прихода ПУТИНА к власти. Второй момент – надо укрепить губернаторов к выборам президента.

– То есть вы имеете в виду, что инициатива идет на самом деле сверху, а не от самих губернаторов?

– Это даже не инициатива, это практика управления политической системой России, так называемая этапность, сезонность подготовки к выборам, один из элементов которой – укрепление института губернаторов.

Но ведь и сами губернаторы должны просчитывать шансы, стоит ли в тот или иной момент идти на выборы.

– Должны, но смысл это имеет только в том случае, если реально работает избирательная система. Если бы речь шла о действительно альтернативных выборах, тогда можно оценивать: вот сейчас позиция нашей прокремлевской кандидатуры не очень сильна и давайте дадим ему возможность укрепиться. На самом деле ничего этого давно нет. Единый день голосования – 13 сентября – практически специально сделан для того, чтобы ни у кого из альтернативных кандидатов на губернаторские посты шансов не было вообще. Для этого момент, когда губернатор уходит в отставку, устраивают как можно ближе к лету, и вся активная фаза выборов – и выдвижение, и регистрация – приходится на летний период. И легче в этой ситуации в итоге тому, у кого под рукой административный ресурс. А получает его тот, кто назначается временно исполняющим обязанности губернатора, то есть кандидат от Кремля. И именно этот кандидат, располагая ресурсом, используя законодательные и исполнительные органы власти, в сентябре обеспечивает свое переизбрание.

– То есть вы считаете, что в сентябре Виктор Иванович гарантированно будет избран губернатором?

– С точки зрения логики традиции, существующей в политической системе, логики кремлевской политтехнологии, безусловно да.

– А с вашей точки зрения?

– С моей точки зрения, шанс альтернативных выборов есть всегда. Я в этом смысле бывший оптимист. Другое дело, что альтернативный кандидат должен предложить ресурс, организационный и финансовый, который по своей эффективности не уступает административному ресурсу в этом регионе. И случаев избрания непрокремлевского кандидата у нас в России хоть не много, но они есть. Мэр Новосибирска, например.

– В Омской области такое развитие ситуации возможно?

– Безусловно возможно. Сейчас все зависит от того, кто пойдет альтернативным кандидатом и какими ресурсами он будет обладать.

– И какие альтернативные кандидаты могут выйти на выборы губернатора в Омской области?

– Одна из альтернативных кандидатур уже хорошо известна, в принципе КПРФ и не скрывает свою позицию на этот счет, это депутат Госдумы Олег Иванович ДЕНИСЕНКО. В существующем региональном законе о выборах губернатора предусмотрена необходимость прохождения кандидатами муниципального фильтра. Кандидат должен собрать определенный процент подписей в свою поддержку от установленного числа депутатов районных и поселковых советов и от общего количества избранных глав муниципальных образований. Федеральный закон позволяет регионам установить планку до 10%, у нас же в области пока установлена весьма либеральная квота – 5%.   Впрочем эта цифра еще может измениться, если будут внесены соответствующие изменения в региональный закон. При этом подписи должны быть собраны, как минимум, в 24 районах (три четверти территорий). Таким образом, объективно через муниципальный фильтр по количеству депутатов могут пройти только кандидаты двух партий – ЕР и КПРФ. Участие двух этих кандидатов является безусловным. Остальные потенциальные лидеры общественного мнения на выборы не пойдут по той простой причине, что пройти эти муниципальные фильтры без поддержки партий невозможно.

Тем не менее мы потенциально можем представить, что находится некий олигарх с большим финансовым и организационным ресурсом, который тоже проходит этот фильтр. С моей точки зрения, в настоящий момент таких кандидатов, которые начнут собственную игру, в Омске нет. И вот если эти два кандидата – от ЕР и от КПРФ – зарегистрируются, они оказываются в уникальной ситуации, когда один кандидат зависит от другого, и одному кандидату достаточно за сутки снять свою кандидатуру и тогда выборы не состоятся, и все жаркое лето 2015 года будет потрачено впустую.

– Для того чтобы этого избежать, существуют технические кандидаты.

– Вот об этом я и хотел сказать. Но смогут ли команды ДЕНИСЕНКО и НАЗАРОВА гарантированно вывести технических кандидатов, сказать уверенно я не могу. Их организационные ресурсы я точно оценить не могу, по той простой причине, что организационная слабость региональных властей отмечена, а о ресурсах Олега Ивановича, кроме КПРФ, ничего не известно. В идеале, для того чтобы кандидатуры от ЕР и от КПРФ были независимы друг от друга, должны появиться два технических кандидата.

– А зачем два? Будет один, например, у Виктора Ивановича, и этого будет достаточно для победы.

– Избирательные кампании – живой и бойкий процесс, когда идет очень сильное информационное воздействие, и я всегда говорю, что очень непрофессиональное занятие – прогнозировать результаты выборов. На всех выборах в России мы видели такие примеры, когда из нуля появлялся лидер. Естественно, стартовые условия у кандидатов разные, но любой кандидат может начальную ситуацию изменить полностью, и это как раз вопрос технологий, вопрос эффективности использования ресурсов. А вдруг будет такая ситуация, когда Олег Иванович лидирует, Виктор Иванович со своим техническим кандидатом снимется, выборы не состоятся и все пройдет впустую? А потом по закону следующие выборы должны быть назначены в течение трех месяцев, и это будет уже не лето, а осень, когда население традиционно отличается и экономической, и политической активностью. И тогда уже будут совсем другие выборы.  Так что с точки зрения гарантированного результата в идеале у нас должно быть четыре кандидата на пост губернатора.

– В последние месяцы активно обсуждалась версия о том, что кто-то из желающих стать губернатором может пойти на выборы под видом технического кандидата, а потом в лидеры выйти.

– Все верно, но, опять же, закон предполагает, что если на выборах за одного кандидата не будет 50% голосов плюс один голос, то состоится второй тур, а это совсем другая песня, там необходимость в технических кандидатах отпадает, и даже если все снимутся, единственный кандидат победит. Все переговоры, соглашения производятся после первого тура. Вести антисобственную кампанию кандидатам запрещено законом, хотя у нас в регионе либерально относятся к нарушениям законодательства в этой части, особенно со стороны кандидатов от власти. Так, во времена Леонида ПОЛЕЖАЕВА практически невозможно было опротестовать тот или иной результат. Конечно, технический кандидат, по статистике, всегда на себя конкретные голоса оттягивает, поэтому его наличие, с одной стороны, снижает шансы однотурового голосования, а с другой стороны – это гарантия независимости от конкурента.

– В единый день голосования будут проходить в этом году и выборы в ряд муниципальных советов, как это повлияет?

– Активизация и мотивация у этих выборов другая. Главы районов теперь будут назначаться комиссионно, и чтобы повысить шансы сохранения своего поста, главам нужно обеспечить доминирующее большинство «своих» депутатов в районных и поселковых советах. Так что сейчас популярность этих выборов будет расти, и ресурсы на это будут тратиться. Но оговорюсь, что основной избиратель все же находится в Омске.

– А в городе у нас традиционно много голосов за коммунистов.

– Я бы не сказал. Коммунисты всегда имели преимущество только при голосовании по партийным спискам. А в последнее время в связи с дискредитацией «Единой России» оппозиционное голосование подкинуло голоса таким партиям, как «Справедливая Россия» и ЛДПР.

– То есть на ваш взгляд, город вряд ли на выборах губернатора проголосует оппозиционно?

– Повторюсь, выборы в летний период – это малоальтернативные выборы, потому как оппонент не сможет в этот период организовать ресурс, равный административному ресурсу прокремлевского кандидата. Оппозиционное голосование возможно только тогда, когда активная часть населения вовлечена в процесс, когда протестная позиция осознанна, но у нас нет этого сейчас. По отношению к официальной власти у нас в данный момент наблюдается высокий уровень поддержки, любовь к лидеру государства ПУТИНУ и  одобрение последних действий Кремля. Критика  лично Виктора НАЗАРОВА, безусловно, присутствует, но альтернативный кандидат в данной ситуации – это отказ от кремлевского тренда. Так что изначально стартовые условия у кандидата от власти всегда выгоднее, чем у альтернативного кандидата. И это гигантский изъян политической системы России с точки зрения демократии выборов.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/may/01_kv_18_sovmjpg/vadim-dryagin-