В Омске 17 октября состоялся мастер-класс трэвел-журналиста, члена Русского географического общества, человека, побывавшего на всех континентах, Григория КУБАТЬЯНА. Автор журнала «GEO» поделился со слушателями секретами профессии, дал советы начинающим путешественникам и рассказал забавные истории из своего опыта. Вместе с другими его выслушала и корреспондент «КВ» Татьяна ЛЯПИСТОВА.
Григорий КУБАТЬЯН путешествует уже 18 лет: «Начинал я путешествовать автостопом, потом на велосипеде, мотоцикле, яхте, внедорожнике и т.д. Начал заниматься трэвел-журналистикой с 2002 года. Публиковался в разных изданиях, не только в России».
Трэвел-журналист выделил темы, на которые может писать путешественник. Во-первых, это личные приключения: «Вообще писать про себя – это неплохо потому, что это личный опыт и некая уникальность. Например, если вы поедете в Париж и напишите об Эйфелевой башне, в этом, как правило, нет уникальности, потому что про нее написано очень много. Но если вы напишите, как полезли на эту башню и чуть с нее не свалились, за что-то зацепились, полиция вас ругала, а вы там случайно какой-то поручень сломали и потом его на место прикручивали, – это интересно, потому что у вас есть опыт и из этого можно сделать хорошую историю».
Тема «герой», по мнению Григория, также интересна читателю: «Герой — это некий персонаж, про которого вы пишите. Может, он нашел клад, может, создал город из мусора. Можно пожить один день или несколько с героем, чтобы рассказать, как он жил: его утро, день, вечер, встречи с друзьями, развлечения и т.д.».
Следующая тема – достопримечательности. Путешественник считает ее дежурной: «Про это писать и просто, и сложно. Просто потому, что материала вагон. Можно не выходя из дома написать про достопримечательность, прочитав про нее в Интернете и надергать интересных фактов. А сложно, потому что непросто написать про это оригинально. Чтобы написать про это оригинально, надо туда поехать и попытаться свой опыт и ощущения привнести в текст».
«Город – тоже достаточно дежурная тема. Например, вы хотите писать для журнала «Аэрофлот». Подойдут только те города, в которые Аэрофлот летает. Поэтому нужно знать специфику журнала. Или, к примеру, «GEO» выпустил материал «Франция». Это значит, что все французские города в течение полугода будут не нужны», – посоветовал Григорий КУБАТЬЯН.
Тему «профессия», по мнению трэвел-журналиста, тоже можно интересно раскрыть:«У меня был опыт съемок в индийском кино. Я там снимался целый месяц, мне нужны были деньги. Я устроился в качестве приглашенного белого мистера. В основном роли были злодейские: вражеский солдат, наркоторговец. Меня там постоянно расстреливали, через крылечко кидали, но мне за это хорошо платили. И мне было это интересно. Я заработал деньги и набрал материал для истории. И ее опубликовал «GEO», потом эту историю много раз перепечатывали».
– Или, например, я работал в сирийской чайхане в качестве хакавателя, – развлекал своими историями слушателей путешественник. – Хакаватель – это рассказчик историй. У него есть меч, он им размахивает, бьет по столику и рассказывает какую-то историю. Рассказывает он определенным образом, играя голосом. Я специально выучил былину про Илью Муромца, но я не знал арабского. А чтобы объяснить, о чем история, я рисовал на салфетке: камень, перед ним богатыря, дохлого коня… Вот так объяснялся. Смесь арабского, английского, русского и картинки. Получилось забавно, все посмеялись.
– Еще я делал репортаж про сборщиков ракушечника, — участники мастер-класса с интересом выслушали новую историю. — Люди, которые занимались этим, говорили только на языке маратхи. Я не знал его. И мне нужно было как-то с ними подружиться. Это племя рыбаков, которое живет на берегу озера, но они из этого озера выловили всю рыбу. И выяснилось, что на дне этого озера лежит ракушечник. А в соседнем городке есть птицеферма, которая закупает этот ракушечник в качестве подкормки для куриц. И весь поселок рыбаков утром на лодках выплывает на это озеро и добывает ракушечник. Они настолько бедные, что хорошо, если есть корзина. Они садятся и ждут отлива, становится мелко,и можно прыгнуть в озеро и тяпкой набрать ракушечник в корзину. Я пришел к ним. На берегу сидят дядьки такие суровые, ждут отлива. Я сел с ними. Сижу, они молчат, и я молчу. Они жуют такой наркотический порошок и выплевывают, смотрят на меня. Один мне, молча, протягивает пакетик. Я его в рот закидываю, гадость страшная. Но я же не могу ударить в грязь лицом. Сплевываю. Они смотрят, думают, ну нормальный в общем. «С нами хочешь?» — Показывают на озеро. – «С вами хочу». – «Ну давай к этому садись, у него лодка дырявая, надо, чтобы кто-то воду вычерпывал». У меня фотоаппарат дорогой, одной рукой воду вычерпываю, другой – что-то пытаюсь фотографировать. Вот так я и работал.
Одной из самых фотографически хороших тем является праздник. «Люди, как правило, на праздник надевают традиционные костюмы, выглядят ярко, красиво и разрешают себя фотографировать, — рассказал о преимуществе праздников трэвел-журналист. — Еще министерства по туризму, туристические компании и чиновники любят такие яркие, красивые картинки». В качестве примера гость привел забавную историю: «Один раз я делал репортаж про бразильский карнавал. Я не успел сделать аккредитацию. Ее нужно делать за полгода. Я купил билет, понял, что мне ничего не видно с трибуны, аккредитации у меня нет, и я решил проникать. На главной трибуне, где сидят вип-персоны, охрана – настоящий бразильский спецназ со снайперскими винтовками в бронежилетах. И туда просто так не пройти, вас подстрелят, если попытаетесь. Я думаю, ну ладно, рискну. Прошел первый кордон, показал журналистское удостоверение «GEO» вместо аккредитации. Они точно не знают, как должна выглядеть аккредитация, а те, кто дальше, знают. Думаю, на крышу пройду. Я на лестницу – там сидит спецназ, меня не пускают. Уже начался карнавал, я в панике. И вдруг смотрю, какие-то монтеры ремонтируют кабели. Они лезут по этому кабелю, что-то прикручивают на стене. И я с этими монтерами лезу по кабелю, куда-то вылезаю и оказываюсь на крыше. Подо мной сидят все эти принцы, президенты, звезды шоу-бизнеса. Внизу идет карнавал, гигантские машины проезжают с танцовщицами. Я фотографирую их сверху вниз, получается очень красиво. Через некоторое время спецназ делает обход крыши. Ко мне подходит спецназовец: «Ты что здесь делаешь?». Я говорю, работаю. Спрашивает: «У тебя есть аккредитация?». Я достаю карточку «GEO», показываю, заранее понимая, что будет вопрос, почему она не такой формы и цвета, и говорю: «Видите она не такого цвета и не такой формы, потому что это специальная аккредитация для крыши». И меня оставили в покое, и я снимал до самого утра. Еще у меня потом закончился заряд на аккумуляторе, я по кабелю слез вниз, побежал стучаться в ложи к этим принцам, говорю: «Зарядите мой аккумулятор». Кто-то в итоге согласился».
Кроме того, по мнению Григория, не нужно быть специалистом, чтобы писать интересно про животных. Примером тому может служить его работа на страусиной ферме: «Есть такая особенность, яйца высиживают страусы-самцы. Самки яйца оставляют, где хотят. Социальный статус самца определяется количеством яиц, которые он высиживает. И чем больше его территория, тем больше шансов найти яйцо. Есть проблема, самец – он неуклюжий и может случайно одно из яиц раздавить. Более того, часть страусят слабая и не может проклюнуться потому, что страусиное яйцо очень твердое. По статистике 20% страусят погибают. Для фермера это достаточно большой процент потерь. Поэтому фермер забирает у страусов яйца и несет в инкубатор. Первое, что мне нужно было там делать, отбирать яйца у страусов. Страус – это такая машина убийства, у него удар ноги как у хорошего боксера. Он разгоняется до 60 км/ч, от него не убежишь. Он может так клюнуть, что пол-лица будет раскурочено. У нас с фермером была такая технология. Он берет палку, на нее насаживается резиновая голова, как у страуса. Фермер тыкал ею в страуса и тот принимал ее за соперника. И пока он увлечен этой борьбой, я с большим мешком подкрадывался, забирал яйца и нес их в инкубатор. Потом я принимал у них роды, то есть помогал вылупиться, было очень мило».
– В Непале я делал историю про носорога, – это уже был очередной интересный случай путешественника. – Он был маленьким носорожиком, и с ним была сестренка, их родителей убили браконьеры. И егеря забрали их из леса, иначе бы носорожики не выжили. Их воспитывали, и когда они подросли, отправили в лес. Но носорожики не умеют пользоваться лесом, им там страшно, и другие носороги их обижают. Они вернулись. Их перевезли в другую часть Непала, и девочку там приняли. А парню было совсем страшно, и он пришел к людям в поселок. Носорог – очень страшный, опасный зверь, а этот стал домашним. Его не прокормишь, но он сам съедает все, что найдет. Детишки деревенские радуются носорогу, они на нем верхом ездят. Там рядом военная часть, которая оберегает поселок от террористов. Есть забор, противотанковые надолбы, колючая проволока. И там же кухня, где солдат кормят, и рядом помойка, куда скидывают объедки. Носорог выяснил это и начал туда ходить. Военные против, все-таки это военная часть, а не проходной двор для носорогов. Забор, колючая проволока, ничего не помогает. Он просто идет, а за ним мотки этой проволоки, все съедает и уходит обратно. Делать нечего, для него сделали специальный проход.
Пришедшим на мастер-класс трэвел-журналист также дал полезные советы от всевозможных неприятностей. «Если вы попали в какую-то очень бедную страну, криминальное место, то фотоаппарат нужно обмотать каким-то ужасным скотчем, тряпкой, чтобы он выглядел дешевым и разбитым, — предостерег Григорий КУБАТЬЯН. — Оденьтесь по-простому. Положите в карман 10-20 долларов. Если реально на вас напала группа наркоманов и договориться не получится, то отдайте их. Можно в эту пачку долларов добавить более дешевые деньги, например, белорусские, чтобы были с большим количеством нулей».
Также гость обратил внимание на милитаристскую одежду: «У путешественников возникает желание надеть куртку защитного цвета, военную обувь, жилет. Но бывает так, что вы приехали в страну и не знаете, что там идет гражданская война или террористы какие-то хулиганят. И в вас местные спецслужбы могут заподозрить наемника. Поэтому я стараюсь выглядеть противоположным способом, не как диверсант или наемник. Надеть что-нибудь смешное, студенческое, какую-нибудь шапку смешную с помпоном, например».