Куйбышевский суд поместил под домашний арест двух из трех фигурантов уголовного дела о трагедии на ул. Жукова
Ближе к полуночи 28 октября судья Станислав БИТЕХТИН Куйбышевского районного суда постановил поместить под домашний арест на два месяца учредителя ООО "Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф" Виктора ПОЛУКАРОВА. Поздней ночью такую же меру пресечения получил начальник строительного участка Сергей МАСЛЕНКИН. Гендиректора той же организации Константина СЕМЕНОВА отпустили на свободу: пока суд принимал решения по другим фигурантам уголовного дела, срок его предварительного задержания истек.
Всем троим утром 28 октября следователь предъявил обвинение по ч.3 ст.216 УК РФ ("Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц"). Следственное управление СКР по Омской области завело уголовное дело после падения 26 октября башенного крана на стройплощадке апарт-отеля "Маршал" по ул. Жукова. Кран рухнул на проезжую часть, придавив автомобили Toyota RAV4 и "Газель-Соболь". На месте погибли трое пассажиров иномарки: супруги Дмитрий и Юлия БОГДАНОВЫ и их младший сын Егор. Старший сын, четырехлетний Игорь БОГДАНОВ, выжил. Водитель "Газели" Павел БАКАШЕВ скончался в больнице. Известно, что Дмитрий БОГДАНОВ работал мастером в омском отделении РЖД, а Юлия БОГДАНОВА до выхода в декрет была помощником судьи в Омском областном суде.
Мера ПОЛУКАРОВА
28 октября следователь по особо важным делам СУ СКР по Омской области Роман БЕГЛЯРОВ просил Куйбышевский суд на два месяца заключить под стражу учредителя ООО "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" Виктора ПОЛУКАРОВА. Свое ходатайство он обосновал традиционно: может скрыться от суда, надавить на свидетелей и повлиять на доказательную базу. Как отметил прокурор Дмитрий КАЗАННИК, предъявленное предпринимателю обвинение хоть и средней тяжести, но предусматривает наказание до семи лет лишения свободы.
Виктор ПОЛУКАРОВ, поддержать которого в суд пришла дочь Елена ЩЕРБАЕВА, заявил о "необоснованности и незаконности" требований следователя:
– Я считаю себя невиновным и скрываться никуда не собираюсь. Именно поэтому, как только мне позвонили из министерства строительства, я немедленно прибыл на место трагедии. Я самостоятельно нашел сотрудников полиции, после чего со мной начались соответствующие действия.
Обвиняемый заявил, что не имеет юридической возможности давить на сотрудников:"В "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" я только учредитель". Он рассказал, что являлся гендиректором другой компании– ООО "Инвестиционно-промышленная компания "Жилстрой". Но было это до 27 августа 2015 года, когда Арбитражный суд Омской области ввел в ИПК конкурсное управление.
Накануне банкротства
3 августа 2015 года готовящаяся к банкротству ИПК "Жилстрой" под руководством ПОЛУКАРОВА сдала рухнувший впоследствии кран учрежденной им же "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф". На вопрос прокурора КАЗАННИКА, зачем это было сделано, обвиняемый ответил: "Чтобы компания работала, чтобы прибыль получать. Нужно было завершать строительство".
Прокурор. Подразумевалось использование крана?
ПОЛУКАРОВ. Если он сдавался в аренду, то конечно подразумевалось.
Прокурор. Почему вы говорите, что не принимали решение об эксплуатации этого крана?
ПОЛУКАРОВ. Я сдал его в аренду. Решение об эксплуатации я не принимал.
Прокурор: Понятно. Дело ваше.
Накануне Виктор ПОЛУКАРОВ рассказал следователю, что, еще будучи генеральным директором ИПК "Жилстрой", он в июне 2014 года заключил договор на проведение строительных работ с ООО "Апарт-отель "Маршал". Работы эти были связаны в том числе с подъемом грузов, а значит, эксплуатацией крана.
– Можете ответить на вопрос: на тот период времени кран вообще было возможно эксплуатировать?– спросил судья Станислав БИТЕХТИН.
– В период, когда заключался договор, можно было,– заявил Виктор ПОЛУКАРОВ.
Тогда судья стал зачитывать заключение экспертизы промышленной безопасности крана от 2013 года. Из содержания следует, что его эксплуатация разрешалась до декабря 2014 года с учетом устранения дефектов: одно из ограждений было оборвано, тупиковый упор – не закреплен, отсутствовала регистрационная таблица. Данных об исправлении нарушений и продлении разрешения на эксплуатацию в материалах дела нет.
В июне 2015 года договор на строительные работы между ИПК "Жилстрой" и "Апарт-отелем "Маршал" был расторгнут. В промежутке между этим событием и банкротством ИПК кран и был передан в аренду "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф".
ПОЛУКАРОВ заявил, что за эксплуатацию механизмов, в том числе кранов, отвечает главный механик.
Судья. Если вы говорите, что этим вопросом должны были заниматься ваши подчиненные... Вы хотите сказать, что вас не интересовало, введен ли кран в эксплуатацию, годен ли он? У вас много башенных кранов в эксплуатации в Омске или других местах?
ПОЛУКАРОВ. Три.
Судья. И ни по одному вы не знаете реальную ситуацию?
ПОЛУКАРОВ. Если что-то происходит, механик докладывает.
Судья. Что-то уже произошло. Как объяснить это близким погибших?
Рухнул всей конкурсной массой
Виктора ПОЛУКАРОВА защищает Сергей ТРОЦЕНКО. Еще месяц назад он был прокурором в деле Юрия ГАМБУРГА и произвел в прессе фурор своим резким перевоплощением из обвинителя в защитника (о том, что ТРОЦЕНКО сдал экзамен в адвокатуру, сообщил судья ГАМБУРГА Алексей ПОЛИЩУК). А теперь вот в качестве адвоката он сразу же взялся за резонансное дело.
Сергей ТРОЦЕНКО рассказал, что, когда в конце августа 2015 года в ИПК "Жилстрой" запустили конкурсное производство сроком на шесть месяцев, арбитражный управляющий Владимир ВИНОГРАДОВ издал приказ о расторжении с Виктором ПОЛУКАРОВЫМ трудового договора: "Соответственно, прекратилось оперативное управление и осуществление административно-хозяйственных функций".
По данным единой картотеки арбитражного суда, 9 октября 2015 года башенный кран вошел в конкурсную массу по результатам инвентаризации имущества. Положение о продаже данного имущество было утверждено 13 октября.
– По состоянию на 26 октября 2015 года башенный кран не только не находился в управлении ПОЛУКАРОВА как директора общества, но и был определен в качестве объекта для реализации с торгов, – сказал защитник.
Что касается упомянутого прокурором договора аренды от 3 августа, его заключение, по версии защиты, не влияло на "банкротный" статус крана.
– Мой подзащитный полностью согласен, что наступили ужасные последствия и что за них должны нести ответственность виновные лица, – сказал Сергей ТРОЦЕНКО. – Но это должны быть именно виновные лица, а не Виктор Николаевич ПОЛУКАРОВ, который здесь находится лишь потому, что когда-то башенный кран принадлежал организации, им возглавляемой. Трагические последствия никаким образом не связаны с действиями или бездействием Виктора Николаевича.
СЕМЕНОВ
– Мой подзащитный обвиняется в том, что дал указание СЕМЕНОВУ производить строительные работы по ул. Маршала Жукова с использованием башенного крана. Только эти действия следствие связывает с наступившими последствиями. Прошу обратить внимание на то, что в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что ПОЛУКАРОВ дал СЕМЕНОВУ такие указания. СЕМЕНОВ об этом в своих показаниях не говорит, а других доказательств не представлено, – заявил адвокат ТРОЦЕНКО.
Судья начал зачитывать показания самого гендиректора ООО "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" Константина СЕМЕНОВА, которого следователь допросил в качестве подозреваемого 27 октября. СЕМЕНОВ сообщил, что в конце 2013 года устроился на должность гендиректора в ООО "Джаст Фит Лайф" (не то же самое, что ООО "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф"). На этой должности он сменил зятя Виктора ПОЛУКАРОВА Дмитрия ЩЕРБАЕВА, который также являлся учредителем этой компании. Еще до строительного бизнеса Дмитрий ЩЕРБАЕВ и Константин СЕМЕНОВ вместе работали в ГК "Феникс-Авто".
Задачей руководителя СЕМЕНОВА стала застройка коттеджного комплекса "Зеленая долина" по пр. Комарова. В то время у организации "Джаст Фит Лайф" уже имелись задолженности. В судах рассматривались гражданские иски в ее адрес. Генподрядчиком "Джаст Фит Лайф" в "Зеленой долине" была ИПК "Жилстрой". СЕМЕНОВ сообщил следователю, что коттеджным поселком на Комарова он занимался до марта 2015 года.
– В середине 2014 года мне стало известно, что у ИПК "Жилстрой" имеются финансовые проблемы и организация будет проходить процедуру банкротства. Об этом я узнал в ходе совещания. В начале 2014 года я узнал о существовании организации "Апарт-отель "Маршал", учредителем которой являлся ЩЕРБАЕВ, а затем, на совещаниях, – о строительстве по ул. Жукова гостиничного комплекса в виде апартаментов, – зачитал судья протокол допроса СЕМЕНОВА.
В январе – феврале 2015 года ПОЛУКАРОВ и ЩЕРБАЕВ предложили ему возглавить ООО "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф": "Мне объяснили, что ИПК "Жилстрой" банкротится, уже банкрот, а достраивать объект на Комарова и строить объект на Жукова и ПОЛУКАРОВУ, и ЩЕРБАЕВУ и хочется, и надо".
ПЕТРЕНКО
В феврале 2015 года Константин СЕМЕНОВ возглавил "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф", куда со временем, по его словам, перешли почти все сотрудники ИПК "Жилстрой".
– Фактически "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" управлял ПОЛУКАРОВ, – говорит СЕМЕНОВ про компанию, в которой он значится генеральным директором.
По его данным, летом 2015 года половину доли в ООО "Апарт-отель "Маршал" получил известный омский бизнесмен Константин ПЕТРЕНКО, перед которым "Джаст Фит Лайф" имело "задолженность около 56 млн рублей по строящимся объектам на Комарова". Также Константин СЕМЕНОВ рассказал следователю, что в конце лета 2015 года ПЕТРЕНКО вступил в дело о банкротстве "Джаст Фит Лайф". Видимо, в лице ООО "ПЖТ-ЛогиЦентр", которое обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о банкротстве компании 12 августа 2015 года. Процедура наблюдения в отношении ООО "Джаст Фит Лайф" сроком на четыре месяца была введена 8 октября 2015 года. Временным управляющим утвержден Дмитрий РЯБОВ.
– В конце сентября 2015 года все вопросы по "Апарт-отелю "Маршал" стал принимать ПЕТРЕНКО, – утверждает Константин СЕМЕНОВ в своих показаниях.– На совещании было указано, что будут достраиваться объекты на Жукова и Комарова. Звучало, что генподрядчиком выступит ПМК-944 с директором Николаем Николаевичем (ТОМИЛИНЫМ. – "КВ").
По словам СЕМЕНОВА, 8 или 9 октября 2015 года компания "Апарт-отель "Маршал" "предположительно, по указанию ПЕТРЕНКО" поменяла охрану на стройплощадке. Начальника участка Сергея МАСЛЕНКИНА, как и других работников "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф", должны были устроить в ПМК-944 на прежние должности. Об этом "говорилось на совещаниях" в присутствии ПЕТРЕНКО, ПОЛУКАРОВА, ЩЕРБАЕВА, ТОМИЛИНА и других.
Константин СЕМЕНОВ утверждает, что Сергей МАСЛЕНКИН подтвердил ему, что будет начальником участка ПМК-944 на объекте по ул. Жукова, и написал заявление об увольнении из группы компаний в начале октября 2015 года. Сначала он якобы указал, что его необходимо уволить с 19 октября 2015 года, но затем попросил изменить дату на 9 октября (в ПМК-944 ему почему-то необходимо было устроиться с 10 октября). Новое заявление МАСЛЕНКИН, однако, не написал. Кроме того, он не забрал трудовую книжку и не сдал инструменты и оборудование, которые на нем числились. При этом СЕМЕНОВ утверждает, что он был уверен в том, что МАСЛЕНКИН трудоустроен в компанию ПЕТРЕНКО. Также у него не вызывает сомнений, что генподрядчиком на объекте стала "ПМК-944".
Что до самого СЕМЕНОВА, ему "стало известно", что с 9 октября он "не контролирует работы на объекте".
– Я считал, что уже не являюсь генподрядчиком.
На вопрос следователя о трудовом договоре Константин СЕМЕНОВ ответил, что, когда ему сообщили о расторжении с ним отношений, он "неоднократно обращался", чтобы сделать это официально. Ему на это отвечали, что сначала необходимо оформить отношения с ПМК-944.
А на объекте Константин СЕМЕНОВ, как он утверждает, не появлялся с 9 октября: "Я считал, что со мной расторгнут договор".
Когда судья спросил про участие в строительстве "ПМК-944" у Виктора ПОЛУКАРОВА, тот ответил, что не помнит, чтобы проводились расширенные заседания по поводу объекта на Жукова.
– ПМК зашел, собирался зайти... – туманно прокомментировал он.
Судья напомнил обвиняемому, что из показаний гендиректора "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" следует, что фактическим руководителем на объектах, которые ПОЛУКАРОВУ и ЩЕРБАЕВУ "достроить и хочется, и нужно" был не СЕМЕНОВ, а ПОЛУКАРОВ. Последний продолжает это отрицать.
Судья. "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" продолжала работать на объекте по Жукова?
ПОЛУКАРОВ. Да.
Судья. Судьба ее вас интересовала?
ПОЛУКАРОВ. Меня интересует судьба всех объектов, которые строились в течение 20 лет.
Судья. Ну так поясните, кто осуществлял застройку 26 октября.
ПОЛУКАРОВ. Думаю, фактически там были строители ПМК.
Судья. Ну так вы думаете или знаете?
ПОЛУКАРОВ. Я знаю, потому что они выставили там свою охрану. Мы даже предупредили конкурсного управляющего о том, что не можем обеспечить сохранность имущества, которое находится в его управлении, потому что заменена охрана.
МАСЛЕНКИН
Начальник участка Сергей МАСЛЕНКИН сообщил в показаниях следователю, что упавший башенный кран принадлежал ИПК "Жилстрой", а монтировал кран главный механик АНДРИАНОВ (или АНДРИЯНОВ), обслуживанием занимался он же.
– Крановщиков всегда привозили разных, видимо, с других объектов, но они не работали на кране, а помогали на участке АНДРИАНОВУ. На участке должен был быть журнал крановщика, но его не было. Не имея журнала, я не должен был допускать человека до крана,– рассказал следователю Сергей МАСЛЕНКИН, который, по его же словам, должен был контролировать, чтобы в журнале расписывался работник с удостоверением.
– По какой причине вы допускали до крана крановщика, не имея журнала? – спрашивал следователь.
– Допускал по приказу директора компании СЕМЕНОВА, который знал, что на участке не имеется журнала, – отвечал МАСЛЕНКИН, который якобы боялся потерять работу из-за невыполнения указания начальства.
Следователь. Понимали, что нарушаете технику безопасности?
МАСЛЕНКИН. Да, понимал.
Более того, согласно протоколу допроса начальник участка признается в том, что у него не было разрешения Ростехнадзора на руководство строительным процессом. МАСЛЕНКИНУ, как он утверждает, не было известно ни о техническом состоянии башенного крана в день трагедии, ни о том, был ли он в принципе исправен. Крановщик, который, по утверждению начальника участка, "весь день грузил бетонные сваи на машины", также нигде не расписывался."Он осмотрел кран и после этого приступил к работе", не сообщив о результатах осмотра Сергею МАСЛЕНКИНУ. Начальник участка утверждает, что не мог его заставить: "Он сообщил, что работает в ПМК и что ему не нужно нигде расписываться, как и мое одобрение».
Прокурор
Дмитрий КАЗАННИК продолжал настаивать на том, что распоряжение об использовании крана отдал ПОЛУКАРОВ, после чего "по цепочке прошло решение". В показаниях МАСЛЕНКИНА прокурор акцентирует внимание на сообщении о приказе СЕМЕНОВА, а в допросе последнего – на то, что "фактически СЕМЕНОВУ давал все указания ПОЛУКАРОВ". Версия фигурантов о том, что фактически на площадке работала другая организация, вроде бы не отрицается, но и в то же время никакими юридическими документами не подкреплена.
– ПОЛУКАРОВ лично подписывал договор аренды крана. На тот момент он осведомлен был о техническом состоянии крана, как и о том, для каких целей он будет использоваться арендатором – его же организацией. Сторона защиты утверждает, что кран включен в конкурсную массу, но это вовсе не свидетельствует о том, что договор аренды, на основании которого "ГК Жилстрой Джаст Фит Лайф" получила в пользование кран, был расторгнут. Этот кран был в пользовании указанной организации, чьей целью, как подтвердил ПОЛУКАРОВ, было извлечение прибыли. Это подразумевает использование крана в строительных работах.
Прокурор КАЗАННИК отметил, что на начальном этапе расследования "ключевыми будут являться показания свидетелей", на которых может повлиять ПОЛУКАРОВ, и попросил суд назначить ему самую надежную в такой ситуации меру пресечения– заключить под стражу. Судья ограничился домашним арестом не только ПОЛУКАРОВА, но и МАСЛЕНКИНА. СЕМЕНОВ, не дождавшись решения суда в течение 48 часов с момента своего задержания, оказался на свободе. Интересы Сергея МАСЛЕНКИНА в суде представляла адвокат Ирина КУНЧУКИНА, Константина СЕМЕНОВА– Михаил РОМАНОВСКИЙ.