Громкий конфликт между руководством и коллективом ОАО «Омский аэропорт» с письмами губернатору и президенту завершился, напомним, в мае, когда решением областной власти был отправлен в отставку гендиректор Виктор ТИТАРЕВ. В конце июля совет директоров назначил на должность гендиректора аэропорта бывшего главного инженера предприятия Сергея ЗЕЗЮЛЮ, после чего ситуация в коллективе улучшилась, если судить со стороны. О том, каковы планы руководства аэропорта, как оно намерено строить отношения с авиаперевозчиками и преодолевать спад в отрасли, Сергея ЗЕЗЮЛЮ расспросил на минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ
– Сергей Николаевич, недавно ваше предприятие подводило итоги 9 месяцев. За январь-сентябрь 2015 года в аэропорту обслужили 717 тысяч пассажиров, что на 12% меньше, чем за тот же период 2014 года. Какие у вас ожидания на 2015 год в целом?
– Да, действительно снижение по основным показателям есть, и оно даже больше, чем в целом по отрасли. Причин много, и все они разные. Есть как объективные, так и субъективные факторы. Но я все же надеюсь, что год мы завершим достойно. Во всяком случае без убытка.
– Объективные факторы — это какие?
– Это общая ситуация в экономике страны. Часть объемов перевозок уменьшилась потому, что резко сократилось количество международных рейсов. Сегодня курс доллара и евро к рублю не способствует росту туристического потока, а в последние годы объем международных перевозок достигал 30% от общего объема. Объективные факторы — это и сложности, которые возникли у авиакомпании «Ютэйр», которая сократила почти все перевозки из Омска, оставив только рейс на Сургут, и банкротство авиакомпании «Трансаэро», которая сегодня уже не летает.
– А каковы субъективные факторы?
– Уход авиакомпании «ИРАэро», например, которая выполняла существенный объем региональных перевозок и осуществляла международные перевозки по странам СНГ. Причем удельный вес их рос, и свою программу развития эта авиакомпания принимала с учетом базирования в Омске. К сожалению, по ряду причин авиакомпанию практически вытеснили из Омска и вернуть ее назад будет крайне сложно. Как это часто бывает, легче договориться с новой, чем вернуть старую авиакомпанию, которая уже работала, но по каким-то причинам ушла. По субъективным факторам мы потеряли рейс авиакомпании «Сибирь» в Пекин, не появился еще один ежедневный рейс «Сибири» на Москву, хотя вся подготовительная работа была уже проведена. А вот на уход авиакомпании Pegasus из Омска повлияли, на мой взгляд, как объективные, так и субъективные факторы. И трудно сказать, чего больше.
– Правильно ли я понял, что основные усилия аэропорт направляет сегодня на привлечение новых перевозчиков?
– Естественно. Ведутся переговоры, чтобы восстановить партнерские взаимоотношения с авиакомпаниями из первой пятерки и привлечь новых перевозчиков. Рассматриваем различные варианты и возможности, чтобы открывать новые рейсы. В этом году в Омск впервые зашли «Уральские авиалинии». В зимнем расписании появился рейс «КрасАвиа» в Ханты-Мансийск. Конечно, зимнее расписание уже сформировано и какие-то заметные изменения в нем маловероятны. Открытие не чартерного, а регулярного рейса – это достаточно длительный процесс. Сейчас идет работа на перспективу, на лето следующего года.
– В конце октября вы выступали в комитете по собственности Законодательного собрания Омской области и прокомментировали зимнее расписание аэропорта Омск-Центральный. Депутат Дмитрий ШИШКИН пожаловался, что у него «слеза навернулась» при взгляде на список направлений, предлагаемых омичам с 25 октября. Мол, по внутренним рейсам доминирует Москва. Будут ли добавляться зарубежные направления в зимнем расписании или останутся только чартеры на курорты Египта, Вьетнама, Турции и Таиланда?
– После событий в Египте вообще сложно что-либо прогнозировать по ситуации с чартерами. Сейчас главное, чтобы провели тщательное расследование, стали известны причины этой катастрофы и были сделаны соответствующие выводы.
– Многие омичи возмущаются тем, что в Москву дешевле улететь из Новосибирска, чем из Омска, и спрашивают, почему мы не может воспользоваться услугами лоукостера «Победа»...
– Для более низкой стоимости билетов из Новосибирска есть причины. Чем больше объем услуг, тем ниже себестоимость. Если говорить об авиакомпании «Победа», то сейчас ведем с ней переговоры. Здесь важно отметить, что «Победа» не будет, на мой взгляд, прямым конкурентом другим перевозчикам, работающим на московском направлении. У лоукостера стоимость перевозки ниже, но существенно ниже и уровень комфорта. Когда на рынок заходит лоукостер, происходит, как правило, не перераспределение рынка авиационных услуг, а привлечение дополнительных пассажиров. Условно говоря, кто-то хотел сэкономить, поэтому путешествовал в Москву из Омска на поезде. А лоукостер по ценам конкурирует с железной дорогой.
– А почему «Победа» до сих пор не летала в Омск? Похоже, что из городов-миллионников Омск единственный, обойденный «Победой»...
– Этим летом у нас был рейс «Победы» в Сочи. В настоящее время ведем работу по открытию рейса в Москву.
– Может быть, лоукостера не устраивает стоимость услуг омского аэропорта? Я слышал, что услуги новосибирского и тюменского аэропортов для авиакомпаний дешевле.
– Аэропортовая деятельность, напомню, регулируется государством, поскольку наше предприятие является субъектом естественных монополий. И если брать в расчет комплексную услугу, то аэропорты отличаются друг от друга не очень существенно. Но поскольку себестоимость услуг считается затратным способом, я вполне допускаю, что она в новосибирском и тюменском аэропортах действительно ниже. У того же Толмачево, о котором вы упомянули, объемы существенно больше, а от этого и ниже себестоимость. Но услуги аэропортов – не самая существенная статья затрат в структуре себестоимости авиаперевозок. Если выставлять по ранжиру, на первом месте будет заработная плата. На втором — лизинговые платежи. На третьем — топливо. Услуги аэропортов — менее 15% всех затрат авиакомпании.
И я не помню, по правде говоря, ни одного примера, чтобы какая-нибудь авиакомпания снизила стоимость перелета от Омска до Москвы из-за того, что изменилась в меньшую сторону стоимость аэропортовых услуг. Стоимость билетов регулируется исключительно рынком. А если говорить о «Победе», то фактор стоимости при переговорах не самый основной. Одно из главных требований этой авиакомпании — минимальное время обслуживания воздушных судов. Считаю, что оптимальное время обслуживания — 50 минут.
– Есть шансы у омичей зимой летать напрямую из Омска в Симферополь и Сочи?
– Пока нет, к сожалению. У «Трансаэро» были планы открыть этой зимой регулярный рейс из Омска в Сочи, и все было уже готово, и даже в расписании этот рейс уже стоял, но ситуация такова, что «Трансаэро» больше полеты не выполняет.
– Есть ли желающие выполнять тот рейс на Москву, который был у авиакомпании «Трансаэро»?
– У «Трансаэро» очень удобный утренний слот, на сегодняшний день он свободен, и я думаю, что желающие занять это время будут. Но это не значит, что одна авиакомпания ушла и тут же на ее место автоматически придет другая. Конкуренция достаточно высока на московском направлении. Летом было восемь ежедневных рейсов. Сейчас — шесть.
– Инвестиционную программу аэропорт продолжает?
– Конечно. На текущий год у нас была инвестпрограмма в объеме 92 млн рублей. На будущий год параметры еще не утверждены, но я думаю, что совет директоров согласует сумму инвестиций не меньшую, чем в этом году.
– Что необходимо сделать в первую очередь? Какие у вас планы на 2016 год?
– Я считаю, что нужно обратить внимание в будущем году на терминал А. Здание строили в 90-х как временное сооружение. Больше всего нареканий у пассажиров вызывает отсутствие зала ожидания для встречающих. Особенно зимой, когда прилетают чартеры из теплых стран. Еще один вопрос, который был решен лишь отчасти – реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры, которые являются федеральной собственностью, поэтому должны финансироваться из федерального бюджета.
– Удлинение взлетно-посадочной полосы?
– Для нас сегодня важнее даже не взлетно-посадочная полоса, а места стоянок воздушных судов. На сегодняшний день стоянок всего четыре, которые позволяют самостоятельно заруливать воздушным судам, и бывают случаи, когда их уже не хватает. Мы рассчитываем на федеральную целевую программу, но понимаем, что сроки финансирования будут сдвинуты опять, поэтому будем скорей всего продолжать работы по капитальному ремонту мест стоянок за счет собственных ресурсов.
– А что-нибудь с привокзальной площадью планируете сделать? Она стала получше, чем была, но все равно крайне неудобно приезжать в аэропорт в пиковые утренние часы.
– Есть планы и по модернизации привокзальной площади. Пропускной способности парковки сегодня недостаточно. Уже практически готов проект расширения привокзальной площади, работы начнем весной следующего года, чтобы подготовиться к пиковому периоду. Будет выделена отдельная зона для долговременной парковки автомобилей, изменена конфигурация бесплатной парковки, и за счет этого увеличится пропускная способность привокзальной площади в целом.
– Коллектив аэропорта несколько раз обращался с открытыми письмами к президенту и губернатору, заявляя о разрушительной оптимизации авиапредприятия. Как вы считаете, отразилась вся эта история негативно на имидже аэропорта?
– Негативное влияние на имидж есть, и нивелирование этого негатива как раз одна из основных задач, которые передо мной стоят. Понимаете, оптимизация, если она не является самоцелью, а направлена на результат, сама по себе ничего плохого не содержит. Весь вопрос в том, как именно реализовывать планы по увеличению эффективности работы. И самый немаловажный вопрос — оптимизация не должна входить в противоречие с действующими технологиями обслуживания аэродрома, воздушных судов и пассажиров. Особенно в части, касающейся обеспечения безопасности полетов. Можно ведь принять такие решения, которые приведут к убыткам, перекроют всю экономию в разы. А можно без громких слов заниматься этой работой планомерно и получить долговременный положительный результат.