Виктор ЛАПУХИН: «Километр Сибирского тракта вдоль верстовых столбов можно пройти в кандалах. Хотите попробовать?»

Дата публикации: 18 ноября 2015

На "кухонных посиделках" в редакции "КВ" уже в третий раз побывал министр культуры Омской области Виктор ЛАПУХИН. "КВ" предлагают самые интересные фрагменты беседы с Виктором Прокопьевичем о том, что удастся сделать к 300-летию Омска, а что придется оставить на потом, а также о театральных и туристических чаяниях областного минкульта.

– Виктор Прокопьевич, бюджет на 2016 год Омской области, как и других регионов, недостаточен для всего, что было запланировано. Обычно культура – первая в рядах на урезание. Что у вас с финансами?

– В Омской области проблемы с бюджетом начались еще тогда, когда из региона "ушла" Сибнефть, но еще в течение трех лет после этого Минфин России часть тех налогов нам возмещал. Новое правительство НАЗАРОВА в 2012 году столкнулось с огромными трудностями в бюджете. Сейчас тем более сложно. Мы еще в 2014 год, а это был Год культуры в России, вошли с дефицитом бюджета. С правительством и Виктором Ивановичем мы сразу договорились, что будем вносить только самые необходимые изменения в бюджет. Указ президента никто не отменял: к 2018 году у работников культуры средняя заработная плата должна достичь уровня средней по экономике. Но – увы – в 2015 году она осталась на уровне 2014 года, а в 2016 году будет в среднем на уровне 2015 года.

– И какая сейчас средняя зарплата у работников культуры?

– У работников культурно-досуговых учреждений и библиотек – 15700 рублей. У педагогов дополнительного образования – почти на уровне общеобразовательных школ: 22 тыс. рублей. По госучреждениям она выше, так как там на зарплату идут и внебюджетные источники – то, что они зарабатывают. Новшество в том, что заработная плата муниципальным районам будет с 1 января 2016 года отдаваться дотацией и не будет проходить через министерство культуры.

– А глава района может эти денежки на более насущные проблем пустить...

– Это не совсем умный руководитель района, который не на заработную плату их истратит.

– Но вероятность такая есть. У них столько проблем и забот. Но давайте вернемся к бюджету.

– В связи с 300-летием Омска и тем, что МЕДИНСКИЙ Владимир Ростиславович является председателем комитета по подготовке проведения празднования 300-летия основания города Омска, мы сумели привлечь только на федеральные объекты 960 млн рублей федеральных денег. 400 млн рублей – это Омский цирк, где сейчас идет капитальный ремонт. Финансирование идет через Росгосцирк, а мы там только наблюдатели. Завершается реставрация памятника бывшего коммерческого училища на Партизанской, 8, где сейчас колледж аграрного университета. Это 270 млн рублей. Там очень хорошая реставрация проведена. До конца года завершатся работы. И еще Никольский собор. Понятно, что это здание в пользовании РПЦ, но также и объект культурного наследия федерального значения. По федеральной целевой программе "Культура России" на реставрацию собора выделяется около 100 млн рублей федеральных денег с 2014-го по 2016 годы. И есть еще один объект, который, правда, не имеет непосредственного отношения к Омску. В Таре есть Спасская церковь 18 века, на которую в период с 2014-го по начало 2017 года будет выделено порядка 200 млн рублей чисто федеральных денег.

– А по программе софинансирования?

– В программе на 2015-2016 годы у нас 1 млрд 880 млн рублей, 70% которых федеральные деньги, 30% – областные. Это "Галерка", будущий "Эрмитаж-Сибирь" и "Омская крепость". Есть проблема в "Омской крепости": никак не могут определить подрядчика на два объекта. Сейчас объявили аукцион на оставшиеся четыре. МЕДИНСКИЙ жестко требует привести в порядок все здания до юбилея.

– Недавно на каком-то из телеканалов выступали омские архитекторы. Они сказали, что за этот срок, до августа 2016 года, работы по "Омской крепости" сделать невозможно. Подразумевается, что если кто-то возьмется, то это будет явная халтура.

– На каждый объект строителям необходимо от 12 до 18 месяцев, так что если в декабре начнут… Но сегодня, по новой редакции Федерального закона о объектах культурного наследия, которая вступила в силу 22 января 2015 года, все памятники можно сдавать в аренду бизнесу. Мы рассматриваем такую возможность, поэтому ставим перед собой задачу к 300-летию привести в порядок фасады. Внутри будем продолжать работу либо мы, либо уже предприниматель. Часть работ по инженерной инфраструктуре под сетью зданий уже выполнены. Картинка снаружи к юбилею города будет, а жизни внутри еще не будет.

– То есть физиономию побреете?

– Губы подкрасим.

– А конкурсы проводятся разве только на фасады?

– Нет, конкурсы проводятся на тот объем работ, который был запланирован.

– Но в конкурсной документации будут забиты сроки до Дня города. Явно что-то не то получится.

– Обозный сарай уже завершается. Предприниматели работают там уже полтора года.

– Это там, где ВАСИЛЬЕВ строит ресторан? Но он же в комплекс "Омской крепости" не входит, кажется. И не является памятником.

– Не входит, и он не включен в государственный реестр объектов культурного наследия. Они сами его восстанавливают. Понятно, что это восстановление исторически не совсем правильное. Там есть и старый дореволюционный кирпич, и новый. Мансарда, если вы видели, появилась. Но все это они делают с разрешения.

– Что с конкурсом на Воскресенский собор?

– Там у нас 91 млн рублей федеральных денег и 40 миллионов областных. Конкурс идет, подведение итогов – 30 ноября. Здание можно успеть полностью подготовить к юбилею. Мы надеемся, что заявится строитель, который это сделает. Так как это бюджетные деньги, РПЦ его никто не отдаст. Там будет музей истории города Омска. Еще туда может войти Военно-историческое общество (это одна из просьб МЕДИНСКОГО). Колоколов на колокольне не будет, внутри можно будет еще работать. Объекты культуры мы приведем в порядок к августу 2016, а заработают они позже.

 – По моим ощущениям, "Омская крепость" – это миф. Одни на ней деньги зарабатывают, другие – внимание к себе, а по факту там скука и тоска. Возвышается над этой территорией кокоринский дом. Рядом стоит без указания и вывески то ли гостиница, то ли еще что-то. Всем стыдно сказать, что ничего не получилось из крепости и не получится.

– Надо было этим раньше заниматься, конечно. Даже не 5 лет назад, а 25, когда что-то еще можно было сделать. Даже в 2008 году, когда вышло постановление № 2040 о 300-летии, если бы начали, можно было уже сделать «Омскую крепость». А сейчас, когда все это закатали под асфальт и выложили модной тротуарной плиткой... Вы, наверное, помните этот всеобщий плиточный период. Весь культурный слой тогда похоронили. Что касается Воскресенского собора, опять у нас СМИ и знаменитый Игорь КОНОВАЛОВ начинают поднимать шум, что это археологический памятник. Да, раскопали, нашли, в том числе хорошо сохранившееся подалтарное помещение, которое будет сохранено в процессе воссоздания собора. Когда мы начали готовить проектно-сметную документацию, то обратились к Николаю ТОМИЛОВУ в институт археологии. Он нам выделил очень грамотного специалиста. Тот провел большую экспертизу. Мы получили официальное заключение, что строить можно, сохранив уже имеющуюся археологию. Там ведь Игорь КОНОВАЛОВ сам раскапывал, не имея ни одного разрешительного документа. Приходил с общественниками, копал и считал, что делает для истории полезное дело. А закон при этом… Хотя я все равно считаю, что общественники – полезные люди для города и области. Я общаюсь с Игорем Леонидовичем как с человеком и профессионалом. Знаете, как он здорово помог, когда шла реставрация театра драмы. Часть фасада здания он даже сам реставрировал. Но тогда никто не торопился, 4 года шла реставрация. Здание ведь на восемь частей разваливалось. Мы могли просто потерять этот уникальный памятник.

– Вы сказали, что предпринимателям можно будет что-то делать в зданиях "Омской крепости". Что именно?

– В самих зданиях можно делать что угодно, но министерству культуры области и департаменту культуры города интересно завести туда живую историю. У нас есть хороший клуб исторической реконструкции, который показывает, как Омскую крепость защищали. Лицейский театр уже перерос свое здание. Одно здание можно ему отдать.

– Но это ведь не предприниматели.

– Ту часть, куда зайдут культура и досуг, возьмет на себя бюджет. А предприниматели предложат свое. Тот же Денис КОШЕЛЬ хотел бы открыть там отель, где была бы и пекарня, и кухня. У него такое предложение. Еще одна идея, его же, – открыть кинотеатр. Почему бы нет?

– По музею "Эрмитаж-Сибирь" планы не изменились?

– График с питерскими строителями уже подписан. К 6 августа 2016 года будут завершены работы по реставрации фасада, кровли и внутренних помещений. Что касается содержания, Музей им. Врубеля со своими экспозициями туда заедет, но создать постоянно действующую экспозицию "Эрмитажа" удастся, дай бог, к 2018 году. Там много условий. Михаил ПИОТРОВСКИЙ сразу согласился на наше предложение, но сказал: «Мы все сделаем, но содержание – за счет области". Это дорогое будет удовольствие, на бюджет повлияет сильно. Выставки будут меняться, а каждая выставка – это страхование и все прочее.

– В процессе доставки в Омск?

– Допустим, мы организуем выставку. "Эрмитаж" завозит свои подлинные экспонаты, шедевры. Это огромные суммы по страхованию, за которые надо платить. Пусть через год, но экспозицию надо будет менять. Это опять выплаты страховки.

– Что сейчас с наполняемостью зала Омского драмтеатра?

Мы сами просили организацию "ИдеалСтрой", которая занимается реконструкцией улицы Ленина, начать работы с территории Драмтеатра – Музея Врубеля, потому что у нас в июне 2016 года фестиваль "Академия". Сегодня к театру невозможно подъехать, поэтому есть пустые места в зале. Но не обвал, конечно. По прошлому году заполняемость двух зрительных залов была около 95%.

– Говорят, что у театра драмы заканчивается президентский грант и теперь ему придется туговато.

– На протяжении пяти лет наш театр драмы получает президентский грант. До этого такие гранты получали только федеральные учреждения культуры. Грант на три года. Прошло три года, и мы подтвердили право на грант. На 2016 год министерство культуры вносило предложение сделать эти гранты ежегодными. Но президент России не согласился. Проект документа уже размещен на президентском сайте, и омский театр драмы в этом списке на очередные три года стоит.

– Что все-таки будет с главным режиссером омской драмы?

– Георгий Зурабович решил уйти в свободные художники. Надо отдать ему должное, он, как честный человек, заявил об этом заранее. Сказал, что доработает текущий сезон, а весной уйдет. Мы ищем замену. Буквально два дня назад я был в Москве, встречался с нашими театральными деятелями. Ряд кандидатур уже обсуждается. Я считаю, что это должен быть человек зрелый. Хотя мне директор театра сказал недавно: "Вроде Георгий Зурабович уже передумал уходить. Может, еще останется". Я с Георгием в последнее время лично не общался. Кстати, на работу я его принимал еще в качестве директора театра. В любом творческом коллективе должен быть администратор и творческий лидер. Нельзя сказать, что у нас и в Музыкальном театре нет этих лидеров. Есть режиссер, главный хормейстер, балетмейстер. Нет главного режиссёра, но музыкальный театр, может быть, так, и устроен, что там он не нужен. В Большом театре кто-нибудь знает фамилию главного режиссера?

– А молодых и перспективных директоров не будет для Музыкального театра?

– Знаете, они есть даже в Омске. Думаю, Борис Львович сам должен прийти к тому моменту, что все: пора что-то менять. Но, наверное, чувствует в себе еще силы, хотя мы на эту тему с ним говорим.

– С 1 января 2016 года начинает работать Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве". Что-то по этому поводу вы предпринимаете?

– Мы поменяли состав попечительского совета театра драмы, привлекли туда действительно бизнес, один из представителей – Сергей КАЛИНИН. Я для Омского русского народного хора ищу сейчас такой состав попечительского совета. Еще в начале 2015 года мы людей собрали, пригласили на концерт хора. Они послушали, сказали: "Да, обязательно поучаствуем". Один автобусы пообещал, другой деньги, третий еще что-то. Совсем немного времени проходит, начинаются санкции и прочее... Сначала один отказывается, потом второй. Кризис есть кризис, но мы будем этим заниматься, причем всерьез. В ряде театров не думают о том, что придет время, когда надо будет серьезно рассчитывать именно на попечителей. По всей Европе так живут и школы, и вузы, и театры.

– Столько шума было с ТЮЗом, а здание, старое, разваливающееся, как стояло, так и стоит. Что происходит?

Здание требует серьезной реконструкции. Первое капитальное обследование здания ТЮЗа "Омскгражданпроект" провел в 2007 году. Был уже эскизный проект реконструкции, но за неимением средств или времени у экс-губернатора руки до этого не дошли. Когда началась шумиха, мы стали искать концессионера. Тогда идея Виктора Ивановича была не в том, чтобы организовать в театре торговые площади, а в том, чтобы привести здание в порядок и дать преференции тому, кто придет, в другом месте. Все равно поднялся скандал, мол, в храм культуры торгашей не пускать. На проектно-сметную документацию обычно уходит 10% от общих затрат на строительство. По смете "Омскгражданпроекта" 2007 года на реконструкцию требовалось 700-800 млн рублей по тем еще деньгам. Соответственно, 70-80 млн рублей, а то и больше, требовалось на ПСД. В бюджете таких денег пока нет, но задача эта стоит. Сейчас проведем юбилей и займемся этим зданием. Мы этот вопрос уже обсуждали с федеральным министром культуры. На одном из советов по культуре при президенте обсуждался вопрос разработки федеральной правительственной программы поддержки театров юного зрителя.

– И где она?

– Нет пока этой программы, видимо, из-за всех этих кризисных явлений. Но после юбилея мы все же постараемся привлечь федеральные деньги. Для этого необходимо будет разработать ПСД, пройти экспертизу и все остальное. Но уже сейчас мы вкладываем в здание ТЮЗа бюджетные деньги. В зале было очень холодно, зрители замерзали. Еще в прошлом году мы привели температуру в надлежащее состояние. Сегодня там тепло и в верхнем фойе, и в зале. В этом году хорошо перезимуем.

Проверим. А как у нас с развитием туризма?

– На 2014 год у нас в программе развития туризма было 15 млн рублей субсидий индивидуальным предпринимателям. Мы хорошо их осваивали, предприниматели к нам побежали. На 2015 год таких субсидий нет, и в проекте бюджета пока не предусматривается. Что касается частных инвестиций, не хочу никого обижать, но те проекты, которые мы рассматриваем, оставляют желать лучшего. Отдача будет тогда, когда будут субсидии хотя бы для малого предпринимательства. Всем главам районов Омской области губернатор еще год назад дал поручение серьезно заняться развитием туризма. К следующему совету глав он им пообещал: "Тот глава района, который не найдет у себя проект по развитию туризма, может считать, что он больше не работает". Почему область должна навязывать что-то всем 32 районам? Так не бывает. Изюминку можно найти в каждом. Мы выявили шесть самых перспективных районов, которые можно активно продвигать. Допустим, «Праздник Калача» в Калачинском районе. Это событийный туризм, почему нет? Понятно, что в Муромцево, Большеречье, Тару, Усть-Ишим можно туристов привлечь. У нас есть казачья станица Генераловка в Одесском районе. Но самый интересный проект – это ассоциация "Сибирский тракт". Там активно работает Тюкалинский район. Кроме Омской области, туда вошли районы Новосибирской области и других регионов, вплоть до Забайкалья. Можно зайти в федеральную программу для развития туристической инфраструктуры Сибирского тракта, но, опять же, потребуется 30-процентное софинансирование из областного бюджета.

– А зачем там деньги? Там надо устроить хождение в кандалах, например.

– А у нас это есть! Хотите попробовать? Есть прекраснейший Большеуковский музей. Там и кандалы есть, и повозка арестантская. Пожалуйста, километр Сибирского тракта вдоль верстовых столбов можно пройти в кандалах.

– А те 15 миллионов субсидий для ИП, о которых вы сказали, как были освоены?

– Например, предприниматель из Большереченского района купил микроавтобус на 20 мест, самый комфортабельный. Из Омска в Большеречье он возит посетителей музея-заповедника "Старина сибирская", зоопарка и так далее. Почему нет? Работает. А те, кто решил нас обмануть и списал субсидию на старую посуду, вернули деньги в бюджет.

– Как-то продвигается идея с институтом культуры в Омске или на ней поставили крест?

Кадры культуры в области стареют. У нас сегодня с высшим специальным образованием – 47%. Первая инициатива пошла от нас. Губернатор обратился с письмом к председателю Правительства России: создать в Омске федеральный вуз культуры и искусства. МЕДИНСКИЙ нашу идею поддержал. Но нас не поддержало Министерство образования России. 11 ноября на концерте Омского народного хора в московском Концертном зале имени Чайковского была заместитель председателя правительства Ольга ГОЛОДЕЦ. Она полностью 2,5 часа просмотрела программу. А хор в свой юбилейный год – 65 лет – отработает в 20 городах России. Москва была 13-м городом. Триумфально хор выступил. И Ольга Юрьевна в антракте спросила: где вы берете таких танцоров? Я сказал, что у нас есть прекрасный колледж культуры, а вот движения дальше – нет. И рассказал всю ситуацию по институту культуры и искусства. 24 ноября она собиралась быть в Омске на форуме социального предпринимательства. Очень хочет посмотреть училище имени ШЕБАЛИНА, колледж культуры. И сказала следующую фразу: «Если действительно есть база и потребность, я вас поддержу». Так что покажем, расскажем – надо этот вопрос все равно решать.

– В бюджете музеев предусмотрены средства на приобретение картин современных омских художников?

– У любого музея есть на это небольшие средства. Как без этого? Кроме того, у каждого музея есть внебюджетный фонд. У вдовы ЛИБЕРОВА есть работы, которые мы хотели бы выкупить. Она настаивает на том, чтобы мы одним разом купили все, что у нее осталось от Алексея Николаевича, но у нас так пока не получается.

– На новые книги для библиотек какие-то деньги еще выделяются?

– Долгие годы даже в наших современных условиях на комплектование книжных фондов и компьютеризацию библиотек выделялись большие деньги из федерального бюджета. Решили проблему компьютеризации – федеральные деньги ушли. Но книги-то новые по-прежнему нужны каждый год. В этом году на 800 библиотек Омской области было выделено около 700 тысяч рублей федеральных денег. Из муниципального бюджета на одну библиотеку идет от 30 до 100 тысяч рублей в год. В частности, в Крутинском районе на комплектование книжных фондов в 2015 году предусмотрено 434 тысячи рублей.

Область тоже софинансирует.

– Но вы считаете это проблемой?

– Конечно! Это проблема не только Омской области, а всей России. Все регионы сейчас считают, куда лишнюю копейку вложить: в медикаменты, которые нужны каждый день, или в книгу. Я приезжаю в район, захожу в сельскую библиотеку. Первое, что спрашиваю: "А как у вас с комплектованием? Как с детской литературой?". Приезжаю в одну библиотеку и спрашиваю: "А как у вас с лапшой?" Они мне говорят: "Мы предыдущим начальникам начинали рассказывать про лапшу, а они обижались. Мол, они нам о серьезном, а мы им про лапшу" Лапша – это на «библиотечном языке» детская литература на 2–3 странички, тонкая. Для них лапша – это тоже проблема. В Пушкинке, городских библиотеках так остро она не стоит. Из областного центра мы уже отправляем в районы детскую литературу. Это не ветхие, списанные книги, а дублетные экземпляры.

– Спасибо за беседу, Виктор Прокопьевич.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/noyabr/-44/79730