«Мы через прессу превратили сельское хозяйство в черную дыру»

Дата публикации: 18 ноября 2015

Очередной разговор об импортозамещении поднял нешуточные проблемы

6 ноября в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» состоялся круглый стол «Импортозамещение в аграрном секторе Омской области – новые перспективы развития региона». Тема не нова, тем не менее высказать свою точку зрения по данному вопросу собрались представители ведущих хозяйств и организаций. Рассуждения начал директор ЗАО «Соляное» Черлакского района Виктор БЕЛЁВКИН. Он отметил, что в вопросе импортозамещения много выдуманного, на деле же для его решения требуется конкретика, в частности, выделение бюджетов, как это практикуется за рубежом: «Объявить тему – одно, а должны быть какие-то основания, нормативные документы, бюджеты, начиная с федерального. Нужно менять подходы к сельскому хозяйству. Пока же мы работаем – куда нас вынесет штормующее море». Виктор БЕЛЁВКИН уверен: чтобы дело сдвинулось, нужно властям на всех уровнях предпринимать необходимые действия: «В отрасли необходимы перемены. Будучи еще замгубернатора (с 1999 по 2004 год – начальник Главного управления сельского хозяйства Омской области и заместитель губернатора. – Прим. ред.), я решил, что надо модифицировать облик скотного двора. Не потому, что мне сказали, а сам понимаю: пришло время менять подходы, условия труда людей».

Поспорить с точкой зрения агрария позволил себе владелец сети супермаркетов «Низкоцен» Виктор ШКУРЕНКО: «Мы живем в рыночной экономике, и я не верю, что сверху кто-то выделит ресурсы, что будут большие государственные инвестиции в сельское хозяйство. Ожидание постановлений правительства, а тем более местного минсельхоза не поможет импортозамещению точно. Нужна частная инициатива, частные деньги, которые будут вкладываться в развитие сельского хозяйства». На реплику Виктора БЕЛЁВКИНА, что производители плачут от условий, предлагаемых сетями, Виктор ШКУРЕНКО возразил: «Если зайти в магазин, 70 процентов на полках – это наши переработчики. «Вимм-Билль-Данн» («Пепси») – не плачет, Danone – не плачет, Любинский молочно-консервный комбинат совсем не плачет. Жалуются те, кто не в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию, у кого нет нормального коммерческого персонала».

Как живет село

Оказался тесно связан с темой импортозамещения продуктов и вопрос кадрового потенциала села. Виктор БЕЛЁВКИН, говоря об оттоке молодежи из села, пожаловался: «Чтобы они не уезжали, я все делаю, что от меня зависит. Но нам должны плечо подставлять власти на всех уровнях – районная, областная, федеральная. Сегодня не видно, как живет село, что происходит, кто там работает».

Удержать кадры в селе сложно, еще сложнее привлечь их извне. Стереотипы, созданные десятилетиями, делают свое дело, поэтому даже там, где ситуация меняется в положительную сторону, сложившееся представление о деревне мешает развитию. И, по мнению руководителя ЗАО «Соляное», не последнюю роль в этом играют СМИ. Он обеспокоен сложившимся положением дел: «Вот у меня сегодня особняк свободный, газ есть, вода, канализация, Иртыш рядом, дорога хорошая и зарплата 40 тысяч. Я не могу найти специалиста – не едут. Почему? Потому что мы через прессу превратили сельское хозяйство в черную дыру: все пьяницы, алкоголики, школ нет, дорог нет».

Его поддержал заместитель председателя СПК «Большевик» Михаил ЛЕЩЕНКО: «Люди уезжают из деревни. Не обязательно в город, в райцентр, Полтавку. Мы находимся в 200 километрах от Омска. Начинаешь спрашивать, почему уезжаете, говорят: как я могу остаться, если даже до Полтавки не могу доехать. Из города до нашего райцентра – 150 километров – это полтора часа, а от Полтавки до нас – 2 часа, т.к. дороги у нас нет». По его мнению, судьба деревни тесно связана с развитием животноводства, причем речь не о крупных хозяйствах, а о буренке в каждом дворе, как это было раньше – 20-30 лет назад: «Животноводство – это деревня. Убрали коровок – закончилась деревня. Хочет государство поддерживать – будет деревня, не хочет – не будет, какие бы мы комплексы ни строили». Он акцентировал внимание на современных масштабах развития: сейчас на всю Омскую область строятся три животноводческих комплекса.

Директор центра непрерывного профессионального образования ОмГПУ Наталья ГАРАФУТДИНОВА рассказала о решении кадрового вопроса с точки зрения обучения и переобучения аграриев: «С 2016 года на территории РФ вступают в действие новые федеральные образовательные стандарты, где все, что связано с квалификацией, будет идти непосредственно от работодателя».

Кредитование АПК

Об участии Россельхозбанка в вопросах импортозамещения в сфере АПК рассказал заместитель директора омского филиала банка Евгений СМЕЛЯНЕЦ. В частности, подтвердил, что сегодня на кредитные средства происходит реконструкция трех хозяйств, представители двух из них – ЗАО «Соляное» и СПК «Большевик» – присутствуют на круглом столе. В Соляном строят животноводческий комплекс на 800 голов, а в «Большевике» – на 600. Хозяйства приобретают в том числе за кредитные деньги современные комплексы типа «карусель», которые, по мнению Евгения СМЕЛЯНЦА, позволят повысить рентабельность молочного производства. Третий проект реконструкции, который кредитует в этом году Россельхозбанк по птицеводству – модернизация Любинской птицефабрики. «Банк не то что не останавливался, он продолжает наращивать темпы. Фермеру сегодня кредитные ресурсы доступны. На 1 ноября 2015 года на сезонно-полевые работы выдано порядка 3 млрд рублей и на приобретение сельхозтехники – около 600 млн рублей. Сегодня 95 процентов сельхозтоваропроизводителей региона обслуживаются в Россельхозбанке. Мы должны поддерживать сельское хозяйство, и все кредитные продукты у нас заточены под него», – отметил представитель Россельхозбанка.

От поля до прилавка

Волноваться за обеспечение региона продуктами питания не стоит – к такому выводу пришли участники круглого стола. «У нас область самодостаточная. Процентов 40 продовольствия вывозится за ее пределы. Не стоит вопрос, чтобы потребитель был сыт, но возникает другой – мы со своей продукцией никому не нужны», – отметил Виктор БЕЛЁВКИН и в качестве примера привел зерно, которое теряет свою конкурентоспособность из-за огромных затрат на транспортировку. Затронул он и вопрос, какую часть в стоимости готовой продукции на прилавках занимает доля товаропроизводителя.

Объяснять законы ценообразования на продукцию агросектора вызвался единственный представитель торговли за круглым столом – Виктор ШКУРЕНКО. Он рассказал о четырех звеньях (сельхозпроизводитель, переработчик, дистрибьютер и розничная сеть), о том, что три из них идут до магазина, и пожаловался: «Производители не воспринимают такие вещи, как амортизация... У каждого звена свои расходы. Чем дороже молоко, тем лучше, потому что деньги остаются в отрасли». Относительно цен руководитель «Низкоцена» отметил, что не все молоко стоит 42 рубля, как «Домик в деревне», есть так называемое акционное молоко по 30 рублей за литр: «Я вас, наверное, разочарую: этого молока продается гораздо меньше, чем по 42 рубля, потому что потребитель хочет покупать более качественное, в более удобной упаковке. Я специально бегаю ищу дешевого переработчика, чтобы поставить на свою полку пусть плохого качества, но дешевое молоко».

В своих откровениях Виктор ШКУРЕНКО дошел и до темы пальмового масла: «Каюсь, грешен: у нас очень много продается масла из наполнителей. Это не ко мне вопрос, это к населению. Пачка любинского масла стоит в четыре раза больше, чем пачка с пальмовым, и я, как ретейлер, обязан положить последнее на полку. При этом хочу подчеркнуть, что оно не вредное, это тоже иллюзия. Я не могу работать на одну категорию населения, должен охватывать все. Если пенсионерам нужна за 20 рублей пачка псевдомасла, я ее поставлю. Вывод: рыночная экономика чем хороша – она разумна».

Эффекты

Отсутствие импортной продукции на прилавках, по мнению Виктора БЕЛЁВКИНА, не слишком отразилось на темпах развития хозяйств: «Если в прошлом году ценник на молоко был 21 рубль на эту дату, то сегодня – 17. В магазине, конечно, цена подросла, но наша продукция дороже не стала. Хотя затраты возросли».

С точки зрения Виктора ШКУРЕНКО, положительно сказались на развитии села не столько санкции, сколько девальвация. Специалист же по продажам ООО «Сибагрохолдинг» Кирилл БИТЕНЮК, напротив, рассказал о проблемах, которые возникли в связи с девальвацией рубля и продуктовым эмбарго. В частности, подорожали удобрения и семенной материал. Дело в том, что компания использует продукцию голландского или немецкого производства, а ее цена выросла вдвое. «Сельское хозяйство достаточно тяжело вытащить на самоокупаемость. Для этого необходима современная техника, хранилища, семенной материал, более глубокая переработка», – рассказал Кирилл БИТЕНЮК и отметил, что Сибагрохолдинг сегодня старается уходить от обычного, так называемого грязного картофеля к предподготовленному, т.е. мытому, поскольку это более маржинальный сегмент, который позволяет выйти на самоокупаемость.

Представитель Сибагрохолдинга напомнил об ожидающемся повышении тарифов транспортных компаний, что приведет к новому росту цен на продукцию сельхозтоваропроизводителей. Также он объяснил присутствие на прилавках египетского картофеля: «Сезонность. В России 75 процентов картофеля производится в хозяйствах, где качество хранения оставляет желать лучшего. 25 процентов – это товарный рынок, организованные производители, к которым относимся и мы. При строительстве овощехранилищ сезонность сглаживается, и можно выйти на импортозамещение, без этого ввоз египетского или другого импортного картофеля нам необходим».

Согласилась с Кириллом БИТЕНЮКОМ в том, что производство картофеля частными хозяйствами в пять раз превышает объемы организованных предприятий, доцент кафедры биологии и биологического образования ОмГПУ Наталья ПЛИКИНА. По ее данным, в таких отраслях, как картофелеводство, овощеводство, производство мяса значительная роль принадлежит населению. Она обратила внимание участников круглого стола на деятельность предприятия «Бородино», где не только выращивают рыбу, но и производят мальков, которых запускают в Иртыш: «Буквально 15-16 октября была акция: с целью воспроизводства выпущено 8 тысяч мальков сибирского осетра, занесенного в Красную книгу Омской области и РФ».

В завершение диалога за круглым столом Виктор ШКУРЕНКО сказал: «Импортозамещение в современной России – не самый плохой лозунг. Не важно, что будет сделано, а важно, что об этом говорят. Возможно, каких-то предпринимателей это сподвигнет инвестировать деньги в производство». Сельхозтоваропроизводители же, похоже, не слишком верят в разговоры об импортозамещении и частных инвесторах, которые придут поднимать деревню.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/noyabr/-44/my-cherez-pressu-prevratili-selskoe-hozyaystvo-v-chernuyu-dyru