На яхте вокруг Эльбы, или Об остроте ощущений

Дата публикации: 18 ноября 2015

Директор Издательского дома "КВ" Юлия МАЛЮТИНА провела неделю, путешествуя на яхте вокруг итальянского острова Эльба. Она согласилась поделиться впечатлениями об этом необычном виде отдыха.

Мы любим отдыхать в компании друзей. Еще в прошлом году родилась идея совместной поездки на яхте. На недельку, так, чтобы все свои. Теплое море, ласковое солнце, дружеские шутки. Помог этой мысли оформиться в действие наш омич, много где побывавший Андрей ДАШКОВ, капитан с лицензией, позволяющей управлять яхтой интересующего нас размера в интересующем месте. Собралось восемь человек, мечтающих об итальянском солнце в сентябре. Однако за год и курс евро поменялся, и семейные обстоятельства у части компании, поэтому поездка несколько видоизменилась. Нас таки собралось восемь человек, но от предыдущей группы осталась только половина. Плюс капитан, плюс еще трое, пожелавшие присоединиться, но нам совсем незнакомые товарищи.

Эта длинная предыстория нужна для понимания, что такая поездка, как запланировали мы – и матросы – сами, и готовим сами, живем в каютах, а не на берегу – станет просто невозможной, если среди членов команды есть напряжение. Нам повезло. Новые друзья – теперь именно друзья – оказались с нами «из одного профсоюза».

Прилетали мы из разных мест и поэтому встретились 11 сентября в городе Фолонике, что на побережье Тирренского моря. Именно там находилась марина di Scarlino (ди Скарлино) с ожидающей нас яхтой. Марина – это место для парковки яхт, от морских волн она защищена насыпями, позволяющими почти не чувствовать качки даже в шторм. Вечером мы в предвкушении завтрашней загрузки на яхту всей компанией собрались в ресторане на берегу моря, поназаказывали на общий счет кто чего и, как и следовало ожидать, получили в счете сумму, несколько больше ожидаемой. Однако, увидев мое лицо, а вела переговоры с персоналом большей частью я, шеф-повар, активно с нами общавшийся, понял, что русские могут огорчиться не на шутку. И тут от него посыпались то пирожные только для барышень, то ассорти из сыра и прошуто для моего мужа, сидевшего рядом, то игристое вино. И все это в виде презентов. Просто потому, что русские такие классные, Путин – супер, а Путин и Берлускони – вообще дружба навек. В итоге славные итальянцы нас накормили примерно по прайсу, так что мы на них не в обиде. Завтра нас ждала яхта, на которой мы за неделю обойдем остров Эльба, известный как место, где проводил время в изгнании Наполеон.

Загрузка на яхту

Следующим утром мы отправились в супермаркет за провизией. Именно там мы поняли, что сработаемся экипажем. Каждый что-то планировал готовить, поэтому закупки превратились в предвкушение гастрономических удовольствий. Много овощей, фруктов, мясо, сыры, сырокопчености и прочие радости. Распихав три огромные телеги провизии по двум багажникам наших авто, мы отправились в марину.

По прибытии наш капитан Андрей велел нам особо не путаться у него под ногами, потому как ему предстояла процедура приемки яхты. Дело это небыстрое, часа на два-три. Мы бросили машины на стоянке и пошли гулять по марине. Не всякая марина способна по своей глубине принять большие яхты, но Marina di Scarlino никаких затруднений с этим не испытывала.

Наша Sun Odissey 45 была явно крупнее среднего размера, но и она уступала габаритами некоторым соседям. 45 – это размер в длину, измеряемый в футах. То есть по метрической системе около 15 метров. Яхта парусно-моторная, готова и к ветру, и к безветрию. На яхте 4 каюты, по две в носовой части и в кормовой. В каталогах я видела эту яхту в варианте с двумя каютами – по одной на носу и на корме. В таком виде каюты становятся почти полноценными приличными номерами. В нашем же варианте – мало место на полу, так как все пространство каюты – это большая кровать. В связи с этим наш капитан заранее просил не везти с собой громадных формованных нескладывающихся чемоданов. Мол, вам же с ними и спать потом.

Кают-компания очень уютная, комфортно вмещаются все 8 человек. На кухне есть все что нужно – посуда, два холодильника, куча нишевых пространств для хранения непортящейся снеди. Кстати, именно объем этих пространств в итоге во многом определял комфорт в кают-компании, ведь бутыли с маслом, водой, соусами не должны во время качки кататься по всей яхте. Открывающиеся дверцы снабжены специальными ручками с кнопочками. Нажал – она не откроется, пока не отожмешь. Это профилактика от самораскрытия. Плита на кухне устроена на подвесах. При качке яхты она тоже качается, некоторым образом компенсируя волнение моря. В этот момент члены экипажа, не подверженные морской болезни, могут готовить, не переживая, что кастрюли и сковороды улетят на пол.

Когда наш капитан принял яхту, он получил на руки два ключа, с помощью которых в марине открывались и шлагбаум на въезде, и санузлы. Причем бесплатно на территории самой марины на авто для выгрузки можно было находиться 20 минут с момента проезда через шлагбаум. Потом ты либо платишь, либо тебя тут уже нет. Но надо сказать, что прямо рядом с мариной огромная прекрасная бесплатная парковка, где стояло подавляющее большинство машин, а нахождение авто в самой марине стоит 50 евро за неделю.

После загрузки на яхту всех личных вещей и провизии нам предстоял некий инструктаж. А поскольку мы решили, что длинный переход до Эльбы лучше перенести на завтрашний день, у нас было время освоиться с кухней и приготовить ужин. Наши соседи по пирсу были заняты тем же. Когда мы собрались на палубе перед принятием пищи, капитан сообщил, что взял с собой российский флаг, надо бы повесить. Что мы и сделали, поднимая его под самостоятельно исполняемый гимн. Соседи смотрели на нас с удивлением, однако и немцы, и итальянцы уже были с флагами, и как они их поднимали – мы не видели.

Что почем

Если в нескольких словах об экономике путешествия под парусом, то в расходной части – аренда собственно яхты на заранее оговоренный срок, ее страховка, услуги капитана и другого персонала (если кому-то нужен другой персонал), стоимость топлива для заправки и пресной воды и оплата «паркинга» в маринах. Это все взял на себя наш капитан. Ну и затраты на питание.

Аренда яхты, по большому счету, ничем не отличается от аренды автомобиля за рубежом. Ты так же заранее выбираешь даты, место и модель, вносишь частичную предоплату, указываешь свою лицензию. Без такой лицензии яхту, как и автомобиль без водительских прав, не дадут. На месте производишь окончательный расчет и вносишь депозит, который покрывает сумму франшизы при страховке. Кстати, как сказал наш капитан, страховка, конечно, есть, но, учитывая немалую франшизу, любая мелочь – весло от надувной лодочки, стекло малюсенького иллюминатора – стоит от 200 евро. Если при сдаче яхты нет проблем, то депозит разблокируют.

Нам яхтенная неделя обошлась в 770 евро с человека и около 70 евро с каждого на питание. Питание? Конечно? по стоимости может варьироваться, но у нас в этот ценник вошел и алкоголь. Италия – страна прекрасного вина. Вино на яхту мы брали исключительно в тетрапаках, чтобы бутылки не катались, а в такой упаковке особо дорогое вино, пожалуй, и не продают.

Ожидания и реальность

Не знаю, кто как представляет себе неделю на яхте, но мой размягший летом мозг рисовал себе теплое ласковое солнце, легкий ветерок, достаточный для наполнения паруса, но не поднимающий волну, бирюзовые пляжи, на которых безлюдно, потому как попасть на них можно только с моря, много купания, свежей рыбы и масса других удовольствий, среди которых и управление парусами. Не то чтобы всю свою жизнь я была изнеженной девицей. Просто, видимо, человек такая скотина, которая точно не будет противиться сибаритству. А возможно оно на яхте, только если погода позволит. Нам не позволила.

13 сентября после плотного позднего завтрака мы выходили в море. До Портоферрайо на Эльбе около 2,5-3 часов хода. Капитан принес из офиса марины лист с прогнозом погоды и сообщил, что будет приличный ветерок, солнце подзатянет облаками и возможен даже дождь. Но пока стояло солнце, да и ветерок в марине не ощущался, а внутренний голос шептал что «авось пронесет». Позже, выйдя на открытую морскую гладь, мы почувствовали, что ветерок действительно есть, и решили поупражняться с парусами. Пять здоровых мужиков и некоторые другие из обоза разбирались с чехлами, веревками, блоками, каретками, лебедками и прочими интересными снастями. Надо сказать, что у каждой яхты свои особенности такелажа. Ну, то есть принципы общие, а исполнение весьма разнится. Поэтому даже для капитана не все сразу было очевидно, а уж для таких матросов, как мы, которые как и что называется помнят с трудом, и подавно. Однако грот был успешно расчехлен и поставлен, за что отвечает каждая веревка – выяснено, как уворачиваться от гика – перекладины горизонтальной части паруса, которая при резком изменении направления ветра может быть серьезной угрозой голове – усвоено. Затем грот убран, поставлен стаксель, затем убран и он. Все эти маневры заняли около получаса, все это время мы не шли в нужном нам направлении, а просто тренировались, поэтому к моменту, когда поняли, что ветер крепчает всерьез, к конечной цели еще не начали приближаться.

Ветер не просто крепчал. Он начал гнать волну. Предупрежденные капитаном, мы все, конечно, запаслись некими средствами борьбы с морской болезнью. Однако она в тот день побеспокоила даже самых стойких. Волнение моря в 4-5 баллов с ветром более 20 узлов обеспечило нам массу незабываемых впечатлений. Волна более двух метров ничто для большого парома, но для яхты длиной 15 метров такая волна в борт весьма бодрит. Капитан стоял у штурвала и лавировал, минимизируя качку. Однако те, кто выпил нашу «Драмину», чувствовали себя не особенно хорошо. Мне повезло. Я выпила желтую тайскую таблеточку. Кто был в Таиланде и погружался или катался на спидботах, такие таблеточки видел. Они там дайверских офисах часто в тарелках горстями набросаны. Что за траву они туда складывают – не знаю, но она работает. А может быть, мне просто было страшно, поэтому было не до морской болезни. Ко всему прочему тучи закрыли солнце и пошел дождь. При этом из-за качки находиться можно было только на верхней палубе, а значит, под дождем. Из-за того что яхту мотало из стороны в сторону, на кухне сломалась плита. Подвесы были на шурупах, которые вырвались с мясом. Но наши крепкие парни, несмотря на качку, все починили. При этом внизу, в кают-кампании, во время сильного волнения находиться – просто мука.

До Портоферрайо мы добрались часа за три. Обеспокоенные, мокрые, но воодушевленные близостью марины. Уже позже капитан сказал, что такое волнение для нашей яхты ерунда, у нас киль в две тонны и перевернуть такую яхту весьма и весьма сложно. И такое боевое крещение позволило нам сразу проще относиться в дальнейшем к качке и сильному ветру. Однако мозг в первый же день вместо ожидаемых эндорфинов получил ведро адреналина, что позволило легко расстаться с розовыми очками и планировать путешествие адекватнее.

Ради чего

Несмотря на то, что природа над нами смеялась, мы получили огромное удовольствие. Своей верхушкой Эльба постоянно цепляла проплывающие облака. Даже когда светило яркое солнце, задувал ощутимый ветерок, что сказывалось на волне. Пляжи в такую погоду не бывают бирюзовыми, так как волна перемешивает все что можно. Рыба бурлила вокруг яхты, когда ей бросали хлеб, но тут же рассасывалась, стоило забросить крючок. Две легкомысленные рыбки скромного размера все же поймались, а один из крючков был оторван или откушен вместе с леской каким-то крючкоедом. То есть для рыбного блюда на восьмерых маловато, пришлось добычу выпустить.

На Эльбе за пять дней мы посетили четыре марины. Это Портоферрайо, Марина Марчиано, Порто Аззуро и Рио Марина. Это замечательные места. Каждое заслуживает потраченного на него времени. Это и удивительные виды, и неспешная жизнь, которую не всегда встретишь на материке. Правда рыба на острове поразила своим высоким ценником, но это, видимо, происки профсоюза рыбаков. Но нам этот факт не помешал ни приготовить ее самим, ни полакомиться в местных заведениях.

На самом деле мы таки побывали на пляже, доступном только с моря и в хорошую погоду. Это даже не пляж как таковой, а романтичный узкий перешеек между Эльбой и близстоящим крохотным островком. Эта тридцатиметровая тропа заливается морем сантиметров на двадцать пять, а слева и справа от нее в теплой прозрачной воде видна потрясающая морская жизнь, во всяком случае для этого региона.

Мы проводили прекрасно вместе вечера. Когда с друзьями на палубе или за столиком в марине и не надо никуда спешить. Когда каждый вечер обсуждаешь произошедшее за день, обмениваешься впечатлениями, и все это за замечательной едой.

На третий день путешествия таблетки от укачивания уже никому не были нужны – организм адаптировался к новым условиям и больше не протестовал. Возвращаясь в марину di Scarlino, мы уже бодро шли под парусом и получали от этого неописуемое удовольствие.

Такой вид отдыха отличается от обычных поездок компанией на материке. Отличается уровнем остроты ощущений и теснотой круга общения. Эмоционально он скорее близок к походным условиям, хотя финансово не близок совсем. Но это крайне интересный опыт, и если вы еще не пробовали ничего подобного – попробуйте. Вам скорее всего очень понравится.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/noyabr/-44/na-yahte-vokrug-elby-ili-ob-ostrote-oshchushcheniy