Книжный клуб: Политика у шимпанзе и мичман ХОРНБЛАУЭР

Дата публикации: 07 октября 2015

Сесил ФОРЕСТЕР. Мичман ХОРНБЛАУЭР.

М.: Вече, 2014 – 288 стр.

Тираж 3 000 экз.

Экзамен на лейтенанта

Морские волки вырастают из неуклюжих щенков

«Мичман ХОРНБЛАУЭР» был написан позже основного корпуса романов о Горации Хорнблауэре, британском морском офицере эпохи Наполеоновских войн. Каждую из пяти базовых книг саги автор писал как последнюю, не предполагая возвращаться к этому герою. Тем более не задумывался о приквеле. Но в 1948-м у него случился сердечный приступ, в результате которого писатель попал в больницу, где у него возник замысел рассказа о юном 17-летнем мичмане, начавшем свою карьеру с того, что его укачало даже не в море, а в бухте, когда он впервые вступил на корабль. Позор для будущего моряка! ФОРЕСТЕР даже не сразу понял, что этот худой длинный мичман – это юный ХОРНБЛАУЭР. Ему пришлось так нелегко – дедовщина существовала не только в советской армии – что он даже задумывался о самоубийстве. Но математически точный ум, который все последующие годы и романы позволял ему блестяще играть в вист, нашел выход, как уравнять шансы свои и его мучителя. Кстати, не удивлюсь, если выяснится, что АКУНИН читал ФОРЕСТЕРА до того, как взяться за цикл о ФАНДОРИНЕ. Впрочем, английский писатель писал не детективы, но не менее увлекательное, чуточку авантюрное и до предела насыщенное морской терминологией и бытовыми деталями  повествование. Знаете ли вы, как набирались моряки на военный флот после приказа о призыве? Отряд морской полиции с дубинками шел по портовому городу и рекрутировал каждого встреченного моряка! Кстати, члены такой полиции были чуть не на каждом корабле и при морском сражении стояли в тылу во всеоружии, дабы морякам не приходило  в голову струсить и скрыться в трюме.  Оказывается, в британском флоте конца XVIII века активно использовались заградительные отряды. Очень интересна система призов, когда пленный французский корабль не с одним десятком моряков в надежде на призовые деньги перегоняет в Англию экипаж из четырех-пяти человек: «Хорнблауэр вынул из-за пояса пистолет и направил на капитана. Тот, увидев дуло в четырех футах от своей груди, отпрянул назад. Хорнблауэр левой рукой вытащил второй пистолет. «Возьмите, Мэтьюз, – сказал он. «Есть, сэр, – послушно отвечал Мэтьюз, затем, выдержав почтительную паузу, добавил: «Прошу прощения, сэр, может быть, вам стоит взвести курок». «Да», – отвечал Хорнблауэр в отчаянии от своей забывчивости. Он с щелчком взвел курок. Угрожающий звук заставил капитана еще острее ощутить опасность». Обратите внимание: у британского моряка изначально не было пистолета. Он был только у офицера. Маленькая деталь, говорящая о многом.

mif1959

Франс де ВАЛЬ. Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов

Серия «Политическая теория»

М.: Изд.дом «Высшей школы экономики», 2014 – 272 стр. Тираж 1 000 экз.

Воля к власти

Поведение людей не особенно отличается от того, что делают шимпанзе

После «Жизни и времен либеральной демократии» Кроуфорда Макферсона, «Государства и политической формы» Карла Шмитта и прочих исследователей структуры государства и общества в серии «Политическая теория» появилась книга о шимпанзе – результат многолетних наблюдений над обезьяньей общиной зоопарка в нидерландском городе Арнем. Эта книга с 1982 года была переиздана на Западе 25 раз и даже попала в список, рекомендуемый конгрессменам на первом году их работы. Автор описывает события в колонии, состоящей из 23 обезьян. Между ними четко распределены роли: альфа-самец, самая старая самка – старожил вольера, которая пользуется огромным уважением, подрастающие и пробующие силы самцы и самки, детеныши. В книге много наглядных примеров откровенного целеполагания (назовем это так) действий приматов. Подробно описаны два переворота в их общине, тщательно подготовленные, с предварительным поиском возможных союзников – в одном из них власть держалась только на коалиции: без такой поддержки более сильный смещенный вожак просто бы смял претендента. Ряд эпизодов производят сильное впечатление. Тот, например, где рассказывается, о сопротивлении вожака Лейта настойчивым попыткам второго по силе – Никки «понизить» его. В этот момент Лейт уже не был уверен в прочности своей власти, но ему было необходимо ее демонстрировать, так как в ином случае он бы и не продержался во главе общины ни секунды. Как известно, шимпанзе широко скалят зубы, когда напуганы или подавлены. Это, в частности, для соперника сигнал, что его противник психологически сдал. Лейт загнал не перестающего ему угрожать «уханием» Никки на дерево, но отвернулся от него, так как у него самого появился этот оскал неуверенности. Он руками сжал свои губы, потом еще, и так повторил три раза, пока не справился со своей нервной реакцией. И только после этого повернулся лицом к Никки и продемонстрировал жестами свою силу и волю. А после того как он удалился, Никки спустился с дерева и, отвернувшись, тоже нервно оскалился. То есть он внешне «смело» дразнил и угрожал вожаку, но при этом тоже преодолевал свой испуг.

mif1959

Живопись Омска XX-XXI веков. Каталог

Омский областной музей им. М.А. Врубеля, 2014 – 320 стр. 300 экз.

Синюю краску возьми, чтобы вечер...

Омские художники в коллекции ИЗО

Коллекция живописи омских художников XX-XXI веков, представленная в данном каталоге, включает 1211 произведений 93 авторов. Все они расположены по алфавиту. И это сталкивает художников разных времен и даже стран: СССР и Россия. Картины середины 20-х Самуила Фельдмана с казахскими пейзажами и старым одноэтажным и деревянным Омском соседствуют с казахскими же «Подругами» 1928 года Виктора и Лии Уфимцевых. Есть более экспрессивные репродукции и самого Уфимцева. Написаны они уже после краткого футуристического его периода, но до отъезда в Узбекистан и парадных официозных картин с Лениным и Сталиным. А рядом Марина Усова с искаженными странными фигурами детей, но эти некрасивые дети чуть ли не со взрослыми лицами словно смотрят на нас из 90-х эпохи «Маленькой веры». Много работ Георгия КИЧИГИНА. И первая, 1979 года, – «Настя». Четырехлетняя дочь с серьезным лицом, а рядом – детский ее рисунок с радугой и весело трубящим слоном, и деревянная несуразная кукла «Пеппи Длинныйчулок». И лицо отца, отражающееся в зеркальце в ее руках. Через некоторое время отец их с матерью оставит, а Настя станет интересным самостоятельным художником. Но ее работ в каталоге и, соответственно, в музее нет. Зато есть Дамир МУРАТОВ (но нет Артура) с замечательным, в багровых оттенках, «Искушением святого Антония». Эта работа показывалась на выставке «Синтез» в 1992 году, когда в Омске как из ниоткуда появилось множество молодых интересных нестандартных художников. Из той же поры «Синтеза» и «ЭХА» – Владимир ВЛАДИМИРОВ с его непохожими ни на кого яркими «Творцами», «Взлетающими», «Белой вороной».

Понятно, что в музее и каталоге много художников советских, рисовавших крестьян и рабочий класс. Там тоже есть на что посмотреть. Взять хотя бы «Доярки» Николая БРЮХАНОВА 1963 года – замечательная картина, немножко забавная, немножко авангардистская. Или «Возвращение с лыжной прогулки» Николая Третьякова 1950-х годов – оживленная компания ребятишек, вся засыпанная снегом, веселая, довольная. Или озябшая девушка в красной косынке, едущая на телеге в темную глушь «По путевке комсомола» – Александра Голубецкого. На скольких соцвыставках она только не была! А сколько здесь омских пейзажей и омичей, как известных – академик Бисярина или Иван Подковка из ПХБО «Восток», так и канувших в Лету, но оставшихся в вечности на этих картинах. Правда, большинство из них хранится в запасниках и редко выставляется. Разве что к юбилею того или иного художника.

mif1959



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/oktyabr/-38/knizhnyy-klub