Фильм Александра СОКУРОВА в России показали дважды, 28 сентября в Омске и 2 октября в Санкт-Петербурге
28 сентября в Омске прошла российская премьера фильма Александра СОКУРОВА "Франкофония", ставшего лучшим европейским фильмом конкурсной программы 72-го Венецианского кинофестиваля по версии Федерации европейских и средиземноморских кинокритиков (FEDEORA). Режиссер входит в попечительский совет Эрмитажа. Его визит в Омск с новой картиной стал элементом поддержки проекта "Эрмитаж-Сибирь", который станет центром-спутником Государственного музея в Санкт-Петербурге.
В Омске прошел один из двух показов "Франкофонии" на родине режиссера. 2 октября в Санкт-Петербурге картина стала фильмом закрытия фестиваля "Послание к человеку". В российский прокат она не вышла.
– У нас в стране нет общенационального проката. Государственная прокатная система ликвидирована. Есть только та, которая обслуживает крупные американские кинематографические корпорации. С серьезной картиной попасть в эту сетку в общем-то невозможно, – сказал Александр СОКУРОВ на пресс-конференции за пару часов до премьеры.
Режиссер считает, что особого интереса "Франкофония" в России все равно не вызвала бы, потому что чужда отечественному зрителю даже по тематике.
– Это фильм о гуманитарных проблемах войны. У нас не принято говорить о гуманитарных аспектах войны. У нас есть раздраженное, почти психиатрическое отношение к этой теме. Когда речь идет о серьезных, больших исторических узлах, это как-то не очень общественностью воспринимается. Значит, такое время.
Как объяснил сам Александр СОКУРОВ, фильм рассказывает о том, как в 1940 году оккупированному немцами Парижу удалось уберечь "то, что в большей степени, чем что-либо еще, достойно было спасения" – коллекцию Лувра.
– Один из персонажей нашего фильма – Лувр. В моем представлении Лувр не мог быть без Эрмитажа. Когда-то я свою жизнь цивилизованного человека начинал именно с Эрмитажа. Поэтому эта цепочка очень просто образовалась.
Отвечая на вопрос о любимых залах Эрмитажа и художниках, режиссер рассказал, что не мыслит себя без Рембрандта и Эль Греко ("Это часть моей сущности. Я, в том числе как русский человек, формировался вот этой культурой").
– Есть залы, которые вызывают у меня очень эмоциональный внутренний отклик, в которых удивительно соединяются человеческое тепло и эстетика. Где эстетика этична. Я себя там чувствую, как во сне, как в мечте какой-то.
Для Александр СОКУРОВ Эрмитаж – "главное место на родине" и "единственное место, которое смиряет с жизнью в Петербурге".